Дело №2-796/9-2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года г.Петрозаводск Петрозаводский городской суд в составе: председательствующего судьи Савельевой Н.В. при секретаре Матвеенко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» об устранении нарушений природоохранного законодательства, установил: Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц по тем основаниям, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» и установлено, что ответчик осуществляет деятельность по передаче электрической энергии промышленным предприятиям, населению и прочим потребителям, диспетчерскому управлению и соблюдению режимов энергоснабжения и электропотребления, обеспечению эксплуатации энергетического оборудования, проведению своевременного и качественного ремонта данного оборудования, эксплуатации электрических сетей. Данная деятельность осуществляется на территории <адрес>, где размещены производственные площадки и подстанции. На территории всех подстанций установлено маслонаполненное оборудование (трансформаторы, масляные выключатели). В нарушение требований действующего законодательства, ответчик до настоящего времени не имеет согласованных Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В связи с чем прокурор просил обязать ответчика разработать и согласовать Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов по объектам филиала ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» «Карелэнерго», расположенным на территории <адрес> в срок до 01.02.2011г. Впоследствии прокурор неоднократно уточнял заявленные исковые требования. Окончательно прокурор просил обязать ответчика разработать и принять меры к согласованию Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов по следующим объектам филиала ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада»: подстанция ПС 29 <адрес> подстанция ПС-32 <адрес> подстанция ПС-35 <адрес> подстанция ПС-1 (новая), подстанция ПС-25 <адрес> подстанция ПС-26 <адрес> подстанция ПС-27 <адрес> подстанция ПС-28 <адрес> подстанция ПС-34 <адрес> подстанция ПС-93 <адрес> подстанция ПС-94 <адрес> подстанция ПС-95 <адрес> подстанция ПС-9 <адрес> подстанция ПС-13 <адрес> подстанция ПС-15 <адрес> подстанция ПС-33 <адрес>, подстанция ПС-12 <адрес> подстанция ПС-35К <адрес> подстанция ПС-53 <адрес> подстанция ПС-54 <адрес> подстанция ПС-55 <адрес> подстанция ПС-45 <адрес> подстанция ПС-56 <адрес> подстанция ПС -57 <адрес> подстанция ПС-58 <адрес> подстанция ПС-59 <адрес> подстанция ПС-1 <адрес> подстанция ПС-3П <адрес> подстанция ПС-7 <адрес> подстанция ПС-18П <адрес> подстанция ПС-21 <адрес> подстанция ПС-26П <адрес> подстанция ПС-66 <адрес> подстанция ПС-67 <адрес> подстанция ПС-70 <адрес> подстанция ПС-72 <адрес> подстанция ПС-5 <адрес> подстанция ПС-6 <адрес> подстанция ПС-20 <адрес> подстанция ПС-22 <адрес> подстанция ПС-23 <адрес> подстанция ПС-39 <адрес> подстанция ПС-63 <адрес> подстанция ПС-64 <адрес> подстанция ПС-69 <адрес> подстанция ПС-79 <адрес> подстанция ПС-48П <адрес> подстанция ПС-40 <адрес> подстанция ПС-41 <адрес> подстанция ПС-38 <адрес> подстанция ПС-77 <адрес> подстанция ПС-78 <адрес> подстанция ПС-36 <адрес> подстанция ПС-37 <адрес> подстанция ПС-75 <адрес> подстанция ПС-76 <адрес> подстанция ПС-37 <адрес> 2 вертикальные емкости объемом 30 куб. метров каждая, 1 горизонтальная емкость объемом 50 куб метров, 3 вертикальные емкости объемом 10 куб. метров каждая, расположенные по адресу: <адрес> емкость объемом 25 куб. метров и 1 емкость объемом 5 куб. метров, расположенные в <адрес>, 1 емкость объемом 50 куб. метров, 1 емкость объемом 25 куб. метров, 1 емкость объемом 4 куб. метра, 1 емкость 4,5 куб. метра, расположенные в <адрес>; 2 емкости 10 куб. метров и 1 куб. метр, расположенные в <адрес>; ПС 12 <адрес> 3 емкости объемом 10 куб. метров каждая. В судебном заседании помощник прокурора Иванова Н.В. поддержала заявленные исковые требования. Представители ответчика Буренкова К.А. и Сополева Е.В. признали исковые требования в части необходимости разработки планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении маслохозяйств, в части трансформаторных подстанций иск не признали. Представитель Управления Росприроднадзора Пластинин С.Ю. в судебном заседании полагал заявление прокурора подлежащим удовлетворению. Представитель Главного управления МЧС по РК Виноградов полагал иск прокурора подлежащим удовлетворению в части разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении маслохозяйств, в части иска о разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении трансформаторных подстанций полагал иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что нормативными актами не предусмотрена разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении трансформаторных подстанций, поскольку на них не возможна чрезвычайная ситуация. Беломорское управление Ростехнадзора в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте слушания дела. Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте слушания дела. Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» имеет трансформаторные подстанции и маслохозяйства на территории <адрес> Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ответчиком, по результатам которой составлен акт от 29 августа 2010 года, установлено, что не разработаны планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении маслохозяйств по всем подразделениям. Постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 г. (с последующими изменениями) утверждены "Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (далее Основные требования), которыми определены принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, относящихся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, а также установлен порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с пунктом 2 Основных требований планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов: нефтеналивное судно - 2 танка; нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности; стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн; автоцистерна - 100 процентов объема; железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе; трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода; трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней; стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения. Данный перечень является исчерпывающим и в него не входят трансформаторные подстанции. Согласно п. 3 Основных требований разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 6 Основных требований предусмотрено, что планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии с разъяснениями представителя Главного управления МЧС России по РК исследуемые трансформаторные подстанции построены по типовым проектам. На трансформаторных подстанциях возможно только протекание масла из трансформатора в результате разгерметизации. Вероятность такого протекания низкая. Устройство трансформаторных подстанций предусматривает установку трансформаторов на бетонных блоках, которые устанавливаются в бетонный короб (масло сборник) засыпанный щебнем. Предусмотрена система масло уловителей и масло отводов, по которым масло, вытекшее из трансформатора, собирается в масло приемник. Объемы масло приемника в соответствии с проектами превышают объемы трансформаторного масла, находящегося в трансформаторах. Таким образом, попадание трансформаторного масла при протекании полностью исключает его попадание в окружающую природную среду и нанесение какого-либо ущерба ей и населению. Возможное протекание любого количества трансформаторного масла из трансформаторов установленных на подстанциях ОАО «Карелэнерго» не будет являться чрезвычайной ситуацией, в связи с чем разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на трансформаторные подстанции не требуется. Приказом Минприроды от 3 марта 2003 года №156 утверждены указания по определению величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации. Пунктом 3 Указаний предусмотрено, что организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательство разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы. В соответствии с пунктом 12 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004г. №621 уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, а также Приказом МПР России от 03.03.2003 N 156, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации. При разливах нефти и нефтепродуктов, не подпадающих под классификацию ЧС(Н), в организациях должен разрабатываться внутренний регламент с учетом требований Приказа МПР России от 03.03.2003 N 156 и положений международных конвенций, двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в данной области, стороной которых является Российская Федерация. Из приведенных положений нормативных актов следует, что обязанность разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов возложена на организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и иные организации, имеющие опасные производственные объекты, только в отношении тех опасных производственных объектов, в случаях, если количество нефти и нефтепродуктов на данных объектах превышает нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации. Доводы прокурора о том, что все организации, осуществляющие хранение нефти и нефтепродуктов, имеющие опасные производственные объекты, обязаны разрабатывать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, не основаны на вышеприведенных положениях действующего законодательства, которым такая обязанность установлена только в отношении тех опасных производственных объектов, где возможно возникновение аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и отнесения его к чрезвычайной ситуации. Трансформаторные