Дело № 2-1235/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 08 февраля 2012 года г. Петрозаводск в составе: председательствующего судьи Емельяновой Е.Б. при секретаре Хариной Т.Н. с участием помощника прокурора Прионежского района Магомадова А.С.-М.; представителя ООО «Карелприродресурс» Поповой О.Н., действующей на основании доверенности от 21.06.2011 г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Прионежского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Карелприродресурс» о возложении обязанностей по совершению определенного действия, установил: Прокурор Прионежского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Карелприродресурс» о возложении обязанностей по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, мотивируя требование тем, что ответчик на территории <адрес> имеет четыре источника, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако ответчик в нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляет деятельность в отсутствие разрешительной документации. Прокурор указывает, что осуществление ответчиком деятельности в отсутствие разрешительной документации ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, а также права и законные интересы Российской Федерации. Помощник прокурора Прионежского района Магомадов А.С.-М. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Карелия в суд не явился, З-е лицо о дне рассмотрения дела извещено, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные прокурором требования поддерживает. Представитель ответчика Попова О.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала, указывая на то, что предприятием приняты все необходимые действия для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; соответствующее заявление подано в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия. Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ч.3 ст.23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Аналогичная правовая норма содержится в ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее Регламент), утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 31.10.2008 г. № 288 (в редакции от 20.05.2010 г.) конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты) хозяйствующим субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Пунктом 8 Регламента установлено, что основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными документами, объяснениями лиц, участвующих в деле, что действительно ответчик имеет на территории <адрес> четыре источника, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и в настоящее время ответчику не выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащие перечень способов защиты гражданских прав, направлены на обеспечение государственной защиты прав и свобод и восстановление нарушенных прав. Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчиком в установленном законом порядке совершены действия, направленные на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, т.к. ответчиком в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия подано заявление по форме, установленной Регламентом с приложением соответствующих документов. Кроме этого суд считает, что в данном конкретном случае, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, выбранный прокурором способ защиты нарушенного права, не направлен на восстановление нарушенного права, т.к. получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух зависит не только от волеизъявления ответчика, но и усмотрения компетентного органа исполнительной власти. На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Прокурору Прионежского района отказать в удовлетворении заявления в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Карелприродресурс» о возложении обязанностей по совершению определенного действия. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца. Судья Е.Б.Емельянова