прокурор Пудожского района об обязании ответчиков обеспечить безопасные условия эксплуатации моста- отказано в удовлетворении заявленных требований



Петрозаводский городской суд Дело № 2-379/19-2011 г.

г. Петрозаводск, ул. Красная, д.33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 февраля 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А., при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, Государственному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пудожского района обратился в суд с иском к «Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд», Государственному Управлению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог», просил обязать ответчиков обеспечить безопасные условия эксплуатации моста, расположенного на автомобильной дороге г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок в Пудожском районе при подъезде к деревне Куганаволок 9 километр + 000 метров через реку Рагнукса, в соответствии с требованиями действующих дорожных норм, посредством проведения работ по замене ряжей, насадок, прогонов, верхних и нижних настилов, заборных стенок, колесоотбоя, перильных брусьев.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 выявлены нарушения правил содержания деревянного моста (искусственного сооружения), расположенного на автомобильной дороге г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок в Пудожском районе Республики Карелия при подъезде к деревне Куганаволок 9 километр + 000 метров через реку Рагнукса.

Согласно актов осмотра и заключений комиссий от 21.09.2009 и от 08.09.2010 установлено разрушение ряжей, насадок, прогонов, верхнего и нижнего настилов, заборных стенок, колесоотбоя, перильных брусьев, имеются механические повреждения и гниль указанного моста. Состояние деревянного моста определено как аварийное, признано, что движение по мосту транспортных средств, угрожает жизни и здоровью участников дорожного движения.

Главным государственным инспектором дорожного движения по Пудожскому району запрещено движение общественного транспорта осуществляющего автобусные перевозки по маршруту г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок с 00 часов 00 минут №. Распоряжением главы Администрации Пудожского муниципального района № <данные изъяты> от 11.10.2010 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Авдеевского сельского поселения в связи с аварийным состоянием автомобильного моста, угрозой нарушения жизнеобеспечения населения п. Рагнукса, д. Куганаволок, связанных с обрушением аварийного моста на автодороге г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок через реку Рагнукса Пудожского района.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Данный деревянный мост в установленном законодательством порядке отнесен к собственности Республики Карелия и закреплен на праве оперативного управления за ГУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия». ГУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности. По обращению Администрации Пудожского муниципального района в Министерство строительства Республики Карелия о выделении денежных средств на проведение восстановительных работ аварийного моста, денежные средства не выделены.

Выявленные нарушения норм федерального законодательства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, препятствуют безопасному перемещению граждан, завозу продуктов, транспортировке больных в медицинские учреждения, детей в учебные заведения, обеспечению пожарной безопасности.

Представитель истца – ст. помощник прокурора г. Петрозаводска Радькова В.В., иск поддержала, ссылаясь на основания, приведенные в заявлении.

Представитель ответчика Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд - Ратчина М.И., действующая на основании доверенности, полагала требования прокурора, обращенные к представляемому ей учреждению необоснованными, а исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Сослалась на то, что Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом споре. По ее мнению, требования к ГУ РК «Управтодор РК» также необоснованны, поскольку прокурором не доказано ненадлежащее исполнение, возложенных на учреждение обязанностей.

Представитель ответчика Государственного Управления Республики Карелия «Управление автомобильных дорог» - Чертенкова Н.П., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, в связи с тем, что представляемым ею учреждением по результатам аукциона заключен государственный контракт на выполнение ремонтных работ, согласно утвержденных Министерством строительства Республики Карелия перечней объектов и доведенных лимитов денежных средств по данным объектам. Работы, предусмотренные договором идут по графику, со сроком, установленным до 31.05.2011г.

Представитель третьего лица ГУП РК «Карелмостстрой» в судебное заседание не явился. Ранее его представитель Иванов М. И. пояснил, что представляемое им учреждение, выиграв аукцион, заключило контракт на ремонт моста. Работы производятся в плановом режиме, проезд по мосту открыт. Сезонная часть работ будет завершена по окончании зимнего периода.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

В судебном заседании установлено, что согласно актов осмотра и заключений комиссий от 21.09.2009 и от 08.09.2010 установлено разрушение ряжей, насадок, прогонов, верхнего и нижнего настилов, заборных стенок, колесоотбоя, перильных брусьев, имеются механические повреждения и гниль моста на автомобильной дороге г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок в Пудожском районе Республики Карелия при подъезде к деревне Куганаволок 9 километр + 000 метров через реку Рагнукса.

В соответствии с инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах, ведомственными строительными нормами (ВСН) 4-81, раздел 13, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР от 31.03.1981 и в соответствии с руководством по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций, отраслевыми дорожными нормами (ОДН) 218.017-2003, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 26.03.2003 № ОС-198-р, состояние деревянного моста определено как аварийное, признано, что движение по мосту транспортных средств, угрожает жизни и здоровью участников дорожного движения.

На основании п. 12 Указа Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998 (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 02.07.2002 № 679, от 03.05.2005 № 497, от 23.04.2007 № 533, от 03.07.2008 № 1041) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», главным государственным инспектором дорожного движения по Пудожскому району запрещено движение общественного транспорта осуществляющего автобусные перевозки по маршруту г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок с 00 часов 00 минут 20.09.2010.