подстанции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 г., Приказом МПР России от 03.03.2003г. №156 к таким объектам не отнесены. Ссылка прокурора в этой части на Постановление Правительства РФ от 15.04.2002г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», п. 2 которого предусмотрено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном законом порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, не может быть принята судом во внимание, поскольку суд полагает необходимым отметить, что в указанном пункте речь идет о плане по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а не о мероприятиях, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций по аварийным разливам нефти и нефтепродуктов. При этом суд отмечает пределы заявленных прокурором требований об обязании ответчика разработать и согласовать план по предупреждению и ликвидации именно в отношении аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Вместе с тем, суду прокурором не представлено доказательств угрозы возникновения на эксплуатируемых ответчиком трансформаторных подстанциях чрезвычайной ситуации, связанной с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, доказательств наличия на трансформаторных подстанциях такого количества нефтепродуктов, которое превышает нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации. В связи с чем суд полагает отказать в удовлетворении заявления Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» в части обязания ответчика разработать и согласовать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в отношении трансформаторных подстанций: подстанция ПС 29 <адрес> подстанция ПС-32 <адрес> подстанция ПС-35 <адрес> подстанция ПС-1 <адрес> подстанция ПС-25 <адрес> подстанция ПС-26 <адрес> подстанция ПС-27 <адрес> подстанция ПС-28 <адрес> подстанция ПС-34 <адрес> подстанция ПС-93 <адрес> подстанция ПС-94 <адрес> подстанция ПС-95 <адрес> подстанция ПС-9 <адрес> подстанция ПС-13 <адрес> подстанция ПС-15 <адрес> подстанция ПС-33 <адрес> подстанция ПС-12 <адрес> подстанция ПС-35К <адрес> подстанция ПС-53 <адрес> подстанция ПС-54 <адрес> подстанция ПС-55 <адрес> подстанция ПС-45 <адрес> подстанция ПС-56 <адрес> подстанция ПС -57 <адрес> подстанция ПС-58 <адрес> подстанция ПС-59 <адрес> подстанция ПС-1 <адрес> подстанция ПС-3П <адрес> подстанция ПС-7 <адрес> подстанция ПС-18П <адрес> подстанция ПС-21 <адрес> подстанция ПС-26П <адрес> подстанция ПС-66 <адрес> подстанция ПС-67 <адрес> подстанция ПС-70 <адрес> подстанция ПС-72 <адрес> подстанция ПС-5 <адрес> подстанция ПС-6 <адрес>, подстанция ПС-20 <адрес> подстанция ПС-22 <адрес> подстанция ПС-23 <адрес> подстанция ПС-39 <адрес> подстанция ПС-63 <адрес> подстанция ПС-64 <адрес> подстанция ПС-69 <адрес> подстанция ПС-79 <адрес> подстанция ПС-48П <адрес> подстанция ПС-40 <адрес> подстанция ПС-41 <адрес> подстанция ПС-38 <адрес> подстанция ПС-77 <адрес> подстанция ПС-78 <адрес> подстанция ПС-36 <адрес> подстанция ПС-37 <адрес> подстанция ПС-75 <адрес> подстанция ПС-76 <адрес> подстанция ПС-37 <адрес> Вместе с тем суд полагает с учетом вышеприведенных требований действующего законодательства удовлетворить требование Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» в части обязания ответчика разработать и согласовать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов по следующим объектам маслохозяйств: 2 вертикальные емкости объемом 30 куб. метров каждая, 1 горизонтальная емкость объемом 50 куб метров, 3 вертикальные емкости объемом 10 куб. метров каждая, расположенные по адресу: <адрес>; 1 емкость объемом 25 куб. метров и 1 емкость объемом 5 куб. метров, расположенные в <адрес>, 1 емкость объемом 50 куб. метров, 1 емкость объемом 25 куб. метров, 1 емкость объемом 4 куб. метра, 1 емкость 4,5 куб. метра, расположенные в <адрес>; 2 емкости 10 куб. метров и 1 куб. метр, расположенные в <адрес>; ПС 12 <адрес> 3 емкости объемом 10 куб. метров каждая. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,55,56, 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить частично. Обязать ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-запада» разработать и принять меры к согласованию планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов по следующим объектам: 2 вертикальные емкости объемом 30 куб. метров каждая, 1 горизонтальная емкость объемом 50 куб метров, 3 вертикальные емкости объемом 10 куб. метров каждая, расположенные по адресу: <адрес>; 1 емкость объемом 25 куб. метров и 1 емкость объемом 5 куб. метров, расположенные в <адрес>, 1 емкость объемом 50 куб. метров, 1 емкость объемом 25 куб. метров, 1 емкость объемом 4 куб. метра, 1 емкость 4,5 куб. метра, расположенные в <адрес>; 2 емкости 10 куб. метров и 1 куб. метр, расположенные в <адрес>; ПС 12 <адрес> 3 емкости объемом 10 куб. метров каждая. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд. Судья: Н.В. Савельева