Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 мая 2011 года г. Петровск- Забайкальский Петровск- Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Лазаревой М.Б., с участием помощника Петровск- Забайкальской межрайпрокуратуры Кривошеева А.А., представителя ответчика Главы администрации сельского поселения «Песчанское» Железнова Е.С., при секретаре Суздальцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск- Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Песчанское» о признании незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействием выразившимся в непринятии мер по закреплению права собственности на памятники истории и культуры местного значения, непринятии мер по государственной охране объектов культурного наследия, У С Т А Н О В И Л : Петровск - Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд, с вышеуказанным иском указав, что, в результате проведенной Петровск- Забайкальской межрайонной прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации, направленного на защиту объектов культурного наследия, было установлено, что на территории сельского поселения «Песчанское» установлен Бюст Героя Советского Союза Вакарина И.А.. Указанный объект культурного наследия состоит на балансе администрации сельского поселения «Песчанское», однако, данный памятник не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.Охранное обязательство в отношении памятника, право муниципальной собственности на земельный участок, на котором расположен памятник администрацией сельского поселения «Песчанское» не оформлены. Фактически памятник является бесхозным имуществом. Согласно Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации ведется единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Так же согласно ч.8 ст.18 указанный закон устанавливает выявленные объекты культурного наследия, по принятии решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с законом, а согласно ст.6 указанного закона под государственной охраной понимается система правовых, иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение причиненного вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Согласно ст.9.3 указанного закона и п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относятся полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, а так же государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения «Песчанское» полномочий по сохранению объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии системы юридических мер по закреплению права собственности сельского поселения на памятники истории и культуры местного значения, а так же непринятие мер по государственной охране объектов культурного наследия (не включение памятника в единый реестр, не оформление охранных обязательств) не гарантирует сохранность объектов культурного наследия муниципального значения, чем нарушает права неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Песчанское», выразившееся в непринятии мер по закреплению права собственности на памятник истории и культуры местного значения, непринятии мер по государственной охране объектов культурного наследия; обязать в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Петровск - Забайкальский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет памятника местного значения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества; обязать в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу решить вопрос об оформлении права собственности на памятник истории и культуры местного значения; обязать в течение года с момента вступления решения суда в законную силу решить вопрос об оформлении право собственности на земельный участок, на котором расположен памятник истории и культуры местного значения. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кривошеев А.А., уточнив исковые требования, пояснил, что в части исковых требований о признании незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействия администрации сельского поселения «Песчанское» исключить в связи с принятием поселением мер по оформлению права собственности на объекты культурного наследия; просил обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Петровск - Забайкальский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет памятника местного значения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества; обязать в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу решить вопрос об оформлении права собственности на памятник истории и культуры местного значения; обязать в течение года с момента вступления решения суда в законную силу решить вопрос об оформлении права собственности на земельный участок, на котором расположен памятник истории и культуры местного значения. Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Песчанское», глава администрации Железнов Е.С. в судебном заседании уточненные исковые требования признал и пояснил, что он не согласен с тем, что администрация бездействует, поскольку администрацией приняты меры по оформлению земельных участков; в остальной части исковые требования признаёт; действительно на территории сельского поселения «Песчанское» расположен Бюст Герою Советского Союза Вакарина И.А.. Данный памятник в установленный законом порядке не включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Охранное обязательство в отношении памятника, право муниципальной собственности на земельный участок на котором расположен памятник администрацией сельского поселения «Песчанское» не оформлены. Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Из объяснения сторон и материалов дела, следует, что на территории сельского поселения «Песчанское» установлен памятник местного значения, при этом объект культурного наследия на балансе администрации сельского поселения состоит, но в единый государственный реестр объектов культурного наследия указанный памятник истории и культуры не включен; охранное обязательство не оформлено; право собственности на земельный участок на котором расположен памятник не оформлено. Исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, в частности ответ, направлен в адрес помощника Петровск-Забайкальского межрайпрокурора главой сельского поселения « Песчанское» следует, что действительно имеющийся на территории данного сельского поселения объект культурного наследия стоит на балансе администрации сельского поселения ;в единый государственный реестр объектов культурного наследия указанный памятник истории и культуры не включен; охранное обязательство не оформлено; администрацией сельского поселения «Песчанское» не оформлено право собственности на земельный участок, на котором расположен указанный памятник. Согласно Преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», данный Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популярности и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, направлен на реализацию конституционного права каждого, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия. В соответствии с п. 1, 3 ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено настоящим законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ сохранятся правила охраны, реставрации использования памятников истории и культуры Российской Федерации установленные положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и применяемым, так как указанные правила не противоречат Федеральному закону. До включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта, культурного наследия применяются охранно-арендные договоры и охраняемые обязательства, установленные Постановлением Совета Министров от 16.09. 1982 года №. Пункты 59, 62 положения об охране и использовании памятников культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № предписывают, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений и организаций, граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматривается также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации ведется единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Так же согласно ч.8 ст.18 указанный закон устанавливает выявленные объекты культурного наследия, по принятии решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с законом, а согласно ст.6 указанного закона под государственной охраной понимается система правовых, иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение причиненного вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Согласно ст.9.3 указанного закона и п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона №ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относятся полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, а так же государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Пунктом 9 части 2 статьи 50 Федерального закона №ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено,что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут, находится в собственности поселений. В соответствии с ч. 3 ст. 255 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находиться. По истечении года с момента постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления В соответствии со ст.131 ГК РФ, ч. 2 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ, ст.ст. 6.9.3 ФЗ « Об объектах культурного наследия» № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствие зарегистрированного права на объект культурного наследия, как единственного подтверждения права собственности на него, нарушает права российского народа на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания. В целях предоставления ответчику возможности оформления необходимой документации, а также отсутствие денежных средств, с учётом мнения сторон суд устанавливает срок исполнения решения, в части обращения в Петровск-Забайкальский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт памятников местного значения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в течение месяца со дня вступлениия в законную силу решения Петровск-Забайкальского городского суда; в части оформления права собственности на памятники истории и культуры местного значения в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, об оформлении права собственности на земельные участки, на которых расположены памятник истории и культуры местного значения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Петровск - Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Песчанское» об обязывании обратиться в Петровск - Забайкальский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт памятника местного значения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества; решить вопрос об оформлении права собственности на памятник истории и культуры местного значения; решить вопрос об оформлении права собственности на земельный участок, на котором расположен памятники истории и культуры местного значения - удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Песчанское» принять меры по регистрации прав собственности на памятник истории и культуры- Бюст Героя Советского Союза Вакарина И.А. обратиться в Петровск-Забайкальский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт памятника местного значения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества вещи; оформить право собственности на памятник истории и культуры местного значения - Бюст Героя Советскоео Союза Вакарина И.А. оформить права собственности на земельный участок, на котором расположен Бюст Героя Советского Союза Вакарина И.А.. Срок исполнения решения установить в части обращения в Петровск-Забайкальский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт памятников местного значения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - в течение месяца со дня вступления в законную силу решения Петровск-Забайкальского городского суда - до ДД.ММ.ГГГГ; в части оформления права собственности на памятники истории и культуры местного значения -до ДД.ММ.ГГГГ, об оформлении права собственности на земельные участки, на которых расположены памятники истории и культуры местного значения в течение одного года с момента вступления решения суда-до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Петровск - Забайкальский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: М.Б. Лазарева