Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи И.А. Коваленко,
при секретаре Т.Н.Хариной,
с участием истца Бараева А.Г., представителя истца Шлыкова Н.М., представителя ответчика Карповой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бараева А.Г. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия о включении в число и сводный список участников подпрограммы с целью получения жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Бараев А.Г. обратился в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация ПГО), Министерству строительства Республики Карелия о включении его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, включении в сводный список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Требования мотивированы тем, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, утвержденным Постановлением Правительства России №153 от 21.03.2006г., истец, являясь бывшим военнослужащим, относится к категории граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья в г.Петрозаводске с целью постоянного проживания. Ввиду необходимости реализации своего права Бараев А.Г. в 2006 году обратился в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, предоставил необходимый перечень документов. Однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу не предоставлен, отказа в выдаче сертификата также не последовало. Неоднократные обращения истца в Администрацию ПГО результата не принесли. Истец просит обязать ответчика включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, а также включить его в сводный список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат.
Истец в судебном заседании 12.01.2011г. уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию ПГО включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г., обязать Министерство строительства Республики Карелия включить его в сводный список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году. Истец пояснил, что обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа в 2005 году с заявлением о выдаче сертификата, в дальнейшем получал от Администрации ПГО противоречивые ответы в виде писем о его включении/ не включении в список. Подавал заявления о выделении сертификата в 2009, 2010 годах. Решения о выдаче либо отказе в выдаче сертификата Администрацией ПГО не принималось. Представитель истца поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в лице Администрации ПГО действующая на основании доверенности Карпова Ж.В., в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истец обращался в Администрацию ПГО с 2005 году с заявлением об участии в иной программе; в 2006 году нового заявления в рамках подпрограммы, утвержденной Постановлением правительства России № 153 от 21.03.2006г. и позднее до 30.11.2010г. не подавал. В 2009, 2010г. обращался с заявлением о выделении сертификата, при этом участником подпрограммы до ноября 2010 года не являлся, так как им не было подано соответствующее заявление, не представлены документы, в связи с чем и в список очередников на 2010, 2011 годы для получения жилищного сертификата не был включен. Ответы, которые были даны Бараеву А.Г. должностными лицами Администрации ПГО, не основаны на материалах личного дела истца.
Представитель ответчика в лице Министерства строительства Республики Карелия (далее Министерство) Чудакова Л.Н. к участию в судебном заседании 12.01.2011г. не допущена по причине отсутствия надлежащим образом оформленной доверенности (истец срок действия), в ранее состоявшихся заседаниях иск не признала, дав пояснения аналогичные изложенным в отзыве и указав, что Министерство формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году на основании списков, представленных органами местного самоуправления. Поскольку истец не был включен в списки, представленные Администрацией ПГО, у Министерства отсутствовали основания для включения истца в сводный список.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Установлено, что истец был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации 10.08.1994г. в связи с организационными штатными мероприятиями. 23.05.2005г. обратился в Администрацию г.Петрозаводска с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы. В заявлении указал, что общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 22 года. Состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 15.02.1996г. в г.Петрозаводске. В состав семьи входит супруга ФИО. С условиями участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы ознакомлен и обязался их выполнять. К заявлению были приложены: паспорт, справка КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы, выписка из домовой книги, справка об отсутствии забронированной жилой площади. Документ о согласии сдать имеющее жилое помещение отсутствовал.
В дальнейшем указанная подпрограмма прекратила свое действие, а акты, регламентирующие порядок выдачи сертификатов, утратили силу, в связи с принятием 21 марта 2006 года Правительством Российской Федерации Постановления № 153 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Указанным Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно подпункту «г» п. 5 Правил участниками подпрограммы могут быть граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. К указанной категории граждан относится истец.
В соответствии с п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
На основании пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают соответствующие документы.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.
Согласно письму Администрации г. Петрозаводска от 07.04.2006г. Бараеву А.Г. предлагалось в срок до 15.05.2006г. подать соответствующее заявление с приложением необходимых документов, чего им сделано не было.
