Дело №2-8007/6 за 2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Снигур Е.А.,
при секретаре Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вендер Н.Н., Вендер Т.И. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения об исключении семьи из списков и восстановлении в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
УСТАНОВИЛ:
Вандер Н.Н. и Вандер Т.И. обратились в суд по тем основаниям, что в сентябре 2010 года их семья была исключена из списков подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Администрацией Петрозаводского городского округа.
21 июля 2008 года семья Вандер обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Заявление и документы были приняты и решением Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Петрозаводска от 25.07.2008 года № заявление было удовлетворено. Семья заявителей была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Решением Администрации Петрозаводского городского округа от 01 сентября 2010 года № 1058 семья Вандер была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Полагая, что заявление об участии в подпрограмме было подано семьей заявителя в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, просят признать решение Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа №1058 от 01.09.2010 года незаконным и обязать восстановить семью заявителя в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по г. Петрозаводску.
В судебном заседании заявители и их представитель Фролов Ю.Б. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что в планируемом 2009 году они не получили социальных выплат. Им предложили написать заявление на участие в подпрограмме на 2010 год, однако и в 2010 году они не были включены в список претендентов на получение социальных выплат в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей». Полагают, что необоснованно были включены в списки претендентов те семьи, возраст которых позволял быть участниками подпрограммы в следующем году. Заявители в надежде на получение социальной выплаты взяли ипотечный кредит и вынуждены выплачивать сумму, непосильную для семьи. Поскольку на момент подачи заявления об участии в подпрограмме супругам не исполнилось 36 лет, следовательно, они имеют право быть участниками подпрограммы на весь период ее действия.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства строительства Республики Карелия Банковский П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал на то, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года №285, участницей подпрограммы может стать молодая семья возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году.
В сводный список лиц, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, было включено 1224 молодых семьи, в том числе семья Вандер за №. 02.07.2009 года Министерство строительства РК утвердило список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, в который вошло 22 семьи, из них 11 семей в г. Петрозаводске. На основании приказа №274 от 07.06.2010 года Министерства Регионального развития Российской Федерации «О распределении субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году Республике Карелия выделено 21939,18 тыс. руб. Приказом Министерства строительства Республики Карелия №122 от 09.06.2010 года утвержден список претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по Республике Карелия в количестве 42 молодых семей. Таким образом, решения о включении семьи Вандер в список претендентов на получение социальных выплат органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Министерством строительства Республики Карелия принято не было. Поскольку в список претендентов не могут быть включены семьи, в которых возраст каждого из супругов превышает 36 лет, следовательно, Администрация Петрозаводского городского округа, обоснованно исключила из списка участников подпрограммы указанные семьи, в том числе семью заявителей.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для признания решения Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа №1058 от 01.09.2010 года незаконным по следующим основаниям.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее также – Подпрограмма). Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее также – Правила).
В соответствии с абз.3 раздела 3 Подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Аналогичным образом абзацем «а» п.5 Правил определено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п.21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Вандер Н.Н., 09.11.1973 года рождения и его супруга Вандер Т.И., 16.08.1975 года рождения, обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и 24.07.2008 года их семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2009 году (протокол заседания городской жилищной комиссии). На момент подачи заявления супруги не достигли возраста 36 лет.
Согласно п.23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, которым в настоящее время является Министерство регионального развития Российской Федерации (п.23 Правил). В силу п.20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой. После чего государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.25 Правил).
Так, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №274 от 07.06.2010 года были распределены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Подпрограммы в 2010 году. Республике Карелия было выделено 21938,18 тысяч рублей. В 2009 году Республике Карелия было выделено 12137,75 тысяч рублей.
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Таким образом, только после распределения Министерством регионального развития Российской Федерации контрольных цифр бюджетных средств, планируемых в бюджете Российской Федерации для Республики Карелия на реализацию Подпрограммы, Министерством строительства РК в соответствии с п.26 Правил приказом от 09 июня 2010 года №122 был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году, в который вошли 42 семьи по Республике Карелия. В соответствии с приказом Министерства строительства РК от 02.07.2009 года №117 был утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия в количестве 22 семей.
При этом законодатель в качестве обязательного требования, предъявляемого к участникам Подпрограммы, устанавливает возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье, который именно на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не должен превышать 35 лет (т.е. до достижения 36 лет). Данное положение Правил является действующим? не отменялось, не изменялось и его законность не может быть предметом проверки в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.
Министерство строительства Республики Карелия письмом от 26.07.2010 года №, направленным главам Администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовало провести работу по исключению из числа участников подпрограммы молодых семей, у которых возраст одного из супругов либо родителя в неполной семье по состоянию на 09.06.2010 года составил полных 36 лет.
Установлено, что семья Вандер состояла в Сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году за №99, а в список претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия вошло 22 семьи, согласно выделенных средств. На момент утверждения Министерством строительства РК списка претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, т.е. на 02 июля 2009 года, возраст супругов Вандер превышал 36 лет (Вандер Н.Н. исполнилось 36 лет 09.11.2008 года). По этим основаниям Министерство строительства РК не могло бы включить семью заявителей в список претендентов на получение социальной выплаты как в 2009 году, так и в 2010 году, как несоответствующую критериям, предъявляемым законодателем к молодым семьям.
Довод представителя заявителей о том, что в списки претендентов незаконно вошли семьи, которые стояли с рождения в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд на момент рассмотрения заявления Вендер Н.Н., Вендер Т.И. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения об исключении семьи из списков и восстановлении в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» считает несостоятельным, поскольку вопрос законности или незаконности включения данных семей в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 и 2010 годах никем не оспаривался.
На основании изложенного, суд полагает, что оснований для признания решения Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа №1058 от 01.09.2010 года об исключении семьи Вандер незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Вендер Н.Н., Вендер Т.И. к Администрации Петрозаводского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательном виде.
Судья Е.А. Снигур
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2010 года.