о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца



2-6612/5

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., при секретаре Сабуровой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Республики Карелия к Панкратьевой Е.В. о взыскании излишне полученной пенсии по потере кормильца,

установил:

В производстве Петрозаводского городского суда находится гражданское дело по иску Панкратьевой Е.В. к Военному комиссариату Олонецкого района и Военному комиссариату РК о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца, иск заявлен по тем основаниям, что с 01 января 1996 года после смерти отца военнослужащего Панкратьева Е.В. получала пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей. По достижении истицей возраста 18 лет ей перестали выплачивать пенсию по тем основаниям, что 12 августа 2006 года она поступила на очную форму обучения в Финляндию. 20 августа 2009 года истица обратилась в военный комиссариат с заявлением о назначении пенсии до достижения возраста 23 лет, т.е. до окончания образовательного учреждения. В связи с тем, что Панкратьева Е.В. поступила в образовательное учреждение Финляндии самостоятельно без международного договора в назначении пенсии ей было отказано. Панкратьева Е.В. считает отказ в назначении ей пенсии незаконным, поскольку обучается по очной форме, получает первое специальное образование, учебное заведение не относится к образовательным учреждениям дополнительного образования, в связи с чем, просит обязать военный комиссариат Республики Карелия назначить и выплатить ей пенсию по случаю потери кормильца с 14 января 2008 года.

В суд поступило встречное исковое заявление от 30 августа 2010 года Военного комиссариата РК к Панкратьевой Е.В. о взыскании излишне полученной пенсии в сумме 4 184,43 рублей, по тем основаниям, что в соответствии со ст.55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», право на получение пенсии у Панкратьевой Е.В. с учетом районного коэффициента 1,15 утрачено с 01 сентября 2006 года, поскольку с этого времени она стала обучаться в Финляндии, таким образом за период с 01 сентября 2006 года по 31 января 2008 года Панкратьевой И.И. незаконно получена пенсия в сумме 4 184,43 рублей.

В судебном заседании представитель Военного комиссариата РК Писарек М.Н., выступающий на основании доверенности, уменьшил сумму встречного иска до 3833,43 рублей. Не возражал прекратить производство по иску Панкратьевой Е.В. в связи с отказом от иска.

Панкратьева Е.В. и ее представитель адвокат Евдокимов В.М., выступающий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, заявлено письменное ходатайство о прекращении производства по иску Панкратьевой Е.В. в связи с отказом от иска, указано, что последствия отказа от иска понятны.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что встречный иск удовлетворению не подлежит, производство по первоначальному иску подлежит прекращению.

Согласно статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с пунктом «а» статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту Закон №4468-1) пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей в зависимости от последнего места службы осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих, уволенных из Объединённых Вооружённых Сил Содружества Независимых Государств, Вооружённых Сил Российской Федерации.

Обязанность по назначению пенсий по Закону №4468-1 возложена на военные комиссариаты согласно Положению о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года № 1132.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 250дсп работа по назначению пенсий возложена на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации. В данном случае в Республике Карелия пенсии по Закону №4468-1 уволенным военнослужащим и членам их семей назначает военный комиссариат Республики Карелия.

Первоначальный иск Панкратьевой Е.В. был подан в Олонецкий районный суд Республики Карелия.

С 13 января 2010 года военный комиссариат Олонецкого и Питкяранского районов прекратил свою деятельность юридического лица путём реорганизации в форме присоединения в качестве отдела (основание свидетельство Федеральной налоговой службы серии 10 № 001120851).

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 июля 2010 года дело передано по подсудности в Петрозаводский городской суд, поскольку назначением пенсий военнослужащим и членам их семей занимается военный комиссариат Республики Карелия, который находится в городе Петрозаводске, <адрес>.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со статьями 29, 39, 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военным комиссариатом Республики Карелия назначалась и выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца на Панкратьеву Е.В., ДД.ММ.ГГГГ, с 01 января 1996 года по ДД.ММ.ГГГГ года, когда Панкратьевой Е.В. исполнилось 18 лет. Пенсия за январь 2008 года выплачена в полном объеме.

В период времени с 01 января 1996 года по 31 января 2008 года размер пенсии по случаю потери кормильца на Панкратьеву Е.В. назначался и выплачивался с учетом районного коэффициента 1.15.

Получателем пенсии являлась мать Панкратьевой Е.В. ФИО.

В обязательствах, изложенных в заявлении о назначении пенсии, написанного ФИО от 23 мая 1996 года, на дочь по случаю потери кормильца, ФИО обязана сообщать об изменениях, влияющих на размер пенсии.

Согласно части первой статьи 48 Закона № 4468-1 пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленною в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Из пояснений Панкратьевой Е.В. следует, что она нигде не работает, доходов не имеет, является гражданкой России, зарегистрирована по адресу: <адрес>, обучалась в <данные изъяты> с 12 августа 2006 года, в образовательном учреждении по очной форме обучения, получая первое специальное образование, учебное заведение, где она училась, не относится к образовательным учреждениям дополнительного образования.

Доказательств, опровергающих указанные доводы Панкратьевой Е.В., суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, доводы Военного комиссариата РК о том, что с учетом статьи 55 Закона №4468-1 право на получение пенсии у ФИО с учетом районного коэффициента 1.15 теряется с 01 сентября 2006 года, в связи с чем, образовалась переплата размера пенсии, которая подлежит взысканию с Панкратьевой Е.В., суд находит несостоятельными.

Судом не установлено изменений, влияющих на размер пенсии, о которых должна была сообщить получатель пенсии ФИО в связи с обучением несовершеннолетней дочери в образовательном лицее в Финляндии до достижения возраста 18 лет, соответственно не установлено недобросовестности в действиях получателя пенсии по потере кормильца.

Доказательств, свидетельствующих о переезде получателя пенсии на постоянное место жительство в Финляндию в период с 01 сентября 2006 года по январь 2008 года, суду не предоставлено.

Кроме того, получателем пенсии по случаю потери кормильца на несовершеннолетнюю Панкратьеву Е.В. являлась ее мать ФИО, в связи с чем, Панкратьева Е.В. не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Совокупность установленных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что в удовлетворении иска Военного комиссариата Республики Карелия к Панкратьевой Е.В. о взыскании излишне полученной пенсии по потере кормильца следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Военного комиссариата Республики Карелия к Панкратьевой Е.В. о взыскании излишне полученной пенсии по потере кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.

Судья Овчинникова О.В.

Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ

составлено 07 ноября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200