2-4004/27-2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 июня 2012 года г. Петрозаводск Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Зариповой Е.В., при секретаре Савкиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения об оспаривании акта регистрации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Решения № 1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24.07.2008 года «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района», у с т а н о в и л: Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения обратилась в суд с заявлением по тем основаниям, что Министерством юстиции Российской Федерации по РК за № № от 21 августа 2008 года были зарегистрированы изменения и дополнения в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения, устанавливающие дополнительные гарантии Главе Шелтозерского вепсского сельского поселения, утвержденные Решением № 1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года (далее Решение № 1). Заявитель считает, что Министерством юстиции РФ по РК допущены грубейшие нарушения при регистрации данных изменений. Указывает, что Советом Шелтозерского вепсского сельского поселения была нарушена процедура принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав, т.к. проект Решения №1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района» не был опубликован в газете «Прионежье». Считает, что Советом Шелтозерского вепсского сельского поселения нарушен временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава и его утверждением на заседании представительного органа, который должен быть не менее 30 дней. Главой Шелтозерского вепсского сельского поселения в Министерство юстиции РФ по РК при подаче заявления на регистрацию изменений в устав сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта решения по внесению изменений в устав предоставлены не были. Предоставлена информация об обнародовании проекта путем размещения на информационных стендах в общедоступных местах, однако данная информация не соответствует действительности, так как ни в одном учреждении информационных стендов нет, кроме библиотеки с. Шелтозеро. Информация не имеет штампа администрации и не зарегистрирована соответствующим образом. Считает, что представительным органом Шелтозерского вепсского сельского поселения была нарушена процедура проведения публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в устав: Решением №3 XVII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения «О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта решения «О внесении изменений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения» не определены дата и место проведения публичных слушаний. Нарушена процедура регистрации участников публичных слушаний. Регистрация должна проводиться до начала публичных слушаний с оформлением вручную регистрационного листа. Список участников публичных слушаний заранее набран на компьютере. Публичные слушания 15 августа 2008 года проводились без регистрации участников, что ставит под сомнение их легитимность. Администрацией Шелтозерского вепсского сельского поселения установлен факт подделки списка участников публичных слушаний. Проведен опрос лиц, присутствующих на публичных слушаниях. В ходе опроса установлено, что фактически присутствовало не более 12 человек. Согласно Положения о порядке проведения публичных слушаний в Шелтозерском вепсском сельском поселении публичные слушания считаются состоявшимися, если на них присутствовало не менее 3% жителей поселения, имеющих право голоса. Считаем, что проведение публичных слушаний без информирования населения о месте и дате, а также заблаговременным ознакомлением с проектом муниципального правового акта является не законным. Считает, что вносимые изменения и дополнения в устав, устанавливающие дополнительные гарантии Главе Шелтозерского вепсского сельского поселения противоречат Закону Республики Карелия № 1128-ЗРК от 12 ноября 2007 года «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия». Советом Шелтозерского вепсского сельского поселения не был установлен и утвержден порядок выплаты единовременного поощрения Главе поселения. Законом не предусмотрена выплата единовременного поощрения при нахождении на выборной должности менее установленного срока полномочий. Уставом Шелтозерского вепсского сельского поселения ст. 26 п. 3 определен срок полномочий для Главы поселения - 4 года. Заявитель просит признать незаконным акт регистрации Решения №1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района» Министерством юстиции РФ по РК, отменить регистрацию Решения №1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района» Министерством юстиции РФ по РК. В судебном заседании Глава Шелтозерского вепсского сельского поселения – Сафронова И.М., действующая на основании распоряжения № от 12 декабря 2011 года, заявленные требования подержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, пояснила, что вступила в должность 12 декабря 2011 года, о внесении изменений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения узнала из решения суда о взыскании в пользу бывшего Главы Шелтозерского вепсского сельского поселения денежной суммы в размере 195.000 руб., в связи с чем полагает, что срок для обжалования действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия заявителем не пропущен. Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия – Беспалая О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что решение о регистрации изменений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района было принято на основании документов, представленных в Управление Главой Шелтозерского вепсского сельского поселения. Полагает, что заявителем без уважительных причин пропущен срок обращения в суд. Просила отказать заявителю в удовлетворении заявления. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В судебном заседании установлено, в соответствии с приказом № 2 от 21 августа 2008 года Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РК за № № от 21 августа 2008 года было зарегистрировано Решение Совета Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года № 1 «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района». Заявитель считает, что Управлением Министерства юстиции РФ по РК допущены грубейшие нарушения при регистрации данных изменений. Частью 2 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее Федеральный закон № 97-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия Управлением решения о государственной регистрации изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения, утвержденных Решением №1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года, было установлено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования. Для государственной регистрации решения Совета Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года № 1 «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района» в соответствии с требованиями ч. 1-4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ в Управление были представлены: 1) решение Совета Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года № 1 «О принятии изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района»; 2) протокол заседания Совета Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года № 18; 3) информация об обнародовании проекта изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения, подписанная главой Шелтозерского вепсского сельского поселения; 4) протокол публичных слушаний по проекту изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения от 15 июля 2008 года; 5) Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения в новой редакции; 6) магнитный носитель. Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия Управлением решения о государственной регистрации Решения № 1, было определено, что проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежал официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должен определяться, в том числе порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Частью 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 33 Устава муниципального образования «Шелтозерское вепсское сельское поселение» Глава Шелтозерского вепсского сельского поселения обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов в газете «Прионежье». Пунктом 2 ч. 11 ст. 33 Устава муниципального образования «Шелтозерское вепсское сельское поселение» установлено, что Глава Шелтозерского вепсского сельского поселения обеспечивает обнародование муниципальных правовых актов в местах наиболее посещаемых населением путем размещения на информационных стендах: в Администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, в помещении национальной библиотеки с. Шелтозеро, в муниципальном общеобразовательном учреждении «Шелтозерская средняя школа», в Доме культуры с. Шелтозеро, в Культурно-досуговом центре д. Верхручей. Согласно представленной в Управление информация об обнародовании проекта изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения, подписанной главой Шелтозерского вепсского сельского поселения, проект изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения для ознакомления населения был размещен на информационных стендах с 01 марта 2008 года: в Администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, в помещении национальной библиотеки с. Шелтозеро, в муниципальном общеобразовательном учреждении «Шелтозерская средняя школа», в Доме культуры с. Шелтозеро, в Культурно-досуговом центре д. Верхручей. На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что в уставе Шелтозерского вепсского сельского поселения предусмотрено как опубликование, так обнародование муниципальных актов, то суд полагает, что Управление обоснованно сделало вывод о соблюдении Советом Шелтозерского вепсского сельского поселения требований ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ при принятии Решения № 1, т.к. в уставе предусмотрено право выбора либо опубликования, либо обнародования муниципальных актов. Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются, в том числе сведения и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. В соответствии с указанным требованием Федерального закона № 97-ФЗ в Управление был представлен протокол публичных слушаний по проекту изменений и дополнений в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения от 15 июля 2008 года. Данные факты подтверждаются материалами дела. В Российской Федерации действует принцип презумпции добросовестности лиц и государственных органов, что является общеизвестным и не нуждается в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в доказывании. Поскольку проверка Управлением фактической процедуры проведения публичных слушаний федеральным законодательством не предусмотрена, то на основании представленных документов Управление вынесло заключение № 2 от 21 августа 2008 года о том, что Решение № 1 может быть зарегистрировано. Доводы Администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения о несоответствии п. 11 Решения № 1 Закону Республики Карелия № 1128-ЗРК от 12 ноября 2007 года «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республики Карелия» суд считает не состоятельными, поскольку согласно ч. 1 ст. 3 указанного Закона Республики Карелия в редакции, действовавшей на момент принятия Управлением решения о государственной регистрации Решения № 1, лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, по окончании срока их полномочий может выплачиваться за счет средств местного бюджета единовременное поощрение в порядке, установленном уставом муниципального образования. Единовременное поощрение выплачивается один раз за все время нахождения на муниципальной должности, и его размер не может превышать десять средних месячных заработков. Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия о регистрации Решения № 1 является законным и обоснованным. В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Как установлено в судебном заседании Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по РК за № RU 105163122008001 от 21 августа 2008 года были зарегистрированы изменения и дополнения в Устав Шелтозерского вепсского сельского поселения, устанавливающие дополнительные гарантии Главе Шелтозерского вепсского сельского поселения, утвержденные Решением №1 XVIII сессии I созыва Совета депутатов Шелтозерского вепсского сельского поселения от 24 июля 2008 года, с заявлением в суд об оспаривании акта регистрации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Решения № 1 заявитель обратился 17 мая 2012 года, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока на обжалование. Представителем заявителя, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено суду доказательств уважительности пропуска срока. Ссылку представителя заявителя на то, что о вынесенном решении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия о регистрации Решения № 1 Глава Администрации узнала после вступления в должность 12 декабря 2011 года, следует считать не состоятельной, так как смена Главы Администрации не является уважительной причиной пропуска срока, так как Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения является действующим юридическим лицом, о вынесенном решении знала с 2008 года. В соответствии с п. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Учитывая, что судом не установлено наличие нарушений Управлением Министерства юстиции РФ по РК при регистрации изменений в Устав, принимая во внимание, что заявителем пропущен срок для обжалования действий Управления Министерства юстиции РФ по РК, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме как по существу, так и в связи с пропуском срока. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: В удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд. Судья: Е.В. Зарипова