Дело № 2-1666/17-2011 год
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
21 марта 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Житарева В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании отказа в государственной регистрации права собственности незаконным и обязании зарегистрировать право собственности,
установил:
Исковое заявление мотивировано тем, что Житареву В.И. в соответствии с Постановлением Мэрии Пряжинского района от 29.03.1994 года № предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> для индивидуального садоводства по адресу Республика Карелия д. Чуйнаволок, <адрес> В 2010г. истцом были проведены работы по межеванию и установлению границ указанного земельного участка, границы участка согласованы с соседними землепользователями и председателем садоводческого товарищества. Площадь фактически используемого земельного участка была уточнена до 1227 кв.м. Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района № от 21.03.2010г. уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером №, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Республика Карелия, Пряжинский район, земельный участок расположен <адрес> разрешенное использование - для индивидуального садоводства, в размере <данные изъяты> кв.м. Истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный участок, однако 31.01.2011 года в этом ему было отказано со ссылкой на абз.10 п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ. Истец считает данный отказ необоснованным. Просит признать незаконным отказ № от 31.01.2011г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в государственной регистрации права собственности Житарева В.И. на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Чуйнаволок, <адрес> кадастровый номер №; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК зарегистрировать право собственности Житарева В.И. на указанный земельный участок.
Определением суда от 21 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Администрация Пряжинского национального муниципального района и Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Республике Карелия».
В судебном заседании истец Житарев В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК Лобышева Ю.П., действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» Денисова И.А., действующая по доверенности, в судебном заседании оставила вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, предоставив письменный отзыв на исковое заявление.
Третье лицо Администрация Пряжинского национального муниципального района в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направило в суд отзыв на иск, в котором просило о рассмотрении в отсутствие своего представителя, полагая исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Мэрии Пряжинского района от 29.03.1994 года № предоставлен в собственность земельный участок общей площадью <данные изъяты> для индивидуального садоводства по адресу Республика Карелия д. Чуйнаволок, <адрес> В 2010г. истцом были проведены работы по межеванию и установлению границ указанного земельного участка, границы участка согласованы с соседними землепользователями и председателем садоводческого товарищества. Площадь фактически используемого земельного участка была уточнена до <данные изъяты> кв.м. Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района № от 21.03.2010г. уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером №, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Республика Карелия, Пряжинский район, земельный участок расположен <адрес> разрешенное использование - для индивидуального садоводства, в размере <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 2 Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п.п. 1, 2, 6 ст.16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя; в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты; прилагаются необходимые документы; заявителю выдается расписка об их получении.
Одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Статьей 17 Закона определено, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Как следует из пояснений представителей сторон, материалов дела, Житарев В.И. обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок земельный участок, расположенный по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Чуйнаволок, <адрес> кадастровый номер №. На государственную регистрацию было представлено Постановление Мэрии Пряжинского района от 29.03.1994 года № о предоставлении в собственность земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> для индивидуального садоводства по адресу Республика Карелия д. Чуйнаволок, <адрес>, свидетельство на право собственности на землю от 06.04.1994г., копия межевого плана на данный земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, выданный ФГУ «Земельная кадастровая палата» с указанием площади земельного участка <данные изъяты> Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района № от 21.03.2010г. уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером №, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Республика Карелия, Пряжинский район, земельный участок расположен <адрес> разрешенное использование - для индивидуального садоводства, в размере <данные изъяты> кв.м. Вместе с тем, 31.01.2011 г. в проведении государственной регистрации права собственности Житареву В.И. на вышеуказанный земельный участок было отказано по тем основаниям, что истцом не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ для регистрации государственной регистрации прав, а также на том основании, что представленные истцом на регистрацию документы содержат противоречивую информацию относительно площади регистрируемого объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ранее действовавшему Закону РФ от 16.07.1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (ст. 51) поселковая, сельская администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что предоставление указанного земельного участка истцу и уточнение площади земельного участка Главой Пряжинского национального муниципального района правомочно, поскольку уточнение площади земельного участка произведено по результатам установления границ в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, названных законоположений, ст. 131ГК РФ, суд считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению, решение об отказе в государственной регистрации права собственности истца на земельный участок подлежит отмене, на ответчика следует возложить обязанность по государственной регистрации прав на земельный участок.
Доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку уточнение площади земельного участка произведено по результатам установления границ в соответствии с действующим законодательством и не может являться основанием для лишения истца права собственности на землю. ФГУ «Земельная кадастровая палата» обоснованно поставило земельный участок на кадастровый учет с указанием в кадастровом паспорте площади земельного участка <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер №) с учетом Постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района № от 21.03.2010г. «Об уточнении площади земельного участка», в связи с чем, положения п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к данному случаю не применимы.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Житарева В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании отказа в государственной регистрации права собственности незаконным и обязании зарегистрировать право собственности, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 31 января 2011 года № об отказе в государственной регистрации права собственности Житарева В.И. на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, <адрес>, кадастровый номер №
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия зарегистрировать право собственности Житарева В.И. на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, <адрес> с кадастровым номером №
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в пользу Житарева В.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко