№2-3240/17-2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 мая 2012 года г. Петрозаводск Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., с участием прокурора Вихрова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского транспортного прокурора Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» о понуждении к совершению действий, установил: Карельский транспортный прокурор Республики Карелия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику по тем основаниям, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Государственным учреждением Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" законодательства, регламентирующего требования по обеспечению транспортной и авиационной безопасности объектов гражданской авиации, в т.ч. их антитеррористической защищенности. В нарушение п. № Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 08.02.2011 №, устанавливающего обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» до настоящего момента оценка уязвимости аэропорта «Пески», в порядке, установленном приказом Минтранса России от 12.04 2010 № №, не произведена. Соответствующий договор со специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, определенными ч. 2 ст. 5 Закона о транспортной безопасности на проведение работ по оценке уязвимости Учреждением не заключен. В связи с указанным, в нарушение п. № приказа Минтранса России от 08.02.2011 № №, до настоящего момента Учреждением не разработан в порядке, определенном приказом Минтранса России от 11.02.2010 №, план обеспечения транспортной безопасности аэропорта «Пески». Таким образом, в настоящее время ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности, в отношении эксплуатируемого объекта транспортной инфраструктуры-аэропорта «Пески». На основании изложенного, прокурор просит признать деятельность ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», осуществляемую им в аэропорту «Пески», несоответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта; обязать руководство ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» заключить соответствующий договор со специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, на проведение работ по оценке уязвимости аэропорта «Пески». По результатам проведенной оценки, разработать и утвердить в установленном законом порядке Паспорт транспортной безопасности на аэропорт «Пески». В судебном заседании прокурор Вихров Н.В. на исковых требованиях настаивал. Ответчик ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Принимая во внимание отсутствие ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие. Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Государственным учреждением Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" законодательства, регламентирующего требования по обеспечению транспортной и авиационной безопасности объектов гражданской авиации, в т.ч. их антитеррористической защищенности. ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» создано распоряжением Правительства Республики Карелия от 24.01.2007 № №. На основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии №, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску 01.02.2007, ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №. В соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии № от 01.02.2007, Учреждение поставлено на налоговый учёт с присвоением №. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 № №, в целях создания специализированного учреждения Республики Карелия по охране лесов от пожаров, принято решение о реорганизации бюджетного учреждения Республики Карелия -государственное учреждение Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», в форме выделения из его состава государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Карельский центр охраны лесов». Пунктом № указанного Распоряжения основными целями деятельности Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии №, выданного 03.04.2012 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, зарегистрирована новая редакция Устава ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов». В соответствии с п. № Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, выступает ответчиком в суде общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством. На основании п. № Устава Учреждение имеет в своем составе подразделения авиации, осуществляющие авиационную деятельность по выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов. В соответствии с п. п. № Устава Учреждение осуществляет в установленном законом порядке следующие виды деятельности: организацию аэропортовой деятельности, обеспечение мер авиационной безопасности, в т.ч. организации предполетного досмотра воздушных судов, пассажиров, членов экипажей, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, обеспечение безопасности воздушных судов, организацию и обеспечение пропускного и внутриобъектовых режимов, охрану воздушных судов, территории аэропорта. На основании п. № Устава имущество Учреждения имущество, находящееся в государственной собственности Республики Карелия закрепляется за ним на праве оперативного управления, земельные участки предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования. В соответствии с п. п. № Устава Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с действующим законодательством. Учреждением получен Сертификат эксплуатанта №, выданный 30.06.2008 Минтрансом России сроком до 24.06.2012 на осуществление коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ воздушными судами <данные изъяты> и <данные изъяты>, и Сертификат эксплуатанта №, выданный 25.05.2010 Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Росавиции (далее - СЗ МТУ ВТ) сроком до 24.05.2013, на осуществление следующих авиационных работ: воздушные съемки, лесоавиационные работы, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, работы с целью оказания медицинской помощи. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров, грузов осуществляется Учреждением на основании лицензии № на перевозку воздушным транспортом пассажиров, выданной ФАВТ 06.11.2008 сроком до 06.11.2013. и лицензии № на перевозку воздушным транспортом грузов, выданной ФАВТ 06.11.2008 сроком до 06.11.2013. Аэропортовая деятельность осуществляется Учреждением в аэропорту «Пески». В соответствии с Положением об аэропорте «Пески» (Петрозаводск), аэропорт является структурным подразделением авиаотряда Учреждения и является для него базовым. В соответствии со ст. 40 ВК Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, п. п. 1.3.2, 1.3.3. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № №, аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Распоряжениями Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 12.03.2007 № 119-р, от 08.08.2008 № №, от 11.08.2008 № и на основании договора № безвозмездного пользования от 28.02.2007 и Акта приема-передачи имущества от 28.02.2007 в оперативное управление ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» переданы объекты инфраструктуры аэропорта «Пески». Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 19.06.2009 № Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, для эксплуатации аэропорта «Пески». Аэродром «Пески» зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за № и годен к эксплуатации воздушных судов: <данные изъяты>. Аэропортовая деятельность в аэропорту «Пески» осуществляется Учреждением на основании единого Сертификата соответствия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ СЗ МТУ ВТ сроком до 22.01.2013, предоставляющего право на осуществление следующих видов аэропортовой деятельности: аэродромное обеспечение полетов, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов, авиатопливообеспечение воздушных перевозок, обеспечение авиационной безопасности, электросветотехническое обеспечение полетов, обслуживание (управление) воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь, инженерно-авиационное обеспечение, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, медицинское обеспечение полетов. Деятельность по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту «Пески» осуществляется службой авиационной безопасности авиационного отряда на основании лицензии серии №, выданной 22.05.2008, сроком до 16.05.2013 и Сертификата соответствия №, выданного 18.08.2009 сроком до 18.08.2012. В соответствии с п. № Положения о службе авиационной безопасности авиационного отряда, служба является самостоятельным структурным подразделением авиаотряда, осуществляющим комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность. В соответствии с Положением об авиационном отряде (далее - АО) ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» АО является структурным подразделением Учреждения осуществляющим эксплуатацию и содержание аэродромов, выполнение всех видов аэропортовой деятельности, обеспечение авиационной безопасности. Согласно ст. 83 ВК РФ под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность, т.е защищенности от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий. Согласно ст. 84 ВК РФ, обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в т.ч. предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Из ст. 1 Закона о транспортной безопасности следует, что под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечением транспортной безопасности является реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. К объектам транспортной инфраструктуры отнесены технологический комплекс, включающий в себя: вокзалы, аэродромы, аэропорты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств является деятельность по отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. В соответствии со ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, т.е юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующих их на ином законном основании. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст. 3 данного закона одной из форм противодействия терроризму является его предупреждение, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов. На основании ст. 6 Закона о транспортной безопасности, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно п. № Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Агентство осуществляет полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности. Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 07.04.2011 № 166 «Об организации в Федеральном агентстве воздушного транспорта работ по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», создана Комиссия по отнесению объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий. В соответствии с п.п. № Положения о комиссии Федерального агентства воздушного транспорта по отнесению объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта к определенной категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, утвержденным указанным выше приказом, к полномочиям Комиссии отнесено принятие решения от отнесении объектов транспортной инфраструктуры (аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование) и транспортных средств воздушного транспорта к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. В соответствии с п. п. № Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 21.02.2011 № №, Федеральным агентством воздушного транспорта 11.07.2011 за исх. № в ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» направлена информация (уведомление) о том что, по результатам категорирования аэропорту «Пески» присвоена 4 категория о чем внесена соответствующая запись в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанное письмо поступило в Учреждение 21.07.2011 вх. №. Однако, в нарушение п. № Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 08.02.2011 № 40, устанавливающего обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» до настоящего момента оценка уязвимости аэропорта «Пески», в порядке, установленном приказом Минтранса России от 12.04 2010 №, не произведена. Соответствующий договор со специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, определенными ч. 2 ст. 5 Закона о транспортной безопасности на проведение работ по оценке уязвимости Учреждением не заключен. В связи с указанным, в нарушение п. № приказа Минтранса России от 08.02.2011 №, до настоящего момента Учреждением не разработан в порядке, определенном приказом Минтранса России от 11.02.2010 №, план обеспечения транспортной безопасности аэропорта «Пески». Учреждением осуществляется перевозка пассажиров воздушным транспортом по маршрутам <данные изъяты> и <данные изъяты> Всего за период 2011 и истекший период 2012 года количество перевезенных пассажиров составило <данные изъяты> человек. Таким образом, в настоящее время ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности, в отношении эксплуатируемого объекта транспортной инфраструктуры-аэропорта «Пески». Оснований для отложения рассмотрения дела до завершения процесса реорганизации ответчика суд не усматривает, поскольку в случае перехода после реорганизации обязанностей ответчика по спорному правоотношению к его правопреемнику, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о замене стороны в порядке процессуального правопреемства (ст.44 ГПК РФ), в связи с чем, в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении дела судом отказано. Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом под «неопределенным кругом лиц» следует понимать круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела. Учитывая, что в данном случае спор возник из правоотношений в сфере транспортной и авиационной безопасности в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, рассмотрение дела в соответствии со ст.22 ГПК РФ подведомственно суду общей юрисдикции. С учетом вышеизложенного, суд полагает, что исковое заявление Карельского транспортного прокурора Республики Карелия подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление Карельского транспортного прокурора Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать деятельность Государственного учреждения Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», осуществляемую им в аэропорту «Пески», несоответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. Обязать Государственное учреждение Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» заключить соответствующий договор со специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, на проведение работ по оценке уязвимости аэропорта «Пески». По результатам проведенной оценки, разработать и утвердить в установленном законом порядке Паспорт транспортной безопасности на аэропорт «Пески». Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд РК заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения суда. Судья В.В.Коваленко
ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» после реорганизации определены: организация, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок пассажиров, грузов, багажа и полетов воздушных судов, оказание авиационных услуг; организация аэропортовой деятельности.