о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации за задержку выплаты среднего месячного заработка, компенсации морального вреда



Петрозаводский городской суд

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 Дело № 2-724/19-2011 год

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 января 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А. А., при секретаре Трофимовой М. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебышева С.А. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства, процентов, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Чебышев С.А. обратился с иском к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства за первый, второй, третий месяцы после увольнения, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Иск мотивирован тем, что с 17 марта 2008 года по 08 сентября 2010 года он проходил службу в МВД по РК в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, был уволен в связи с сокращением штата работников. Ссылаясь на то, что после увольнения со службы ему не удалось трудоустроиться, и полагая, что в отсутствие специального регулирования имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, просил взыскать среднюю заработную плату за первый, второй, третий месяцы после увольнения в размере 101.605 руб. 68 коп. (по 33.868 руб. 56 коп. за каждый месяц, компенсацию за задержку выплат в размере 1012 руб. 67 коп., компенсацию морального вреда в размере 20.000 руб. - на основании ст. ст. 318, 236, 237 Трудового кодекса РФ, применяемых по аналогии.

В судебное заседание Чебышев С.А. не явился, извещался судом о дате, времени, месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца – Иссар Т. А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, увеличив требование в части взыскания компенсации за задержку выплат, рассчитав ее по состоянию на 26.01.2011г. в размере 2.061, 24 руб.

Доводы ответчика сочла несостоятельными, поскольку применение специального регулирования службы предполагает повышенный уровень гарантий и допустимо лишь в дополнение к общему, но не взамен, а в данном случае должны применяться общие нормы трудового законодательства, так как выплаты, предусмотренные ст. 318 ТК РФ имеют иную правовую природу и их применение позволяет получить большие, по сравнению с выплачиваемыми, суммы. В обоснование своей позиции сослалась на соответствующее разъяснение, имеющееся на официальном сайте МВД РФ.

Представитель ответчика – Федечкин С.А., действующий на основании доверенности, с иском не согласился.

Указал на то, что правовое положение (специальный правовой статус) сотрудников органов внутренних дел, включая условия оплаты их труда, определяются Законом РФ от 18.04.1991 года «О милиции», Положением о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1993 года, иными нормативными правовыми актами, в которых предусмотрены и дополнительные льготы, гарантии и компенсации для проходящих службу районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в других отдаленных местностях. К правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются только в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.

Сослался на подпункт «б» пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22,09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Указал на то, что на службу в органы внутренних дел граждане Российской Федерации принимаются в добровольном порядке. Заключая соответствующий контракт о службе в органах внутренних дел, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки — условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу).

Указал на то, что истцом в обоснование требования о компенсации морального вреда не конкретизировано, каким образом ему причинены физические и нравственные страдания, в чем они выразились. Указанное требование полагал не подлежащим удовлетворению и по той причине, что оно связано с не получением денежных средств, то есть в связи с действиями, «нарушающими» его имущественные права.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

В судебном заседании установлено, что с 17 марта 2008 года по 08 сентября 2010 года Чебышев С. А. проходил службу в Министерстве внутренних дел по Республике Карелия, работая в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, был уволен в связи с сокращением штата работников.

Приказом № л/с от 08.09.2010г. ему установлена выслуга лет в органах внутренних дел: в календарном исчислении 09 лет 18дней, в льготном исчислении – 13 лет 06 месяцев 06 дней; для выплаты единовременного пособия – 08 лет 11 месяце 07 дней.

При увольнении, на основании названного приказа, истцу начислены и выплачены: единовременное денежное вознаграждение за 2010 год в размере трех окладов денежного содержания в сумме 29.400 руб.; премия за третий квартал 2010 года в сумме 8.495,28 руб.; а также единовременное пособие при увольнении в размере пяти окладов денежного содержания в сумме 29.400 руб.; установлена выплата по специальному званию «<данные изъяты>» с 09 сентября 2010 года по 08 сентября 2011 года, размер которой на период с 09 по 30 сентября 2010 года составил 1.814,27 руб.

12 октября 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате среднего месячного заработка на период трудоустройства, представив заверенную копию трудовой книжки, свидетельствующую о том, что после увольнения он не трудоустроился.

В письме, адресованном истцу 03.11.2010г., ответчик отказал в выплате, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в отзыве.

Изложенные обстоятельства явствуют из материалов дела и не оспариваются сторонами.

При рассмотрении спора суд принимает во внимание, что правоотношения, возникшие в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются специальными нормативными актами.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (далее - Положение). Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции".

Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел в Российской Федерации, включая условия и порядок оплаты труда сотрудников органов внутренних дел, определен порядок производства компенсационных выплат при увольнении в связи проведением организационно-штатных мероприятий.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22,09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы, в том числе, по сокращению штатов при увольнении со службы при выслуге менее 10 календарных лет выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных окладов. Согласно пункту 167 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 14.12.2009 № 960, сотрудником, имеющим общую продолжительность службы (включая военную службу) менее 15 лет и уволенным со службы без права на пенсию, сохраняется выплата оклада по специальному званию в течение одного года после увольнения, если увольнение со службы произведено, в том числе, по сокращению штатов.

Тогда как уровень гарантий, предусмотренных общей нормой – ст. 318 Трудового кодекса РФ существенно ниже и предполагает выплату работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации, выходного пособия в размере среднего месячного заработка, сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а также в исключительных случаях сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, гарантии, предусмотренные специальным правовым регулированием, как в части размера единовременной выплаты, так и не будучи обусловлены наличием исключительных обстоятельств в виде соблюдения определенных условий, представляются суду выше, нежели предоставляемые другим работникам трудовым законодательством. Поэтому оснований для применения аналогии в данном случае суд не усматривает.

Из материалов дела видно, что истцу выплачено как единовременное пособие, так выплачивается и назначенное на год ежемесячное пособие по специальному званию. В связи с чем, основания для признания права истца нарушенным отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания среднего заработка на период трудоустройства

Таким образом, в рассматриваемом случае работодатель имел право уволить истца по указанному основанию.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, в том числе, и в части компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ, не установив обязанность ответчика к таковым; а также в части компенсации морального вреда, имея в виду, что ст. 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, кои по настоящему делу не установлены.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Чебышева С.А. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о взыскании среднего месячного заработка на период трудоустройства, процентов, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 15.02.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200