Дело № 2-7647/11 за 2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2010 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Степановой Е.И., при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного учреждения Национальный архив Республики Карелия об оспаривании действий должностных лиц государственного пожарного надзора в г. Петрозаводске,
с участием представителей заявителя – Калмычковой И.Н. и Тетеревой Н.В., действующих на основании доверенностей, представителя Главного управления МЧС России по Республике Карелия – Уличева С.В., действующего на основании доверенности,
у с т а н о в и л:
В Петрозаводский городской суд Республики Карелия обратилось Государственного учреждения Национальный архив Республики Карелия об оспаривании действий должностных лиц государственного пожарного надзора в г. Петрозаводске по следующим основаниям. Территориальный отдел государственного пожарного надзора г. Петрозаводска провел с 02 по 16 июня 2009 года плановую проверку заявителя. В ходе проверки было выявлено 27 видов нарушений требований пожарной безопасности в связи с чем государственному учреждению было выдано предписание № от 16 июня 2009 года по устранению нарушений пожарной безопасности. На основании распоряжения № от 18 июня 2010 года главного государственного инспектора г. Петрозаводска по пожарному надзору ФИО1 была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения государственным учреждением ранее выданного предписания от 16 июня 2009 года. В ходе внеплановой проверки выяснилось, что из 27 пунктов предписания № за текущий год государственное учреждение устранило 12 видов нарушений требований правил пожарной безопасности, которые были изложены в предписании, а именно: пункты 4,12,13,14,15,16,17 (по адресу: <адрес>), пункты 20, 21, 22, 23, 24 (по адресу: <адрес>.). Ни в одном из документов внеплановой проверки этот факт не нашел своего отражения. В свою очередь, старший инспектор Территориального отдела ГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по Республики Карелия ФИО2 и инспектор Территориального отдела ГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по РК ФИО3 осуществили проверку и оформили Акт № от 30 июня 2010 года и Предписание № от 30 июня 2010 года, в которых содержатся абсолютно новые виды нарушений противопожарной безопасности, которые не имеют отношения к внеплановой проверке, проводимой в 2010 году. Заявитель считает, что при проведении внеплановой проверки инспекторами были превышены полномочия, так как в п. 4 Распоряжением № от 18 июня 2010 года в обязанности инспектора входило провести только внеплановую проверку выполнения ранее выданного предписания №. Тем самым при проверке были грубо нарушены ч. 1 ст. 14 (в части проведения плановой проверки без распоряжения или приказа руководителя) и п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 10 (в части оснований проведения внеплановой проверки в нарушении п. 3. ст. 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В результате действий, вышеназванных должностных лиц, были нарушены законные права и интересы государственного учреждения, так как было выдано новое предписание, в котором на архив были незаконно возложены новые обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Заявитель указывает, что в соответствии с ч. 2 ст.9 Главы 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Плановая проверка государственного учреждения «Национальный архив Республики Карелия» была проведена Территориальным отделом государственного пожнадзора г. Петрозаводска в 2009 году, значит следующая плановая проверка учреждения должна пройти только в 2012 году. Таким образом, заявитель считает, что действия инспекторов территориального отдела государственного пожнадзора г. Петрозаводска при проведении внеплановой проверки ГУ «Национальный архив Республики Карелия» являются незаконными, Акт № и Предписание № от 30 июня 2010 г. подлежащим отмене. Просят суд признать незаконными действия инспекторов Территориального отдела государственного пожнадзора г. Петрозаводска и обязать отменить Акт № и Предписание № от 18 июня 2010 года как результат незаконных действий.
Представители заявителя в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании с заявлением не согласились, считают выданное предписание законным, просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Территориальный отдел государственного пожарного надзора г. Петрозаводска провел с 02 по 16 июня 2009 года плановую проверку государственного учреждения «Национальный архив Республики Карелия». В ходе проверки было выявлено 27 видов нарушений требований пожарной безопасности в связи с чем государственному учреждению было выдано предписание № по устранению нарушений пожарной безопасности. Проверку выполнения предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности планировалось провести в рамках внеплановой проверки во втором третьем квартале 2010 года.
На основании распоряжения № от 18 июня 2010 года заместителя начальника Территориального отдела Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска ФИО1 была проведена внеплановая выездная проверка ГУ «Национальный архив Республики Карелия», с целью проверки выполнения государственным учреждением «Национальный архив Республики Карелия» ранее выданного предписания № об устранении выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности от 16 июня 2009 года в помещениях зданий, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>-а., а также задачей проверки являются: проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах данного юридического лица, предметом проверки является – соблюдение обязательных требований и выполнение предписаний органов государственного контроля.
Данное распоряжение никем не оспорено и является действующим.
Представители заявителя оспаривают документы, являющиеся результатом данной проверки, а именно акт проверки № органом государственного контроля юридического лица от 22-30 июня 2010 года и предписание № от 30 июня 2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выполненные начальником отделения Территориального отдела ГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС РФ по Республики Карелия ФИО2 и старшим инспектором Территориального отдела ГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС РФ по РК ФИО3
Согласно статье 10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Как следует из вышеуказанных документов, в ходе обследования зданий были установлены факты невыполнения ранее предложенных мероприятий, а также выявлены новые нарушения обязательных требований пожарной безопасности. При этом не имеет правового значения, по мнению суда, что некоторые мероприятия заявителем были выполнены, на то они и обязательные мероприятия, чтобы их выполнять, а целью проверки выявление нарушений требований пожарной безопасности, которые не исполнены в назначенный срок, ранее выданным предписанием.
Оценивая, оспариваемые акт проверки и предписание, суд не усматривает нарушений действующего законодательства, при их совершении, внеплановая проверка была проведена фактически через год, в рамках установленного плановой проверкой срока, оспариваемые документы приняты в соответствии с законом в пределах полномочий сотрудников Территориального отдела ГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС РФ по Республики Карелия, на основании распоряжения № от 18 июня 2010 года заместителя начальника Территориального отдела Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска ФИО1 При этом суд учитывает положения пункта 16 Положения о государственном пожарном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2005 N 629, от 22.10.2008 N 771, от 14.02.2009 N 124, от 02.10.2009 N 777), предусматривающие, что должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности.
Суд считает несостоятельным довод представителей заявителя о том, что внеплановой проверкой были выявлены новые нарушения пожарной безопасности, а должны были проверяться только выявленные плановой проверкой нарушения. По мнению суда, выявленные нарушения при внеплановой проверке являются производными от ранее выявленных нарушений, это касается неисправности внутреннего противопожарного водопровода, другие выявленные нарушения, несомненно, направлены на предупреждение пожаров и предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, что является целью, проведенных проверок.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Государственного учреждения Национальный архив Республики Карелия об оспаривании действий должностных лиц государственного пожарного надзора в г. Петрозаводске отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.И. Степанова