Дело № 2-8342/2/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» ноября 2010 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Лаврешиной С.А.
при секретаре: Елизаровой Н.В.
с участием истца Фоминой Е.Б., ее представителя Вербовского Г.В., действующего по доверенности, представителя ответчиков Головиной Л.Ю., действующей по доверенностям, представителя отдела по опеке и попечительству над несовершеннолетними Администрации Петрозаводского городского округа Токко Э.Г., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой Е.Б., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней ФИО3 к ГУ МЧС России по Республике Карелия, Северо-Западному региональному центру МЧС России об отмене решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, признании не имеющими жилых помещений для постоянного проживания и нуждающимися в жилых помещениях в рамках реализации целевой программы «Жилище»,
У С Т А Н О В И Л :
Фомина Е.Б. обратилась в суд с иском в отношении себя и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка по тем основаниям, что с 23.04.09 г. находится в зарегистрированном браке с ФИО1, который проходит военную службу в Главном управлении МЧС России по РК. У мужа истца имеется сын от первого брака ФИО9, 1994 года рождения, у истицы – дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, 2010 года рождения. Все члены семьи занесены в личное дело ФИО1 Семья не имеет жилья для постоянного совместного проживания, квартиру снимают на условиях поднайма, оплата за которое ежемесячно возмещается ФИО1 в соответствии с федеральным законодательством по месту службы. В связи с предстоящим увольнением по достижению предельного возраста мужем истца было подано заявление (рапорт) на включение истицы и ее дочери от первого брака на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Решением петрозаводского городского суда РК от 15.07.10 г. дочь истца признана членом семьи ФИО1 Решениями жилищной комиссии ГУ МЧС России по РК истица и ее несовершеннолетняя дочь включены в данную подпрограмму. Для выдачи государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения на территории РК на всех членов семьи мужем истца подано соответствующее заявление и представлен пакет документов. Дополнительно были представлены документы, подтверждающие отсутствие у истца и ее дочери в собственности какого-либо жилого помещения на территории РК. Вместе с тем письмом от 20.09.10 г. истице и ее дочери Северо-Западным региональным центром МЧС России было отказано в выдаче сертификата, отказ мотивирован наличием постоянной регистрацией в г. Петрозаводске и обеспечением в связи с данным обстоятельство жилой площадью. С данным решением истица не согласна, просит признать себя и несовершеннолетнего ребенка от первого брака не имеющими жилых помещений для постоянного проживания. Нуждающимися в жилых помещениях, применительно к Постановлению Правительства РФ от 21.03.06 г. № 153.
В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали, дополнив, что в собственности у истицы и ее ребенка не имеется жилых помещений, договоров социального найма не имеется, в договоры социального найма истица и ее ребенок не включены. Истица с несовершеннолетним ребенком являются членами семьи военнослужащего, проживают на условиях поднайма, как не имеющие постоянного жилья, по адресу: <адрес>. Жилищной комиссией ГУ МЧС России по РК истица с дочерью были признаны нуждающимися в жилых помещениях как члены семьи военнослужащего и включены в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Размер социальной выплаты на приобретение жилья определяется с учетом всех членов семьи военнослужащего, в связи с чем не включение кого-либо из них в состав семьи военнослужащего или в государственный жилищный сертификат затрагивает жилищные права всей семьи. Регистрация по месту жительства не может являться определяющим фактором для решения вопроса о праве или отсутствии права пользования жилым помещением, а также не подтверждает право проживать в определенном месте, а носит уведомительный характер и является административной мерой учета. Истица прописана в квартире родителей, от участия в приватизации в 2005 г. данной квартиры истица отказалась, поскольку планировала создать новую семью и не была намерена проживать с родителями. По месту регистрации не проживает с 2007 г., поскольку арендуют жилое помещение совместно с мужем. Ребенок прописан в квартире отца (<адрес>), однако фактически в квартире не проживает с 2003 г. после расторжения брака родителей. Родственники ребенка настаивают на снятии девочки с регистрационного учета в данном жилом помещении.
Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признала, пояснив, что отказ мотивирован наличием у истцов иного жилого помещения по месту их регистрации. Истцы являются членами семьи военнослужащего ФИО1, самостоятельного права на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата не имеют, их право в силу ФЗ «О статусе военнослужащих» производно от права ФИО1 Вопрос о признании истцов не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, нуждающимися в жилых помещениях производен от заявленных требований об отмене решения об отказе в выдаче ГЖС.
Представитель отдела по опеке и попечительству над несовершеннолетними в судебном заседании исковые требования считала обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом интересов ребенка, не имеющего фактического постоянного места жительства на территории РК.
Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего», военнослужащий при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и члены его семьи должны обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства за счет федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства № 153 от 21.03.06 г., право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 6 данных Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявивших такое желание.
Истица с 23.04.09 г. находится в зарегистрированном браке с ФИО1 (свидетельство № от 23.04.09 г.), который проходит военную службу в ГУ МЧС России по РК.
В соответствии с данными ГУ МЧС России по РК выслуга лет ФИО1 на 25.01.10 г. составляет в календарном исчислении 30 лет 02 месяца 01 день, в льготном исчислении – 38 лет 06 месяцев 29 дней. ФИО1 подлежит увольнению с военной службы по п.п. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53 (по достижению предельного возраста) с 16.10.10 г.
Являясь военнослужащим, ФИО1 имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащего» (проезд к месту отдыха, санаторно-курортное лечение, медицинское обслуживание и пр.), а также не исключается его право на получение государственного жилищного сертификата.
Реализация данных прав в соответствии с положениями данного Закона (п.2 ст. 5), Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.06 г. определяется, в том числе количеством членов семьи военнослужащего, к которым непосредственно п. 17 вышеуказанных Правил отнесены постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина – участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином – участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Решением Петрозаводского городского суда РК от 15.07.10 г. дочь истицы от первого брака ФИО3, 1995 года рождения, признана членом семьи ФИО1
В личное дело ФИО1 в качестве членов семьи внесены: жена Фомина Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь жены ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом установлено, что в связи с предстоящим увольнением по достижению предельного возраста 23.08.10 г. ФИО1 в соответствии с п. 19 вышеуказанных Правил подан рапорт ГУ МЧС России по РК на включение истицы и ее дочери ФИО3 на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательство по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 21.03.06 г. № 153.
Решениями жилищной комиссии ГУ МЧС России по РК № от 12.04.10 г. и № от 20.08.10 г. истица и ее несовершеннолетняя дочь ФИО3 в данную подпрограмму были включены.
Военнослужащим ФИО1 в соответствии с п. 44 Правил, предусматривающего перечень документов, предоставляемых для получения сертификата гражданином-участником подпрограммы, 23.08.10 г. на имя руководителя ГУ МЧС России по РК подано заявление и необходимый комплект документов на участие в подпрограмме государственные жилищные сертификаты с учетом членов своей семьи.
Кроме того дополнительно были представлены документы, подтверждающие отсутствие у истицы и ее ребенка в собственности жилых помещений на территории РК.
При этом письмом № от 10.09.10 г. военнослужащему ФИО1 Северо-Западным региональным центром МЧС России со ссылкой на п. 22 № «б» Правил отказано в признании участником подпрограммы в связи с неполным представлением документов, указанных в п. 19 Правил.
Отказ в выдаче сертификата фактически мотивирован тем, что члены семьи военнослужащего – Фомина Е.Б. и несовершеннолетняя ФИО3 обеспечены жилой площадью и зарегистрированы постоянно в г. Петрозаводске.
Данная позиция вышеуказанного органа является несостоятельной.
В силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают в частности выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Вышеуказанными решениями жилищной комиссии ГУ МЧС России по РК № от 12.04.10 г. и № от 20.08.10 г. муж истицы ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ГУ МЧС России по РК с 2000 г. Истица и ее несовершеннолетняя дочь от первого брака признаны членами семьи военнослужащего ФИО1 и были изначально включены в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
При этом письмом № от 18.08.10 г. ГУ МЧС России по РК в адрес <данные изъяты> Государственное управление указывало о наличии у ФИО1 права на приобретение жилья общей площадью 105 кв.м. на сумму 3,05 млн. руб. и гарантировало приобретение ФИО1 за счет средств из федерального бюджета до 31.10.2010 г. четырехкомнатной квартиры в новостройке ЖК «Новые Ключи».
В соответствии с п. 7 вышеуказанных Правил № 153 социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В силу п. 8 Правил применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчиков, что истица и ее несовершеннолетняя дочь не имеют в собственности какого-либо жилого помещения, имеют регистрацию в г. Петрозаводске (ФИО11 – в квартире, принадлежащей на праве собственности родителям, ФИО3 – в муниципальном жилом помещении по месту регистрации отца и бабушки), однако фактически по месту регистрации не проживают длительное время, являются членами семьи военнослужащего ФИО1, с 2007 года проживают всей семьей на условиях поднайма жилых помещений, за оплату которого ФИО1 по месту службы получает соответствующую денежную компенсацию.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Если родители несовершеннолетнего вместе не живут, место жительства ребенка, подростка определяется местом жительства того из родителей, с которым он находится постоянно. Под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии со ст.3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах РФ» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства и пребывания.
По смыслу действующего гражданского и жилищного законодательства институт и понятие «прописки» отменены, понятиями регистрации гражданина по месту пребывания или месту жительства, снятия с регистрационного учета Закон не связывает наступление каких-либо правовых последствий от этого (приобретение или утрату права пользования жилым помещением, трудоустройство и т.д.). Тем самым, в настоящее время регистрация гражданина по месту жительства не может являться безусловным основанием для приобретения им права пользования жилым помещением.
Суд считает, что регистрация истцов в вышеуказанных жилых помещениях, расположенных в г. Петрозаводске, не является определяющим фактором для решения вопроса о праве или отсутствии права пользования таким жилым помещением, регистрация в жилом помещении носит уведомительный характер, является административной мерой учета и не подтверждает право гражданина проживать в жилом помещении по месту регистрации. Местом постоянного жительства несовершеннолетней ФИО3 является место жительства ее матери, поэтому оснований полагать об обеспеченности несовершеннолетнего ребенка истицы жилым помещением ребенка для постоянного места жительства в квартире по месту регистрации не имеется.
Суд также учитывает позицию, изложенную в определении Военной коллегии ВС РФ от 27.07.06 г. № 6Н-193/05 в той части, что факт постановки на регистрационный учет военнослужащего по месту нахождения квартиры родителей не является основанием для признания его имеющим постоянное место жительства и, следовательно, обеспеченным жилым помещением. Военнослужащий до обеспечения его и членов его семьи жилым помещением вправе состоять на регистрационном учете в любом месте.
Кроме того суд принимает во внимание то обстоятельство, что в силу п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства № 153 от 21.03.06 г., норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается с учетом количества всех членов семьи военнослужащего, в связи с чем не включение кого-либо из них в состав семьи военнослужащего или в государственный жилищный сертификат нарушает жилищные права всей семьи данного военнослужащего.
При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска в суд в силу ст. 333.19 НК РФ произведена уплата государственной пошлины в размере 200 руб.
Иск судом удовлетворен, в связи с чем понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиками в равных долях, то есть по 100 руб. каждым.
На основании вышеизложенного, руководствуюсь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Фоминой Е.Б., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней ФИО3, к ГУ МЧС России по Республике Карелия, Северо-Западному региональному центру МЧС России об отмене решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, признании не имеющими жилых помещений для постоянного проживания и нуждающимися в жилых помещениях в рамках реализации целевой программы «Жилище» удовлетворить.
Решение Северо-Западного регионального центра МЧС России об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата членам семьи военнослужащего ФИО1 – Фоминой Е.Б. и ФИО3 отменить.
Признать Фомину Е.Б. и ФИО3 не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, нуждающимися в жилых помещениях, применительно к Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
Взыскать с ГУ МЧС России по Республике Карелия, Северо-Западного регионального центра МЧС России в пользу Фоминой Е.Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. в равных долях, то есть по 100 (сто) руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья: С.А.Лаврешина
Решение в окончательной форме принято: 27.11.10 г.