Дело № 2-207/23 - 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Пугачевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дахина Ф.Ф. к Межведомственной комиссии по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Администрации Поросозерского сельского поселения о признании членом семьи, о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на получение субсидии на приобретение жилья, о выдаче свидетельства о предоставлении гражданину субсидии на приобретение жилья в собственность,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец, являясь <данные изъяты>, ветераном Великой Отечественной войны, проживавший совместно со своей сестрой ФИО1 в <адрес>, имеет право в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 г. N 81-П на предоставление субсидии на приобретение жилья в собственность. В обоснование требований указывает, что на момент получения сестрой ФИО1 свидетельства о предоставлении указанной субсидии он фактически проживал с <адрес> с ней и ее сыном ФИО 2 Регистрация по указанному адресу не оформлялась, чтобы не возникало препятствий в получении ею указанного свидетельства, поскольку не было документов, подтверждающих их родственные отношения, удостоверение ВОВ было утрачено. После выдачи сертификата сестре истец зарегистрировался по месту жительства, однако Администрацией Поросозерского сельского поселения отказалась предоставлять сведения в Министерство здравоохранения РК для обеспечения жильем, так как расценила действия истца как намеренное ухудшение жилищных условий. Семья <данные изъяты> в составе ФИО 2, ФИО1. поставлена была на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года (письменные материалы дела № <данные изъяты>). После получения ветераном ФИО1. именного свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилья, истец считает, что он и сын ФИО1 - ФИО 2, не обеспеченные жильем и субсидией, не утратили право быть обеспеченными жилыми помещениями. Право состоять на учете утратила только сестра, так как ей была выделена именная субсидия. С учетом указанных обстоятельств, истец просит признать его членом семьи ФИО 1. и ФИО 2 и установить родственные отношения; признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как члена семьи, поставленной на учет до ДД.ММ.ГГГГ; признать право на получение субсидии на приобретение жилья в
соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 23
июня 2006 г. N81-П; обязать Министерство здравоохранения и социального развития РК выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья в собственность.
В судебном заседании истец не присутствовал, извещен надлежащим образом. Его представитель Годарева Е.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, пояснила, что истец проживал у своей сестры ФИО1. с 2003 года, вместе с ними проживал сын ФИО1 - ФИО 2 В 2004 году произошел пожар, с 2004 по 2007 годы семья проживала в хозяйственных постройках, потом им было предоставлено другое жилье, жилье предоставлялось на ФИО1 и ее сына. ФИО1 получила именной сертификат на субсидию и в июне 2010 года приобрела жилье в <адрес>. Ранее истец не регистрировался у своей сестры поскольку при получении сертификата смогли возникнуть трудности, у истца отсутствовал документ, подтверждающий родственные отношения с ФИО1 – свидетельство о рождении. Указанные истцом обстоятельства могут подтвердить свидетели. Просит признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2003 года, когда семья ФИО1 была признана нуждающейся.
Представитель Администрации Поросозерского сельского поселения Андронова М.Б., действующая по доверенности, иск не признала, пояснив, что Администрация действовала в соответствии с требованиями законодательства. Семья ФИО1 была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, потом ей было предоставлено жилье в 2004 году в связи с пожаром, в поселке благоустроенного жилья нет. ФИО1 состояла на учете по программе переселения граждан с севера. Считают, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, прописавшись в 2010 году из п. <данные изъяты> в п. <данные изъяты>. В п. <данные изъяты> у истца была двухкомнатная благоустроенная квартира, в силу положений ст. 53 ЖК РФ истец может быть поставлен на учет как нуждающийся только по истечении пяти лет. Просит в иске отказать.
Представитель Межведомственной комиссии по обеспечению жильем ветеранов Великой отечественной войны, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия – Буш В.Е., действующая по доверенности, исковые требования не признала, представила письменные отзывы, поддержала изложенную в них позицию, указала, что Комиссия и Министерство являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку прав истца указанными ответчиками не нарушалось, документы с местной администрации на истца не поступали и не рассматривались. Кроме того, полагает, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается, а именно проживание с ФИО1 до 2005 года в п. <данные изъяты>. Просит в иске отказать.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетелей, изучив материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Право проживающих на территории Российской Федерации бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники), на однократное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета предусмотрено частью восьмой статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 4 части первой статьи 14 и пунктом 3 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 28 июля 2010 года №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» и постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Постановление), которым утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Реализация права на данную меру социальной поддержки осуществляется в форме предоставления субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.
