об обязании совершить действия



Дело № 2-914/3-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В. при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пружинина Е.А. к Министерству экономического развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Иск предъявлен по тем основаниям, что Пружинин Е.А. с 25.12.1995 г. замещал должность <данные изъяты>, 30.09.1998 г. был уволен с указанной должности постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 28.09.1998 г. в связи с ликвидацией министерства. Стаж государственной службы истца на этот момент составлял более 20 лет. После увольнения истец в течение 5 месяцев являлся безработным, с 01.03.1999 г. на конкурсной основе был принят на работу в Министерство экономического развития Республики Карелия, где и работает до настоящего времени по срочному служебному контракту. В связи с истечение 31.12.2010 г. срочного служебного контракта истец в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» обратился к ответчику с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, исходя из должностного оклада <данные изъяты>, занимаемой им на момент первичного прекращения государственной службы 30.09.1998 г., однако, получил отказ, мотивированный тем, что на момент наступления пенсионного возраста истец занимал должность начальника управления Министерства экономического развития Республик Карелия. Истец полагает, что отказ ответчика нарушает его установленное законом право на выбор должности, занимаемой на день прекращения государственной службы, для получения надбавки к трудовой пенсии, просит суд обязать Министерство экономического развития Республики Карелия принять решение об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по занимаемой ранее должности <данные изъяты> на момент прекращения государственной службы 30.09.1998 г.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Черечукина Т.В., действующая на основании доверенности, полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, не оспаривала то обстоятельство, что с 01.07.1997 г. по 30.09.1998 г. истец занимал должность <данные изъяты>. На дату увольнения с указанной должности в связи с ликвидацией министерства истец не имел права на трудовую пенсию по старости. С 01.03.1999 г. истец продолжил работу в Министерстве экономического развития Республики Карелия, на день обращения в суд с настоящим иском замещал должность <данные изъяты> На этом основании представитель ответчика считает, что днем прекращения государственной службы истца в данном случае следует считать 31.12.2010 г. (дата истечения срочного служебного контракта), а не 28.09.1998 г., как ошибочно полагает истец, так как после указанной даты Пружинин Е.А. еще дважды принимался на работу в Минэкономики Республики Карелия, в Минэкономразвития Республики Карелия. Пружинину Е.А. на основании его заявления уже была установлена доплата к трудовой пенсии распоряжением Минэкономразвития Республики Карелия от 31.10.2006 г. №, исходя из оклада по занимаемой им на момент увольнения должности <данные изъяты>. То есть, истец при оставлении государственной службы уже воспользовался правом выбора должности, по которой будет назначена доплата к трудовой пенсии.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Буш В.Е., действующая на основании доверенности, полагала иск подлежащим удовлетворению, поскольку, Закон РК № 167-ЗРК от 10.01.1997 г. «О государственной службе Республики Карелия», устанавливая право гражданина на выбор размера должностного оклада по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы, не закрепляет императивность выбора оклада по последней должности государственной службы, следовательно, осуществление данного выбора оставлено на усмотрение самого гражданина, который вправе выбрать размер оклада как по последней должности государственной службы, так и по должности, занимаемой ранее и оставленной до момента приобретения права на получение ежемесячной доплаты. Выбор должностного оклада, на основании которого производится исчисление ежемесячной доплаты, является правом гражданина, замещавшего должность государственной службы. В связи с тем, что каждому из указанных граждан должны быть обеспечены равные возможности по реализации этих правомочий, поэтому, по мнению представителя третьего лица, умаление такого права в отношении Пружинина Е.А. не допускается. Кроме того, Буш В.Е. просила учесть то обстоятельство, что ч. 8 ст. 21 Закона РК № 167-ЗРК предусмотрено право лица, получающего ежемесячную доплату, вновь поступить на государственную службу, выплата ежемесячной доплаты в данном случае приостанавливается. При этом согласно п. 13 Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденного Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 г. № 85, после освобождения гражданина от вновь занятой должности выплата возобновляется, ежемесячная доплата выплачивается в размере с учетом вновь замещавшихся государственных или муниципальных должностей, т.е. на размер ежемесячной доплаты могут оказать влияние увеличение продолжительности стажа государственной службы, а также оклад по вновь замещаемой должности. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие в Законе РК № 167-ЗРК запрета на выбор гражданином размера должностного оклада по должности, предшествующей последней, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия полагает иск подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Статьей 21 Закона РК "О государственной службе Республики Карелия" установлено право на получение государственными служащими при выходе на трудовую пенсию доплаты к ней, а также определены условия приобретения этого права.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 21 указанного закона лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В" и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной настоящей частью, устанавливается Главой Республики Карелия. Месячный должностной оклад с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях государственного служащего для исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии, по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (по возрасту), но не ранее 1 января 1997 года.

Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 г. № 85 утвержден Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, в соответствии с которым для реализации своего права на получение ежемесячной доплаты граждане, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Карелия, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они занимали должность государственной гражданской службы. Решение об определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии принимает Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия на основании документов, направленных органом государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность или государственную должность государственной службы Республики Карелия.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Пружинин Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 25.12.1995 г. по 30.09.1998 г. замещал должность <данные изъяты>, был уволен с указанной должности в связи с ликвидацией министерства, что подтверждается копией трудовой книжки истца, постановлением Председателя Правительства Республики Карелия № от 28.09.1998 г., справкой о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы истца. На момент увольнения истец не достиг пенсионного возраста и не имел права на доплату к трудовой пенсии.

На основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 31) при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Пружинин Е.А. 30.09.1998 г. был уволен с государственной службы в связи с ликвидацией министерства.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не прекратил в 1998 году осуществление профессиональной служебной деятельности на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а продолжил эту деятельность впоследствии не могут быть приняты во внимание судом, так как противоречат вышеуказанным правовым положениям.

С 01.03.1999 г. истец был принят на работу в Министерство экономического развития Республики Карелия на должность <данные изъяты>.

Приказом №/лс от 03.10.2006 г. Пружинин Е.А. был уволен в связи с выходом в добровольную отставку, на основании его заявления ему была установлена с 31.10.2006 г. ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, исходя из занимаемой на момент увольнения должности <данные изъяты>.

Приказом №/лс от 09.01.2007 г. Пружинин Е.А. назначен на старшую должность государственной гражданской службы <данные изъяты> на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого истек 31.12.2010 г.

Также не могут быть приняты судом доводы представителя ответчика о том, что истец уже воспользовался своим правом на выбор должности, исходя из которой ему была установлена доплата к государственной пенсии в 2006 году.

Установленная ст. 21 республиканского закона доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией для государственных служащих Республики Карелия, временно установленной и предоставленной им за счет средств республиканского бюджета помимо государственной пенсии по старости.

Устанавливая право выбора месячного должностного оклада по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости (по возрасту), но не ранее 1 января 1997 года, республиканский законодатель не закрепляет императивность выбора оклада по последней должности государственной службы, следовательно, осуществление данного выбора оставлено на усмотрение самого гражданина, который вправе выбрать размер оклада, как по последней должности государственной службы, так и по должности, занимаемой ранее и оставленной до момента приобретения права на получение ежемесячной доплаты. Выбор должностного оклада, на основании которого производится исчисление ежемесячной доплаты, является правом гражданина, замещавшего должность государственной службы, умаление такого права не допускается. Кроме того, ч. 8 ст. 21 Закона РК № 167-ЗРК предусмотрено право лица, получающего ежемесячную доплату, вновь поступить на государственную службу, выплата ежемесячной доплаты в данном случае приостанавливается. При этом согласно п. 13 Порядка после освобождения гражданина от вновь занятой должности выплата возобновляется, ежемесячная доплата выплачивается в размере с учетом вновь замещавшихся государственных или муниципальных должностей, т.е. на размер ежемесячной доплаты могут оказать влияние увеличение продолжительности стажа государственной службы, а также оклад по вновь замещаемой должности.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие в Законе РК № 167-ЗРК запрета на выбор гражданином размера должностного оклада по должности, предшествующей последней, а также отсутствие законодательно установленной кратности реализации данного права, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению. Иное противоречило бы конституционным принципам, как закрепляющим единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающим специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Данные принципы требуют, в частности, обеспечения социальной поддержки нуждающимся в этом гражданам на началах справедливости, с использованием необходимой индивидуализации и дифференциации мер социальной защиты.

С ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Пружинина Е.А. к Министерству экономического развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать Министерство экономического развития Республики Карелия принять решение об установлении Пружинину Е.А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по занимаемой ранее должности заместителя министра промышленности, транспорта, связи и торговли Республики Карелия.

Взыскать с Министерства экономического развития Республики Карелия государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Черонко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200