185091, г. Петрозаводск, ул. Красная, д.33 Дело № 5-541/10-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 декабря 2010 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Т.А. при секретаре Соснович С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
Елисеевой Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Российской Федерации, <данные изъяты>, работающей Главой Администрации Нововилговского сельского поселения,
установил:
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28.05.2010г по делу № 05-13/20 в действиях Администрации Нововилговского сельского поселения и <А.> признано наличие нарушения статьи 16 Федерального Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении 04.12.2009 г. договора № на обслуживание многоквартирных домов без проведения торгов, в нарушение требований, установленных частью 4 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 6.02.2006г № 75, что по мнению комиссии могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирных домов Нововилговского сельского поселения. Комиссией принято решение о направлении материалов дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Администрации Нововилговского сельского поселения и <А.> к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
24.09.2010г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия было вынесено определение о возбуждении дела № 05-14/11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении Елисеевой Л.Ф. и проведении административного расследования.
21.10.2010г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия был составлен протокол по делу № 05-14/11 об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - Главы Администрации Нововилговского сельского поселения Елисеевой Л.Ф.
Протокол составлен по тем основаниям, что в декабре 2009г <Б.> отказалось от исполнения договора управления многоквартирными домами Нововилговского сельского поселения. В связи с данным обстоятельством III сессия II созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 25.11.2009г приняла решение рекомендовать Главе Администрации Нововилговского сельского поселения заключить договор на обслуживание многоквартирных домов с <А.>. 4.12.2009 г. Администрацией Нововилговского сельского поселения был заключен договор № с <А.> на обслуживание многоквартирных домов. Договор был заключен без проведения конкурса, в нарушение требований 161 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 6.02.2006г № 75. Администрация Нововилговского сельского поселения и <А.> пришли к соглашению (в понимании пункта 18 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции»), в результате которого был заключен договор № от 4.12.2009 г. на обслуживание многоквартирных домов. Такое соглашение создало для <А.> преимущественные условия на рынке управления многоквартирными домами.
В судебное заседание Елисеева Л.Ф. не явилась. Её защитник Оленичев М.В., действующий на основании доверенности просил прекратить производство по делу ввиду отсутствия в действиях Елисеевой Л.Ф. состава административного правонарушения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее по тексту УФАС по РК) Зиновьева А.С., действующая на основании доверенности пояснила, что в действиях Елисеевой Л.Ф. имеется состав административного правонарушения, заключением договора от 4.12.2009г было нарушено антимонопольное законодательство – ст.16 Федерального Закона «О защите конкуренции».
Исследовав материалы дела, заслушав защитника Елисеевой Л.Ф., представителя УФАС по РК, прихожу к выводу о прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях должностного лица Елисеевой Л.Ф. состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Часть 3 ст. 14.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 20000 руб до 50000 руб либо дисквалификацию на срок до 3 лет за заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанным органом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В вину Елисеевой Л.Ф. вменяется заключение 4.12.2009г. договора на обслуживание многоквартирных домов Нововилговского сельского поселения с <А.> без проведения торгов.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если эти действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Факта наличия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения по делу не установлено.
В соответствии с п.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п.3 ст.162 ЖК РФ).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирном домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.2006г № 75 определен порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Статьей 18 Федерального Закона от 29.12.2004г № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что орган местного самоуправления в соответствии с положением ст. 161 Жилищного кодекса проводит до 1 мая 2008г открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008г.
Собственниками помещений в многоквартирных домах Нововилговского сельского поселения не был выбран способ управления многоквартирным домом.
1.05.2008г Администрацией был заключен договор с <Б.> по техническому обслуживанию жилого фонда.
С 1.12.2009г <Б.> досрочно расторгло указанный договор.
Администрация Нововилговского сельского поселения, с учетом решения III сессии II созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 25.11.2009г заключила с <А.> 4.12.2009г договор № на обслуживание многоквартирных домов Нововилговского сельского поселения, сроком на 3 месяца до проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом должен содержать в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая компания.
Пунктом 5 ст.162 Жилищного кодекса РФ определено, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в ч.5 ст.161 Жилищного кодекса РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее – Правила содержания) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из ст.158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В договоре должны быть определены объем, содержание и условия возникновения обязанностей управляющей компании по содержанию многоквартирного жилого дома.
В соответствии с ч.1 ст.431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в ч.1 ст.431 Гражданского кодекса РФ, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон (ч.2 ст.431 Гражданского кодекса РФ).
Собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов Нововилговского сельского поселения, на котором <А.> было бы выбрано в качестве управляющей компании не проводилось.
Анализируя представленные доказательства, прихожу к выводу, что заключенный 4.12.2009г. договор № не является договором управления многоквартирными домами, поскольку он является срочным договором на техническое обслуживание многоквартирных домов.
Кроме того, при заключении договора между Администрацией Нововилговского сельского поселения и <А.> действительная воля сторон была направлена на то, чтобы при отсутствии управляющей компании обеспечить в зимний период нормально необходимое содержание жилых домов, функционирование всех коммунальных систем, техническое обслуживание многоквартирных домов, а также выполнение неотложных работ и услуг.
В судебном заседании установлено, что Администрация Нововилговского сельского поселения предпринимала попытки заключить договор на обслуживание жилого фонда Нововилговского сельского поселения на 3 месяца не только с <А.>, но и с другими коммерческими организациями – <В.>, <Г.>, <Д.>.
Согласно подпунктам 4, 18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При этом учитывается, что договор с <А.> от 04.12.2010 г. заключен в пределах полномочий органа местного самоуправления и по вопросу, требующему срочного разрешения в зимний период после досрочного расторжения договора с <Б.>.
Поскольку договор от 4.12.2009г не является договором на управление многоквартирными домами, а является срочным договором на техническое обслуживание жилищного фонда Нововилговского сельского поселения в зимний период, его заключение не может расцениваться как недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Елисеевой Л.Ф. - Главы Администрации Нововилговского сельского поселения прекратить за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток через Петрозаводский городской суд в Верховный Суд РК со дня вручения либо получения его копии.
Судья Т.А.Семерикова