2-8155/8
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Гудковой Г.В.
при секретаре Шмуйло Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дарибековой В.С. к Министерству строительства Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа о признании права на получение социальной выплаты, включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
у с т а н о в и л:
Истица обратились в суд по тем основаниям, что 10.04.2008 года семья истицы (истица и ее дочь ФИО, 2004 года рождении) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 19.06.2008 года было принято решение о включении семьи истицы в состав участников Подпрограммы. В июле 2010 года истица получила письмо из Администрации Петрозаводского городского округа об исключении ее семьи из списков претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, поскольку ее возраст превысил 36 лет. Истица указанное решение незаконным, просит признать за ней право на получение социальной выплаты и обязать Министерство строительства РК и Администрацию Петрозаводского городского округа включить ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». С учетом дополнений к иску истица просит обязать ответчиков включить ее в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, пояснила, что на момент подачи заявления об участии в подпрограмме и включении ее семьи в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ей не исполнилось 36 лет, следовательно, ее семья имеет право быть участником подпрограммы на весь период ее действия.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, полагала решение об исключении семьи истицы из списков участников подпрограммы правомерным, пояснила, что на основании заявлений Администрация Петрозаводского округа формирует списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Семья истицы была включена в состав участников подпрограммы, поскольку являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и возраст истицы на момент подачи заявления не превышал 36 лет. Заказчиками подпрограммы и распорядителями денежных средств является Министерство строительства Республики Карелия, которое из общих списков формирует списки претендентов на получение социальных выплат. Администрация Петрозаводского округа не распоряжается денежными средствами и не является органом исполнительной власти, который должен принять решение о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Представитель Министерства строительства Республики Карелия, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года № 285, участницей подпрограммы может стать молодая семья возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году.
В сводный список лиц, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, было включено 1224 молодых семьи, в том числе семья истицы за № 752. 02.07.2009 года Министерство строительства РК утвердило список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, в который вошло 22 семьи, из них 11 семей в г. Петрозаводске. На основании приказа № 274 от 07.06.2010 года Министерства Регионального развития Российской Федерации «О распределении субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году Республике Карелия выделено 21939,18 тыс. руб. Приказом Министерства строительства Республики Карелия № 122 от 09.06.2010 года утвержден список претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по Республике Карелия в количестве 42 молодых семей. Таким образом, решения о включении семьи Дарибековой В.С. список претендентов на получение социальных выплат органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Министерством строительства Республики Карелия принято не было. Поскольку в список претендентов не могут быть включены семьи, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье превышает 36 лет, следовательно, Администрация Петрозаводского городского округа, обоснованно исключила из списка участников подпрограммы указанные семьи, в том числе семью заявителя.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее Подпрограмма). Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее Правила).
В соответствии с абз. 3 раздела 3 Подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Аналогичным образом абзацем «а» п. 5 Правил определено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п. 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Дарибекова В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и 19.06.2008 года ее семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2009 году (протокол заседания городской жилищной комиссии). На момент подачи заявления возраст истицы не превышал 35 лет. Письмом от 19.08.2009 года № 953 Дарибекова В.С. была уведомлена о том, что реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2009 году не будет осуществлена в полной мере из-за недостаточного финансирования средств из федерального и республиканского бюджетов. Семья истицы переносится в список участников – претендентов на 2010 год. Уведомлением № 1163 от 06.09.2010 года истица уведомлена об исключении ее семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Согласно п. 23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, которым в настоящее время является Министерство регионального развития Российской Федерации (п. 23 Правил). В силу п. 20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой. После чего государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 25 Правил).
Так, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 274 от 07.06.2010 года были распределены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Подпрограммы в 2010 году. Республике Карелия было выделено 21938,18 тысяч рублей.
Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Таким образом, только после распределения Министерством регионального развития Российской Федерации контрольных цифр бюджетных средств, планируемых в бюджете Российской Федерации для Республики Карелия на реализацию Подпрограммы.
Министерством строительства РК в соответствии с п. 26 Правил приказом от 02.07.2009 года № 117 был утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия в количестве 22 семей. Приказом от 09 июня 2010 года № 122 был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году, в который вошли 42 семьи по Республике Карелия.
При этом законодатель в качестве обязательного требования, предъявляемого к участникам Подпрограммы, устанавливает возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье, который именно на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не должен превышать 35 лет (т.е. до достижения 36 лет). Данное положение Правил является действующим? не отменялось, не изменялось и его законность не может быть предметом проверки в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.
Министерство строительства Республики Карелия письмом от 26.07.2010 года № 2.3-13/3031, направленным главам Администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовало провести работу по исключению из числа участников подпрограммы молодых семей, у которых возраст одного из супругов либо родителя в неполной семье по состоянию на 09.06.2010 года составил полных 36 лет.
Установлено, что семья истицы состояла в Сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году за № 752, а в список претендентов на получение социальных выплат по Республике Карелия вошло 22 семьи, согласно выделенным средствам. Таким образом, в 2009 году семья истицы не была включена в списки претендентов на получение социальной выплаты. До 01.09.2009 года Администрация сформировала список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, в данном списке семья истицы значится под № 416. На момент утверждения Министерством строительства РК списка претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, то есть на 09 июня 2010 года, возраст Дарибековой В.С. превышал 36 лет (истице исполнилось 36 лет - 03.10.2009 года). По указанным основаниям Министерство строительства РК не могло включить семью Дарибековой В.С. в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, как несоответствующую критериям, предъявляемым законодателем к молодым семьям.
На основании изложенного, суд полагает, что решение об исключении семьи истицы из списков участников подпрограммы правомерны, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Доводы истицы, что она оформила договор купли-продажи квартиры с привлечением собственных средств и средств Банка (по ипотеке) и ее намерением было рассчитаться с кредитом за счет получения социальной выплаты, суд считает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не является основанием для включения (восстановления) семьи истицы в списках претендентов на получение социальной выплаты или восстановления в списках участников подпрограммы.
Суд также учитывает, что предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является только одним из способов решения жилищной проблемы лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истица не лишена возможности улучшить свои жилищные условия в ином порядке, с учетом очередности, предусмотренной нормами жилищного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней.
Судья Г.В. Гудкова