В целях решения вопросов по обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», в том числе для определения права гражданина на меру социальной поддержки, Постановлением образована Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее -Межведомственная комиссия).
В соответствии с подп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» одним из условий возникновения у граждан права на данную меру социальной поддержки является постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий). Наличие у ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не может быть поставлено в зависимость от календарной даты постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также от их имущественного положения.
В силу части третьей статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства данных граждан.
В соответствии с пунктом 6 Постановления органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия в целях определения очередности граждан по предоставлению им мер социальной поддержки по обеспечению жильем предложено предоставлять необходимую информацию по запросам Межведомственной комиссии и Министерства.
При поступлении соответствующих документов от органов местного самоуправления Межведомственная комиссия рассматривает вопрос об определении граждан - кандидатов на обеспечение жильем путем внесения граждан в единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой каждый из граждан был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - единый список). При поступлении из органов местного самоуправления дополнительных сведений об исключении граждан из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения, список корректируется, и указанные граждане исключаются из единого списка.
Таким образом, предоставление ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется однократно при условии постановки их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления органом местного самоуправления соответствующих сведений в Министерство.
В соответствии с п. 13 указанного Постановления в случае, если в семье проживает несколько граждан из числа ветеранов и инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе, как совместно проживающие члены семьи), право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность в соответствии с настоящим Порядком имеет каждый из таких граждан.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Дахин Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 2010 года был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение было предоставлено истцу по ордеру № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения профкома <адрес> гидросооружений, на состав семьи из трех человек. Квартира двухкомнатная благоустроенная, общей площадью 48,4 кв.м., в том числе жилой - 30,77 кв.м. Дахин Ф.Ф. снят с регистрации по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с истцом в указанной квартире были зарегистрированы его внук ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., правнук – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Истец по месту жительства не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По адресу: <адрес> Дахин Ф.Ф. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. По указанному адресу имеют регистрацию также ФИО1, ФИО 2
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец полагает нарушенным ответчиками его право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 г. N 81-П, отмечая при этом, что он до получения ФИО1 субсидии проживал вместе с ней и ее сыном одной семьей в п. <данные изъяты> с 2003 года, является ее братом, членом ее семьи, нуждается в улучшении жилищных условий, Администрацией Поросозерского сельского поселения необоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается, что ФИО 2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты> № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела № <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ год, пояснений представителя Министерства следует, что ФИО1 в соответствии с Постановлением Администрации Поросозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> состояла в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по категории «инвалиды 1 и 2 группы», являлась ветераном Великой Отечественной войны, участником Программы по переселению граждан из районов, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно решению Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», ДД.ММ.ГГГГ выдано именное свидетельство, в настоящее время право реализовано, ФИО1 приобретена квартира в г. Петрозаводске.
Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, определены в ст. 51 ЖК РФ, порядок принятия на учет таких граждан регламентирован ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено бесспорных доказательств того, что истец с 2003 года проживал с ФИО1 в п. <данные изъяты> как член ее семьи, вел совместное хозяйство.
Так, из пояснений свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, являющихся жителями п. <данные изъяты>, следует, что истец никогда в поселке, в том числе у ФИО1 не проживал. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется.
Суд критически относится к показаниям свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, утверждавших, что Дахин Ф.Ф. проживал у ФИО1 постоянно с 2003 года, поскольку указанные лица, являются родственниками, заинтересованы в деле.
Показания свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13 не дают суду основания считать, что Дахин Ф.Ф. постоянно с 2003 года проживал в семье ФИО1, поскольку указанные лица видели истца в п. <данные изъяты> только в дни своего приезда туда, что не свидетельствует о постоянном проживании истца у ФИО1
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истец зарегистрировался в п. <данные изъяты> по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и ухудшил свои жилищные условия, действия Администрации Поросозерского сельского поселения об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в силу положений ст.ст. 53,54 ЖК РФ, законны и обоснованны, в связи с чем, требования о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на субсидию, выдаче свидетельства на субсидию не подлежат удовлетворению. Обстоятельства установления родственных отношений между истцом и ФИО1 в данном случае не имеют правового значения для разрешения данного спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дахину Ф.Ф. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В.Витухина.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
Изготовлено 11 февраля 2011 года.