Из представленных материалов не следует, что истец с момента принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 153 от 21.03.2006г. подавал в Администрацию г.Петрозаводска заявление по установленной в приложении № 1 форме об участии в указанной подпрограмме. Иное истцом не доказано и документов, свидетельствующих об обратном, не имеется. Доводы Бараева А.Г., что им подавалось указанное заявление, документально не подтверждены, а пояснения, что не давались соответствующие разъяснения расценивает как несостоятельные. Истец вправе был самостоятельно изучить действующее законодательство, представленные и вывешенные для обозрения списки очередников, формируемые Администрацией ПГО, подать необходимые заявления.
Семейное положение Бараева А.Г. в дальнейшем было изменено, его брак с ФИО прекращен 11.01.2009г., жилого помещения в собственности Бараев А.Г. не имеет. Его состав семьи составил 1 человек по состоянию на 2009 год. Фактическое право Бараева А.Г. на участие в подпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства России № 153 от 21.03.2006г. (в действующей редакции), при наличии соответствующего заявления о включении в число участников подпрограммы кем-либо не оспаривается.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
12.03.2009г. Бараев А.Г. подал в Администрацию ПГО заявление о выделении ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Петрозаводска.
Исходя из пункта 24 Правил Бараев А.Г. не был включен в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, т.е. 2010 году, формируемые Администрацией ПГО для направления в Министерство строительства Республики Карелия, так как отсутствовало его заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г. (в действующей на тот период времени редакции).
Также 27.04.2010г. Бараев А.Г. подал аналогичное заявление в Администрацию ПГО. По вышеуказанной причине гражданин также не был включен в число лиц, изъявивших получить жилищный сертификат в 2011 году.
Только 30.11.2010 года и 17.12.2010 года Бараевым А.Г. поданы заявления о включении в число участников подпрограммы с составом семьи 1 человек.
Учитывая, что заявления гражданами подаются до 1 июля текущего года на следующий год, списки на 2011 год были сформированы до 01.08.2010г., Бараев А.Г. соответственно в число лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата в 2011 году, не был включен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Бараев А.Г до ноября 2010 года не подавал заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г. (в действующей редакции), а соответственно он не мог и не может быть включен Администрацией ПГО в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат ни в 2010 г., ни в 2011 годах.
Соответственно Министерство строительства Республики Карелия не вправе включить Бараева А.Г. в сводный список граждан по Республике Карелия, изъявивших получить жилищный сертификат в 2011 году.
Таким образом, суд не усматривает каких-либо нарушенных прав Бараева А.Г. и оснований для их восстановления не имеется.
Принятие указанного решение не нарушает жилищных прав Бараева А.Г. также ввиду нижеследующего.
Бараев А.Г. состоит на учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства с 15.02.1996 г.; по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку согласно материалов личного дела – 99, по данным Администрации ПГО на дату рассмотрения дела судом-96.
В соответствии п.2 ст.15 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 22 июля 2010 года) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится, т.е. с 01.01.2011 года. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в ныне действующей редакции.
Согласно п.2.1 ст.15 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции от 28.12.2010г. обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, истец вправе в рамках измененного федерального законодательства обратится в настоящее время в Администрацию ПГО с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты, жилого помещения в собственность бесплатно либо по договору социального найма, как лицу, состоящему в очереди с 1996 года и имеющему право на льготное обеспечение жильем. При этом формирование указанных очередей на получение денежных выплат производится только с учетом даты постановки на учет в соответствующую очередь органа местного самоуправления, а иные критерии федеральный закон не допускает (в том числе необходимость включения в ранее действовавшую подпрограмму).
С учетом вышеизложенного, нарушение прав истца Администрацией Петрозаводского округа, Министерством строительства Республики Карелия суд не усматривает, ввиду чего в удовлетворении иска следует отказать.
Ответ Администрации ПГО от 29.07.2010г. в полном объеме, а также ответ Администрации ПГО от 23.09.2010г. № 1.1-39-173 в части того, что Бараев А.Г. включен в список граждан, выразивших желание получить жилищный сертификат в 2010 году и значится в очереди под № 12 в основу положительного решения суда положены быть не могут, так как противоречат вышеуказанным нормам права и обстоятельствам, исследованным судом в рамках представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст. 12,55,56, 194 - 199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бараева А.Г. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия о включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г. (в действующей редакции), о включении в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья И.А.Коваленко