Оспаривание решения Миграционной службы



Дело № 2-1267/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 февраля 2012 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.

при секретаре Хариной Т.Н.

с участием заявителя Лелика И.В.; представителя заинтересованного лица Канноева Д.Н., действующего на основании доверенности от 10.01.2012 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лелика И.В. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия,

установил:

Гражданин Украины Лелик И.В. обратился в суд с заявлениями об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия (далее УФМС по РК), которым заявителю аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Заявитель Лелик И.В. считает, что оспариваемое решение является незаконным, т.к. он имеет постоянное место работы; производит уплату налогов; имеет на иждивении несовершеннолетнего сына, являющегося гражданином России.

Заявитель Лелик И.В. в судебном заседании заявленное требование поддержал.

Представитель заинтересованного лица Канноев Д.Н. в судебном заседании с заявлением не согласился, указывая на то, что решение, принятое в отношении и заявителя является законным и обоснованным.

Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

При этом, предусмотренное ст. 46 и 133 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию, не предполагает возможность обращения в суд любого лица по любому поводу.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Однако такая форма защиты нарушенного права в силу ст. 256 ГПК РФ предполагает соблюдение соответствующих сроков.

При этом помимо указанного в данной статье трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.

Так, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в суд в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о принятии соответствующего решения.

Леликом И.В. оспаривается решение УФМС по РК от 15 декабря 2011 года об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание.

Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица уведомление о принятом решении Лелику И.В. было вручено 10 января 2012 года; заявление в суд им подано 10 января 2012 г.

При таких обстоятельствах обращение заявителя в суд последовало в установленные законом сроки, и судом требование заявителя рассматривается по существу.

В установленном порядке 17 апреля 2009 года Лелику И.В. УФМС по РК выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Согласно п.п.4 п.1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

Как следует из представленных документов, основанием для принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание, явилось то обстоятельство, что заявитель в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил пребывания, выразившееся в непредставлении в установленные сроки уведомления о подтверждении своего проживания на территории г. Петрозаводска.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, действительно заявитель в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил пребывания, выразившееся в непредставлении в установленные сроки уведомления о подтверждении своего проживания на территории г. Петрозаводска.

Однако в данном случае необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к ней).

В связи с этим решение вопроса о введении ограничений в правах должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В соответствии со ст.9 указанной Конвенции на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Как установлено в ходе судебного разбирательства заявитель Лелик состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой, состоящей в российском гражданстве и постоянно проживающей на территории России; от данных отношений заявитель имеет несовершеннолетнего ребёнка, также состоящего в российском гражданстве и постоянно проживающего на территории России.

Учитывая указанные обстоятельства, личность заявителя, суд считает, что решение заинтересованного лица об аннулировании ранее выданного заявителю разрешения на временное проживание нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на УФМС России по Республике Карелия относятся расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194,197,198,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Лелика И.В. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия удовлетворить.

Признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия от 15 декабря 2011 года об аннулировании ранее выданного Лелику И.В. разрешения на временное проживание незаконным.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в пользу Лелика И.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.

Судья Е.Б.Емельянова