Дело №2-197/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года г. Петровск-Забайкальский
Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Бурак М.Н.,
с участием истца Капустиной Т.А.,
представителя истца Долгова И.Н, действующего на основании письменного заявления истца Капустиной Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края Грибова Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Нимаевой Н.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустиной Татьяны Александровны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края в лице Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Петровск-Забайкальский и Петровск-Забайкальском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Капустина Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края, в котором просит суд включить период работы Капустиной Татьяны Александровны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) в качестве медицинской сестры, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; признать за Капустиной Татьяной Александровной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с момента возникновения права на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ Капустина Т.А. обратилась в государственное учреждение пенсионного фонда в г. Петровск-Забайкальском для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) в качестве медсестры. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в должности медсестры в Петровск-Забайкальской центральной районной больнице. На момент обращения в пенсионный фонд имела специальный стаж 29 лет 11 месяцев 12 дней. Однако в своем решении органы пенсионного фонда указали, что истец имеет специальный стаж 26 лет 1 месяц 16 дней и страховой стаж 29 лет 5 месяцев 23 дня. Решением комиссии пенсионного фонда истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии было указано, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) в качестве медсестры не засчитывать в специальный стаж дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, так как работа в данном учреждении не дает Капустиной Т.А. права на досрочную пенсию. Как основание приводятся ссылки на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, №. Однако, истец не согласна с таким выводом по следующим основаниям. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № в пункте 4 графы «Наименование учреждений» указана медико-санитарная часть, а также должность медицинская сестра. Несмотря на это комиссия пенсионного фонда не учла это обстоятельство. На основании архивной справки №/К-602 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой исполнения наказаний Управления по Читинской области (УФСИН России) Учреждение ЯГ-14/11-1 (ЛТП) являлось лечебно-профилактическим профилакторием для принудительного лечения алкоголиков, отдельной больницы не было, медицинская часть являлась структурно-выделенной в соответствии с типовыми штатами лечебно-трудового профилактория, объявленных приказом УВД № 0418-1968 года. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией муниципального образования сельского поселения «Линево-Озерское», подтверждается факт работы Капустиной Т.А., в учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП), а также факт того, что данное учреждение находилось в сельской местности на территории Линево-Озерского сельского округа Хилокского района Читинской области. Данный факт подтверждает работу истца в должности медсестры в государственном учреждении в сельской местности. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В результате этого специальный стаж работы в данном учреждении фактически составляет 3 года и 20 дней, а с учетом Постановления № специальный стаж работы истца в данном учреждении составляет 3 года 9 месяцев 26 дней. С учетом специального стажа признаваемого органами ПФ. 26 лет 1 месяц 16 дней + 3 года 9 месяцев 26 дней = 29 лет 11 месяцев 12 дней (специальный стаж на момент обращения за назначением пенсии). На основании изложенного, право на назначение досрочной пенсии у Капустиной Т.А. возникло с ДД.ММ.ГГГГ (специальный стаж 30 лет). Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп.20 п.1 ст.27 ФЗ-173). В соответствии с требованием пункта № Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам и должностям (профессиям), которые дают право на назначение пенсии, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела установленных в судебном заседании.
Представитель ответчика В. О. В., действуя на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором выразила несогласие с требованиями и предоставленными доводами Капустиной Т.А. по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Капустина Т.А. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 Закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Протоколом начальника УПФР в г.Чите № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Капустиной Т.А. было отказано, так как на момент обращения, при определении ее права на пенсию, по Закону № 173-ФЗ специальный стаж составил 26 лет 1 мес. 16 дней. Из подсчета специального стажа исключен период работы Капустиной Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в Учреждении ЯГ-14/п-1 (лечебно-трудовом профилактории для принудительного лечения алкоголиков), так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, лечебно-трудовые профилактории не предусмотрены. В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). То есть данным пунктом Правил предусмотрено льготное пенсионное обеспечение лиц, работавших в структурных подразделениях организации (медицинской или медико-санитарной частях) или воинских частей. Справка №/К-602 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная УФСИН России по Читинской области, не может служить достаточным основанием подтверждения наличия в структуре Учреждения ЯГ-14/П-1 медицинской части, по следующим основаниям. Архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основания выдачи. При этом, в п. 4.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что справки, выдаваемые в подтверждение трудового стажа должны содержать основание выдачи. При этом, при проведении органом ПФР документальной проверки по факту работы истицы в учреждении ЯГ-14/П-1 документы, подтверждающие наличие в Учреждении ЯГ-14/П-1 медицинской части как структурного подразделения (штатные расписания, приказы о создании медицинской части), а также документы, подтверждающие работу Капустиной Т.А. в структурно выделенном подразделении лечебно-профилактического учреждения медицинской части (приказы, должностные инструкции и т.д.), на проверку не представлены по причине их отсутствия. При этом, согласно трудовой книжке, истица работала не в медицинской части, а в учреждении ЯГ-14/П-1. Кроме того, в исковом заявлении истица Капустина Т.А. указывает, что в соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ учреждение ЯК-14/П-1 (ЛТП) находилось в сельской местности и в данном случае должен применятся п.5 Правил - период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца). Однако п. 5 Правил предусматривает засчитывать в стаж работы периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. Учреждение ЯГ-14/П-1 (ЛТП), где работала истица, Списками не предусмотрен, поэтому применить п.5 Правил в данном случае невозможно. В исковом заявлении Капустина Т.А. указывает на то, что она выполняла работу, дающую ей право на досрочное назначение пенсии, и данный факт может подтвердить свидетель. Однако, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №198-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Истец Капустина Т.А., в судебном заседании, дополнила ранее заявленные исковые требования, просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости Капустиной Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснила, что Учреждение ЯГ-14/П-1, в котором истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры, занималось лечением больных алкоголизмом. В данном учреждении имелась структурно выделенная медсанчасть со стационаром, в котором работали врачи всех специальностей, которые лечили больных от различных заболеваний. Так же в стационаре работало 8 медицинских сестер, в том числе и истица, работали посменно по 12 часов и выполняли обязанности медицинской сестры как в обычной больнице. Постоянно в стационаре находилось 50-60 больных.
