Дело № 2-8102/2/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» ноября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Лаврешиной С.А.
при секретаре Елизаровой Н.В.
с участием заявителя Подрябинской Е.А., ее представителя и представителя Подрябинского А.А. – Крюкова С.Б., действующего по доверенности, представителя Министерства строительства РК Банковского П.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подрябинской Е.А., Подрябинского А.А. о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа об исключении семьи из списков и восстановлении в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд, мотивируя свои требования тем, что в сентябре 2010 года их семья была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». 11.02.2008 года Подрябинская Е.А. и Подрябинский А.А. обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Соответствующее заявление 14.02.08 г. городской комиссией по жилищным вопросам Управления жилищного хозяйства комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города было удовлетворено, 27.03.08 г. семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». 19.08.09 г. Управление жилищного хозяйства уведомило заявителей о том, что реализация подпрограммы в 2009 г. не будет осуществлена в полной мере из-за недостаточного финансирования средств из федерального и республиканского бюджетов. Одновременно было сообщено, что семья заявителей переносится в список участников – претендентов на 2010 г. В 2010 г. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья так же не было выдано. Уведомлением № от 06.09.2010 г. заявители были поставлены в известность о том, что семья заявителей не может являться участником программы предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы, тем самым фактически исключили семью заявителей из списка претендентов на получение социальной выплаты и право на ее получение. Заявители считают данное решение не законным, не обоснованным, так как на момент принятия органом исполнительной власти решения от 27.03.08 г. о включении молодой семьи (заявителей) – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты их возраст не превышал 35 лет. Заявители просят признать решение Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа № от 06.09.2010 года незаконным и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителей.
В судебном заседании заявитель Подрябинская Е.А., ее представитель и представитель Подрябинского А.А. заявленные требования поддержали.
Заявитель Подрябинский А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Заявленные требования считает необоснованными, указав, что на основании заявлений Администрация Петрозаводского округа формирует списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Семья заявителей была включена в состав участников подпрограммы, поскольку являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и возраст каждого из супругов на момент подачи заявления не превышал 36 лет. Заказчиками подпрограммы и распорядителями денежных средств является Министерство строительства Республики Карелия, которое из общих списков формирует списки претендентов на получение социальных выплат. Администрация Петрозаводского округа не распоряжается денежными средствами и не является органом исполнительной власти, который должен принять решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Представитель Министерства строительства РК в судебном заседании требования заявителей считал необоснованными, пояснив, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года № 285, участницей подпрограммы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году. На момент утверждения списка претендентов Министерством строительства Республики Карелия, а именно на 09.06.10 года заявителям было более 36 лет. В сводный список лиц, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, было включено 1224 молодых семьи, в том числе семья Подрябинских за №. 02.07.2009 г. Министерство строительства РК утвердило список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, в который вошло 22 семьи, из них 11 семей в г. Петрозаводске. На основании приказа №274 от 07.06.2010 года Министерства Регионального развития Российской Федерации «О распределении субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году Республике Карелия выделено 21939,18 тыс. руб. Приказом Министерства строительства Республики Карелия № 122 от 09.06.2010 г. утвержден список претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по РК в количестве 42 молодых семей. На момент утверждения списка претендентов, а именно на 09.06.10 г. Подрябинской Е.А. было более 36 лет, что противоречит п.п «а» п. 5 Правил, предусматривающего, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 г. не должен превышать 35 лет. С учетом данных обстоятельств заявители обоснованно исключены Администрацией Петрозаводского городского округа из числа участников подпрограммы.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования удовлетворению не подлежащими.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.01 г. № 675, в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (подпрограмма).
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Правила).
В соответствии с абз.3 раздела 3 Подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Аналогичным образом абзацем «а» п.5 Правил определено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п.21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Подрябинский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и его супруга Подрябинская Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и 24.03.2008 года их семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2009 году.
На момент подачи заявления возраст супругов не превышал 35 лет.
Вместе с тем на момент утверждения списка претендентов Министерством строительства РК на получение социальной выплаты в 2010 г., а именно на 09.06.10 г. Подрябинской Е.А. было более 36 лет, что противоречит п.п. «а» п. 5 вышеуказанных Правил.
Уведомлением № от 06.09.2010 года супруги Подрябинские были уведомлены об исключении их семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Нарушений действующего законодательства в действиях органа местного самоуправления судом не установлено.
Согласно п.23 вышеуказанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год ……, с учетом указанных средств формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, которым в настоящее время является Министерство регионального развития Российской Федерации (п.23 Правил).
В силу п.20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой. После чего государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.25 Правил).
Так, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 274 от 07.06.2010 года были распределены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Подпрограммы в 2010 году.
По сведениям Министерства строительства РК следует, что Республике Карелия для реализации подпрограммы на 2010 г. выделено 21938,18 тысяч рублей.
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы.
Таким образом, только после распределения Министерством регионального развития Российской Федерации контрольных цифр бюджетных средств, планируемых в бюджете Российской Федерации для Республики Карелия на реализацию Подпрограммы Министерством строительства РК в соответствии с п.26 Правил приказом от 02.07.2009 года № 122 был утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия в количестве 22 семей.
Приказом от 09.06.10 года № 122 был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году, в который вошли 42 семьи по Республике Карелия.
При этом законодатель в качестве обязательного требования, предъявляемого к участникам Подпрограммы, устанавливает возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье, который именно на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не должен превышать 35 лет (т.е. до достижения 36 лет).
Данное положение Правил является действующим? не отменялось, не изменялось и его законность не может быть предметом проверки в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.
Министерство строительства Республики Карелия письмом от 26.07.2010 года №, направленным главам Администраций муниципальных районов и городских округов, рекомендовало провести работу по исключению из числа участников подпрограммы молодых семей, у которых возраст одного из супругов либо родителя в неполной семье по состоянию на 09.06.2010 года составил полных 36 лет.
Установлено, что семья Подрябинских состояла в Сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году за №, при этом в список претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия вошло 22 семьи, согласно выделенных средств.
Таким образом, в 2009 году семья заявителей фактически не была включена в списки претендентов на получение социальной выплаты.
На момент утверждения Министерством строительства РК списка претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, то есть на 09.06.2010 года, возраст Подрябинской Е.А. превышал 36 лет, что не соответствует критериям, предъявляемым законодателем к молодым семьям.
На основании изложенного, суд полагает, что оснований для признания решения Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа № от 06.09.10 г. в отношении семьи заявителей незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Подрябинской Е.А. и Подрябинского А.А. о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа об исключении семьи из списков и восстановлении в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.А.Лаврешина
Решение в окончательной форме принято: 30.11.10 г.