Дело № 2-586/3-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд
в составе председательствующего судьи Черонко Е.В.
при секретаре Макаршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа на <адрес> в районе кадастрового участка № располагается несанкционированная свалка отходов. Указанный земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, в аренду или в пользование не предоставлялся. Лица, причастные к размещению бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены. В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на администрации Петрозаводского городского округа. В связи с чем прокурор просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа в срок до 01.06.2011 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Петрозаводского городского округа, на <адрес> в районе кадастрового участка №
В судебном заседании представитель прокуратуры Иванова Н.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Петрашкевич Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснила, что обнаруженная в ходе проверки несанкционированная свалка расположена на территории Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором расположена свалка, в аренду или в пользование не предоставлялся. Для ее ликвидации необходимы финансовые затраты, между тем, бюджетной росписью расходов комитета жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены бюджетные ассигнования на ликвидацию стихийных свалок в городских лесах, на городских территориях в размере 1000000 руб., при этом на сегодняшний день на территории округа имеется более 70 несанкционированных свалок, на ликвидацию которых выделенных денежных средств недостаточно. Свои обязанности по организации деятельности в области обращения с отходами на территории Петрозаводского городского округа администрация выполнила, создано <данные изъяты> которое выполняет функции по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории Петрозаводского городского округа.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статье 4 указанного закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Согласно требованиям ст. 51 закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается сброс отходов в поверхностные и поземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Петрозаводского городского округа на <адрес> в районе кадастрового участка № была обнаружена несанкционированная свалка отходов. Сведения о предоставлении земельного участка, на котором расположена свалка, в аренду или в пользование отсутствуют. Согласно информации, представленной <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ по факту несанкционированного места размещения бытовых строительных отходов на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес> сотрудниками <данные изъяты> проведена проверка, в результате которой лица, причастные к размещению бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что обнаруженная в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на <адрес> в районе кадастрового участка № несанкционированная свалка располагается на территории Петрозаводского городского округа. Ответчиком доказательств принадлежности свалки каким либо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, либо иным лицам суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении администрации Петрозаводского городского округа к ликвидации несанкционированной свалки подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о недостаточности в бюджете муниципального образования денежных средств для ликвидации всех стихийных свалок в городских лесах, на городских территориях не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для освобождения администрации Петрозаводского городского округа от исполнения возложенных на орган местного самоуправления функций по организации ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа. Срок до 01.06.2011 г. является реальным, отвечает требованиям природоохранного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 55, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа в срок до 01.06.2011 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории Петрозаводского городского округа, на <адрес> в районе кадастрового участка №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко