Дело № 2-1968/3-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В. при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатовой Т.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Ипатова Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Иск мотивирован тем, что Ипатова Т.С. является получателем трудовой пенсии по старости. В период с 1967 г. по 1976 г. она состояла в трудовых отношениях с Производственно-техническим управлением связи КАССР, в июне –июле 1972 году направлялась работодателем в служебную командировку в Кемь, в августе 1973 года – в Калевальский район для выполнения служебных обязанностей в составе государственной комиссии по приемке в эксплуатацию радиоузлов в Калевальском районе. На сегодняшний день документы, подтверждающие нахождение истицы в командировках в Кеми и Калевальском районе, не сохранились в связи с истечением срока хранения. Истица полагает, что имеет право на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, просила обязать к этому ответчика.
В судебном заседании Ипатова Т.С. заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что в период с 16.11.1967 г. по 01.03.1976 г. она работала <данные изъяты> в Производственно-техническом управлении связи КАССР. По роду служебной деятельности она неоднократно направлялась в служебные командировки в районы Крайнего Севера, а именно в июне – июле 1972 года она находилась в командировке в г. Кемь в связи с монтажом радиоузла, в августе 1973 года – в Калевальском районе в составе государственной комиссии по приемке в эксплуатацию радиоузлов в Калевальском районе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что требования истицы являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что истицей не представлены документы, подтверждающие факт ее работы в период командировки в районе Крайнего Севера
Выслушав объяснения истицы, показания свидетеля, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истицы, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, что Ипатова Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является получателем трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц (п. 11 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, законодатель возможность осуществления указанного выше перерасчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и, как следствие, установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере для лиц, имеющих «смешанный» стаж, не ставит в зависимость от продолжительности имеющегося у такого лица стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Юридически значимым обстоятельством для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
Таким образом, исполнение работником, осуществлявшим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебных обязанностей в рамках трудовых отношений в период нахождения в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Как следует из трудовой книжки Ипатовой Т.С., с 16.11.1967 г. по 01.03.1976 г. она работала <данные изъяты> в Производственно-техническом управлении связи КАССР. В указанный период, а именно в июне – июле 1972 года она находилась в командировке в г. Кемь в связи с монтажом радиоузла, в августе 1973 года – в Калевальском районе в составе государственной комиссии по приемке в эксплуатацию радиоузлов в Калевальском районе, то есть осуществляла свои служебные обязанности в районах Крайнего Севера. Изложенные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истицы, материалами ее пенсионного дела, архивной справкой ГУ «Национальный архив Республики Карелия», согласно которой в документах постоянного хранения Производственно-технического управления связи КАССР в приказе № 124 от 14.08.1972 г. указано: «В июле 1972 г. досрочно был принят в эксплуатацию мощный радиоузел в г. Кеми». В приказе № № от 24.08.1972 года указано: «За активное участие в работах по монтажу и настройке аппаратуры на вновь смонтированном радиоузле в гор. Кемь – <данные изъяты> ПТУС тов. Ипатовой Т.С. (инициалы не расшифрованы) выдать денежную премию в размере 30 рублей». В приказе № № от 23.08.1973 года указано: «В связи с окончанием работ по автоматизации Калевальского района – создать государственную комиссию в составе т. Ипатовой Т.С. (инициалы не расшифрованы) – <данные изъяты> ПТУС. Комиссии приступить к работе с 28.08.1973 года. Акты представить на утверждение в срок до 05.09.1973 года». Также согласно архивной справке ГУ «Национальный архив Республики Карелия» от 08.02.2010 г. в документах постоянного хранения Производственно-технического управления связи в деле «План и титульные списки по капитальному строительству объектов радиофикации, отчеты и внедрения новой техники и акты приемки в эксплуатацию радиоузлов за 1973 г.» имеется акт о приемке в эксплуатацию радиоузлов Калевальского района (Вокнаволок, Кепа, Войница, Калевала). Как усматривается из указанного акта, комиссия в составе председателя Ипатовой Т.С., <данные изъяты> ПТУС, членов комиссии <данные изъяты> составила настоящий акт по приему в эксплуатацию радиотрансляционного узла в Калевальском районе.
Свидетель Свид1, работавший <данные изъяты> в лаборатории, которой руководила Ипатова Т.С., в судебном заседании подтвердил, что вместе с Ипатовой Т.С. он выезжал в командировки в июне – июле 1972 года в г. Кемь в связи с монтажом радиоузла, в августе 1973 года – в Калевальский район в составе государственной комиссии по приемке в эксплуатацию радиоузлов в Калевальском районе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец как сторона по делу вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости доказательств.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу.Поскольку данные доказательства не противоречат правовым принципам, подтверждаются также иными письменными доказательствами, у суда не имеется оснований усомниться в показаниях свидетеля, допрошенного в судебном заседании. Им представлена копия трудовой книжки, в которой подтверждается факт его работы в указанный период в одной организации с истицей. Утверждение ответчика о недопустимости подтверждения стажа свидетельскими показаниями суд считает необоснованным. Его ссылка на положения ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, не может быть принята во внимание, поскольку подтверждению подлежит не характер, а факт работы в особых климатических условиях.
По мнению суда, приведенные доказательства – сведения о работе из трудовой книжки истицы в совокупности с иными письменными доказательствами (архивными справками), показания свидетеля с достоверностью подтверждают объяснения Ипатовой Т.С. относительно ее направления в командировку в районы Крайнего Севера, а именно в июне – июле 1972 года в г. Кемь, в августе 1973 года – в Калевальский район.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным, что истица в период ее трудовых отношений с Производственно-техническим управлением связи КАССР направлялась работодателем в командировки в г. Кемь и Калевальский район, которые включены в Перечень районов Крайнего Севера …, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 г. № 245).
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае наличия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страхового стажа производится соответствующий перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Суд считает, что исполнение работником, осуществляющим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебных обязанностей в период трудовых отношений в местностях, расположенных в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера. При этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Как установлено в судебном заседании, истица обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии 29.04.2009 г. В связи с этим суд считает, что на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске должна быть возложена обязанность произвести истице перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 01.05.2009 г.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая положения ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ипатовой Т.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия произвести с 01 мая 2009 года перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости Ипатовой Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В Черонко