Распоряжением главы Администрации Пудожского муниципального района № р-П от 11.10.2010 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Авдеевского сельского поселения в связи с аварийным состоянием автомобильного моста, угрозой нарушения жизнеобеспечения населения п. Рагнукса, д. Куганаволок, связанных с обрушением аварийного моста на автодороге г. Пудож - п. Рагнукса - д. Куганаволок через реку Рагнукса Пудожского района.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Обозначенный мост отнесен к собственности Республики Карелия и в соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия (правопреемником которого является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд) от 20.03.2008 № закреплен на праве оперативного управления за Государственным учреждением Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия».

Рассматривая предмет иска применительно к названным ответчикам суд приходит к выводу, что Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд не может быть признан надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, а в отношении ГУ РК «Управтодор» противоправность бездействия и наличие оснований для понуждения к действиям, по мнению суда, не доказаны.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 № Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд не наделен полномочиями в сфере обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, в том числе функциями обеспечению проведения строительных работ в отношении спорного объекта недвижимости. На основании пункта 1 указанного Положения комитет осуществляет функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Республики Карелия.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно статье 10 Закона Республики Карелия от 06.06.2000 N 414-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия" содержание государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления, осуществляется учреждениями в пределах средств, выделяемых им по смете. В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Принимая во внимание, что предметом иска является обязание обеспечить безопасные условия эксплуатации моста посредством проведения работ, но истцом не доказано, что указанные действия входят в компетенцию Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, суд находит, что в данной части иска следует отказать как заявленной к ненадлежащему ответчику.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии с Уставом ГУ «Управтодор РК»: (п. 1.2.) учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета Республики Карелия на основе сметы; (п. 1.7.) находится в ведомственном подчинении Министерства строительства Республики Карелия; (п. 2.1.) выполняя функции заказчика по объектам строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, направляет свою деятельность на реализацию государственных инвестиционных программ дорожного хозяйства на территории Республики Карелия с целью эффективного использования инвестиций, улучшения качества выполнения дорожных работ, а также обеспечения безопасного и бесперебойного движения по автомобильным дорогам общего пользования в Республики Карелия.

Министерство строительства Республики Карелия на основании п.п. 23, 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

ГУ «Управтодор РК» осуществляет функции заказчика в рамках доведенных лимитов денежных средств на дорожные нужды, на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство автомобильных дорог Республики Карелия регионального значения, посредством заключения государственных контрактов на выполнение данных работ. ГУ «Управтодор РК» осуществляет свою деятельность, а именно заключает государственные контракты на выполнение дорожных работ, согласно утвержденных Министерством строительства Республики Карелия перечней объектов и доведенных лимитов денежных средств по данным объектам.

Проведение работ по ремонту аварийного моста включает в себя несколько основных этапов: внесение объекта в перечень объектов для ремонта; разработка и внесение Министерством строительства РК предложений в Правительство Республики Карелия об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета Республики Карелия на указанные цели (п. 30 Положения Министерства); разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по ремонту дорожного сооружения (проведение открытого аукциона, заключение государственного контракта на выполнение работ); проведение открытого аукциона на право заключения государственного контракта по проведению ремонтных работ моста; заключение государственного контракта с организацией-подрядчиком на выполнение строительных работ.

Поскольку удовлетворение заявленных требований предполагает понуждение ГУ РК «Управтодор» к проведению указанных строительных работ, то в таком случае прокурор обязан доказать, что учреждением данные работы не проводятся.

Тогда как представленными ответчиком материалами доказано иное.

Объект «Ремонт участка автомобильной дороги подъезд к п. Куганаволок, в части устройства на км 9+000 временного моста через р.Рагнукса» утвержден в плане выполнения проектно-изыскательных работ на 2010 год только 20.06.2010 года. ГУ «Управтодор РК» по итогам проведения открытого аукциона 20.10.2010 года заключило Государственный контракт № на разработку проектной документации на объект: «Ремонт участка автомобильной дороги Подъезд к п. Куганаволок, в части устройства на км 9+000 временного моста через р. Рагнукса». 20.10.2010 г. проектная документация передана заказчику.

Согласно планируемому перечню объектов для ремонта в 2011 году и учитывая аварийное состояние моста через р. Рагнукса, ГУ «Управтодор РК» 02 декабря 2010 года объявило о проведении открытого аукциона на право заключения Государственного контракта на выполнение работ по ремонту объекта: «Ремонт участка автомобильной дороги Подъезд к п. Кугонаволок, в части устройства на км 9+000 временного моста через р. Рагнукса» в Пудожском районе Республики Карелия, дата аукциона определена 11 января 2010 года.

24 января 2011 года по итогам аукциона подписан государственный контракт на выполнение работ по ремонту объекта с ГУП РК «Карелмостстрой», который предполагает выполнение требуемых работ в период с 24.01.2011г. по 31.05.2011г.

Из объяснений представителя ГУП РК «Карелмостстрой» следует, что работы ведутся в плановом режиме, в результате чего обеспечен проезд по объекту.

Указанные сведения истцом не опровергнуты. При указанных обстоятельствах, довод прокурора о ненадлежащем исполнении ГУ РК «Управтодор» своих обязанностей по организации строительных работ спорного объекта не подтверждаются представленными в дело доказательствами, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истца не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.А.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 09.03.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200