Дело №2-8454 /21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи И.А. Коваленко,
при секретаре Т.Н.Хариной,
с участием представителя истца Сафонова С.А., представителя ответчика Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой Н.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия» о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Сафонова Н.А. обратилась в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия» (далее УПФ) о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии. Требования мотивированы тем, что она в период с сентября 1969 по июль 2002 года, далее с перерывом с октября 2008 года по май 2009 года обучалась, состояла в трудовых отношениях и проходила службу в различных организациях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации по специальности <данные изъяты> В период работы и службы до выхода на пенсию работала и служила при переводах мужа военнослужащего в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (14 лет) и в районах Крайнего Севера (6 лет 8 месяцев). Всего общий стаж в РКС и МКС составляет свыше 20 лет. Указанное подтверждается записями в трудовой книжке. 28.09.2010г. обратилась в УПФ с заявлением о перерасчете пенсии, в чем было отказано, так как периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС) не предусмотрен. Полагает отказ неправомерным, поскольку страховой стаж составляет 29 лет 7 месяцев 10 дней и в него включена военная служба. При расчете пенсии также не учтен стаж в качестве медицинского работника в сельской местности. Просит обязать УПФ произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом стажа работы (службы) в РКС, пересчитать трудовой стаж с учетом работы на должностях медицинского работника.
В судебное заседание истец не явилась, извещена, доказательств уважительных причин неявки суду не представлено. Её представитель, действующий на основании доверенности Сафонов С.А., требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно указав, что истец имеет право на исчисление пенсии по двум основаниям (по старости и досрочная как медицинскому работнику), на исчисление стажа военной службы в льготном исчислении, в связи со службой (работой) в РКС и МКС; ранее являлась получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Иванова Е.А. иск не признала, указав, что пенсия может быть назначена только по одному основанию, стаж службы не может быть исчислен в льготном порядке в силу закона.
Суд, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Установлено, что Сафонова Н.А. в период с 01.01.2001 года по 31.03.2010 года получала пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата которой прекращена по желанию гражданина с 01.04.2010 года, размер пенсии составлял 4315, 09 руб. с доплатой к пенсии в сумме 240 рублей. Имеет воинское звание <данные изъяты>
09.02.2010г. Сафонова Н.А. обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии по старости.
В силу ст. 4 Закона гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору (п.1). В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.2). Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком (п.3).
Статьей 5 Закона в пункте 1 установлены виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. 2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: 1) страховой части; 2) накопительной части.
Согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
С учетом поступившего заявления Сафоновой Н.А. ей по ее выбору назначена трудовая пенсия по старости согласно ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.04.2010г. в сумме 6679 рублей 26 копеек.
Из материалов пенсионного дела, трудовой книжки, представленных справок и военного билета следует, что периоды работы: с 04.04.1973г. по 04.04.1975 года, с 12.04.1975 года по 24.02.1976 года, с 08.04.1976 года по 22.11.1977 года, с 19.12.1977 года по 13.07.1981 года, а также период по уходу за ребенком с 22.11.1976 года по 21.05.1978 года зачтены в одинарном размере в страховой стаж истца. Периоды с 01.09.1981г. по 18.09.1983г., с 19.09.1983г. по 15.10.1987г. учтены в страховой стаж для назначения пенсии и исчислены в льготном размере как периоды работы в РКС. Периоды с 19.02.2001 года по 24.07.2002г., с 21.10.2008г. по 21.05.2009г. – зачислены в страховой стаж и стаж работы в МКС. Период с 19.10.1987г. по 31.12.2000г. учтен как стаж работы в одинарном размере в связи с прохождением военной службы. Всего стаж работы Сафоновой Н.А. составил в календарном исчислении 29 лет 7 месяцев 10 дней.
Периоды работы в качестве медицинского работника в сельской местности не подлежат исчислению в льготном размере с учетом выбранного вида и оснований назначения пенсии, ввиду достаточности страхового стажа на размер пенсии не влияют.
Исходя из совокупности положений ст.14, 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении количества календарных лет работы и размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера и определяется с учетом представленных в пенсионный орган документов о стаже работы. Указанные пенсионные гарантии, предоставляемые за работу в особых климатических условиях и относятся к порядку суммирования стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в районах Крайнего Севера с целью определения количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера и дальнейшего установления в связи с этим размера базовой части трудовой пенсии, независимо от места жительства гражданина.
С 01.12.2009г. вступила в силу статья 1 Федерального закона № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» согласно которой, женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 руб. в месяц (с дальнейшими изменениями и индексациями).
Указанным льготным стажем (МКС, РКС) и правом на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии истец не располагает с учетом вышеизложенного (ввиду отсутствия необходимого стажа работы в МКС, РКС, исчисленного в календарном размере).
В соответствии с п.1 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции, действующей с 01.01.2010г., при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными, муниципальными органами.
Суд считает отказ во включении периода военной службы с 19.10.1987г. по 31.12.2000г. в стаж работы в МКС правомерным, т.к. действующее законодательство не предусматривает двойного включения периодов как в страховой стаж для назначения трудовой пенсии либо ее части, так и в стаж военной службы для назначения пенсии за выслугу лет; исчисления периода службы в льготном размере. Факт прохождения военной службы в обозначенный период подтвержден трудовой книжкой, военным билетом.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 22.07.2008г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании п.1 ст.3 Федерального закона № 156-ФЗ от 22.07.2008г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Истец отказалась от получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата пенсии прекращена.
Доводы стороны истца о необходимости зачета в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода службы являются несостоятельными, так как ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает зачет военной и приравненной к ней службы только в страховой стаж, но не иные виды стажа. Кроме того, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 вышеуказанного Федерального закона, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, не предусматривают зачет периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» и непосредственно в пункте 19, согласно которому период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований истца о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии следует отказать ввиду недостаточности стажа работы в МКС, РКС.
Руководствуясь ст. 12,55,56, 194 - 199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сафоновой Н.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия» о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья И.А.Коваленко