В судебном заседании представитель истца Долгов И.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Грибов Ю.В. с исковыми требованиями истца не согласен по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление, просит суд в удовлетворении заявленных требований Капустиной Т.А. отказать в полном объеме.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Е. Н. В. суду пояснила, что с 1981 по 1991 года работала в
Учреждении ЯГ-14/П-1 в должности медицинской сестры стационара медсанчасти. В Учреждении ЯГ-14/П-1 имелась структурно-выделенная медико-санитарная часть, где работали врачи всех специальностей, которые наряду с лечением от алкоголизма, лечили сопутствующие заболевания. В состав медсанчасти входила поликлиника и стационар, в котором с 1981 по 1984 года Е. Н. А. и истица работали медсестрами. Работали посменно, выполняли обязанности медицинской сестры, как в обычной больнице. Постоянно в стационаре находилось 50-60 больных. Учреждение ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) находилось в сельской местности. Штаты медсанчасти на протяжении всего периода работы не изменялись. В ноябре 2010 года решением Хилокского районного суда Забайкальского края период работы Е. Н. В. с 1981 по 1991 года в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) включен в специальный стаж работы и Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чите назначена досрочная пенсия по старости.
Заслушав истца Капустину Т.А., представителя истца Долгова И.Н., представителя ответчика Грибова Ю.В., свидетеля Е. Н. В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривается назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списком профессий, должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена должность - медицинская сестра.
Разделом «наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена должность медицинская сестра, а пунктом 4 раздела «наименование учреждений» - медико-санитарная часть.
Как видно из ксерокопии трудовой книжки Капустиной Т.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Учреждении ЯГ-14/П-1 в должности медсестры.
Согласно личных карточек на денежное довольствие Капустиной Т.А. за 1981 и 1984 года должность истца именуется как медсестра, отдел – санчасть.
Согласно личных карточек на денежное довольствие Капустиной Т.А. за 1982 и 1983 года должность истца именуется как медсестра, отдел – медчасть.
Факт исполнения Капустиной Т.А. должностных обязанностей медицинской сестры ответчиком не оспаривается.
Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного Фонда в г.Чите № от ДД.ММ.ГГГГ Капустиной Т.А.. отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
Архивной справкой 77/к-602 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Учреждение ЯГ-14/П-1 (ЛТП) являлось лечебно-трудовым профилакторием для принудительного лечения больных алкоголиков, отдельной больницы не было, медицинская часть являлась структурно-выделенной в соответствии с типовыми штатами лечебно-трудового профилактория, объявленных приказом УВД № 0418-1968 года.
Доводы представителя ответчика о том, что указанная справка не содержит основания выдачи в нарушение Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, суд находит не основанными на законе, так как архивная справка отвечает всем требованиям, предъявляемым к официальному документу. Нормы п. 4.2. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № распространяются на справки о периодах работы, каковой архивная справка 77/к-602 от ДД.ММ.ГГГГ не является, а подтверждает лишь факт наличия в составе Учреждения ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) структурно выделенной медицинской части.
Из ответа Начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю следует, что личные карточки формы Т-2, штатное расписание, тарификационные списки, табели учета рабочего времен, приказы начальника Учреждения ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) на хранение в архив УФСИН России по Забайкальскому краю не передавались.
Показаниями свидетеля Е. Н. В. подтверждается, что в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) имелась структурно-выделенная медико-санитарная часть. В состав медсанчасти входила поликлиника и стационар, в котором с 1981 по 1984 года истица работала в должности медицинской сестры. Учреждение ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) находилось в сельской местности. Характер работы показаниями свидетеля не устанавливался, так как не оспаривался представителем ответчика.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией муниципального образования сельского поселения «Линево-озерское» следует, что Учреждение ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) распологалось в сельской местности на территории Линево-Озерского сельского округа, Хилокского района Читинской области.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу ранее действовавшие штаты ЛТП-1 и утверждены новые, согласно которым ЛТП-1 располагается в с.Линево-Озеро Хилокского района Читинской области, в штатах выделена медицинская часть со стационаром 76-100 коек, включающая 46 наименований должностей, в том числе медсестра стационара - 8 должностей. Свидетель Е. Н. В. подтвердила, что в период с 1981 по 1984 года действовало аналогичное штатное расписание.
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования Капустиной Т.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании было установлено, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры стационара медико-санитарной части в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1), располагавшемся в сельской местности, в связи с чем, период работы Капустиной Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 3 лет 20 дней подлежит включению в специальный стаж истицы.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), в связи с чем, специальный стаж работы Капустиной Т.А. в данном учреждении составляет 3 года 9 месяцев 26 дней.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом специального стажа признаваемого Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чите на ДД.ММ.ГГГГ 26 лет 1 месяц 16 дней и установленного судом 3 года 9 месяцев 26 дней, специальный стаж на момент обращения истицы за назначением пенсии составил 29 лет 11 месяцев 12 дней, в связи с чем, требования истицы о назначении досрочной трудовой пенсию по старости Капустиной Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Капустиной Татьяны Александровны удовлетворить полностью.
Включить период работы Капустиной Татьяны Александровны в Учреждении ЯГ-14/П-1 (ЛТП-1) в качестве медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Капустиной Татьяной Александровной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения прав на досрочную пенсию.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости Капустиной Татьяне Александровне с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья: Бурак М.Н.