Дело 2-462/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 августа 2011 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Бурака М.Н.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Хорлоева Б.Ж.,
представителя ответчика администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Евстафьева В.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Белоглазова В.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Нимаевой Н.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Будаева А.И. в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о принятии мер к надлежащему устройству и строительству канализации и выгребной ямы на территории центральной котельной в г. Петровск-Забайкальский,
УСТАНОВИЛ:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в котором просит обязать администрацию городского поселения «город Петровск-Забайкальский» принять меры к надлежащему устройству и строительству канализации и выгребной ямы на территории центральной котельной, расположенной по адресу <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Петровск-Забайкальской межрайпрокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес>, Комсомольская, Пушкина, Декабристов г. Петровск-Забайкальский по факту утечки нефтепродуктов в <адрес>, в ходе которой установлено, что на участке реки Мыкырт, расположенной на территории центральной котельной, в течение длительного времени наблюдается наличие следов (пленки) нефтепродуктов. Земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 5374 га, находится в собственности городского округа «Город Петровск-Забайкальский». На территории данного земельного участка расположены административно-хозяйственные здания центральной котельной, в составе которых имеется турбинный цех. Ранее турбины использовались при работе металлургического завода и центральной котельной. В качестве топлива на данных объектах использовался мазут. При выпадении осадков и повышении уровня воды в искусственном пруду, вода с примесями нефтепродуктов попадает в турбинный цех и в кабельный канал, где через выходящую из кабельного канала трубу вытекает в <адрес>. Для устранения ликвидации выбросов нефтепродуктов в реку Мыкырт необходимо строительство канализации и выгребной ямы, с этой целью администрацией городского округа «Город Петровск-Забайкальский» разработана сметная документация, однако до настоящего времени работы не начались. В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, в том числе относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Поскольку вода из <адрес> используется для бытовых нужд (полив растений, стирка белья) и рекреационных целей, то в сложившихся условиях утечка нефтепродуктов и мазута влечет нарушение конституционного права граждан <адрес> на благоприятную окружающую среду, а также наносит непоправимый вред водному объекту.
В ходе предварительного судебного заседания помощником прокурора были уточнены исковые требования, просил суд обязать администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему устройству сбора и утилизации нефтепродуктов на территории центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Хорлоев Б.Ж. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Евстафьев В.С. выразил несогласие с исковыми требованиями, представил суду отзыв на исковое заявление и пояснил, что в настоящее время, согласно договора аренды объектов теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Комитетом экономики, управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и ООО «Коммунальник», административно-хозяйственные здания центральной котельной, в том числе и турбинный цех, переданы ООО «Коммунальник» для использования в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения потребителей городского округа «Город Петровск-Забайкальский», как единого административно-территориального образования, а так же содержания имущества в пригодном для эксплуатации состоянии. Согласно п.7.1 указанного Договора ежемесячная плата составляет 712 549,39 рубля без учета НДС. По пункту 8.2. Договора в счет арендной платы засчитываются стоимость работ (в т.ч. капитального ремонта), проведенных Арендатором для улучшения Объектов, при условии что проводимые улучшения производились Арендатором с предварительного письменного согласования с Арендодателем. Пункт 8.3 Договора предусматривает, что к капитальному ремонту относятся следующие виды ремонтно-строительных работ: замена в арендованном имуществе изношенных конструкций и деталей другими, изготовленных из аналогичных или более стойких материалов; полная или частичная замена износившихся механизмов и приборов, являющихся неотъемлемой частью арендуемых Объектов или отдельных его конструкций, новыми, такими же или более экономичными и повышающими эксплуатационные возможности; иные ремонтно-строительные работы, отнесенные действующим законодательством РФ и правоприменительной практикой к капитальному ремонту. В пункте 8.1 Договора указано, что график проведения капитального ремонта и его стоимость согласовываются Сторонами в дополнительных соглашениях к настоящему Договору, заключаемых по инициативе любой из сторон настоящего договора. На территории Центральной котельной имеются объекты, входящие в её состав - канализационная система, которая в настоящее время не эксплуатируется по причине выхода её из строя в результате размораживания в зимний период, там же находится и сточная выгребная яма, которая так же не используется по назначению. Данные объекты необходимо восстановить путем проведения капитального ремонта для нормального хода технологического процесса и использования в ликвидации выбросов нефтепродуктов в реку Мыкырт. В соответствии с ч.1 ст.616 ГК РФ арендатор имеет право на производство капитального ремонта, предусмотренного договором или вызванного неотложной необходимостью и зачесть стоимость ремонта в счет арендной платы. В данном случае арендатором объекта теплоснабжения Центральной котельной является ООО «Коммунальник» и согласно пункта 8.2 и 8.3 вышеуказанного Договора производит капитальный ремонт Объекта с зачислением стоимости ремонта в счет арендной платы. Во исполнении обязательств по Договору и принятии мер к приведению системы канализации и выгребной ямы в эксплуатационный режим, Обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальник» ДД.ММ.ГГГГ в Министерство территориального развития Забайкальского края было направлено письмо № за подписью директора Х. А. В., с просьбой решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств из краевого бюджета на проведение работ для подготовки и запуска объектов теплоснабжения, в том числе и устройства канализации и выгреба. Ответа на данное письмо до настоящего времени не получено. Считает, что исковые требования Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратуры должны быть направлены не к администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», а прежде всего к ООО «Коммунальник».
Представитель ответчика Белоглазов В.А., поддержал позицию представителя Евстафьева В.С. и пояснил, что работает в администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский в должности начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства. Действительно в связи с неисправностью канализации на территории центральной котельной по причине разморожения, в летний период случаются выбросы нефтепродуктов в реку Мыкырт. Мероприятия по восстановлению системы канализации запланированы и в случае финансирования будут проведены в ходе подготовки к отопительному сезону до октября 2012 года.
Заслушав помощника прокурора, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения городского округа является организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктами 1, 3 и 4 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» является собственником объектов теплогенерирующего и теплосетевого имущества, в том числе здания и оборудования центральной котельной, расположенной в <адрес>. Данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно договора аренды объектов теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» предоставила за арендную плату в пользование ООО «Коммунальник» объекты теплогенерирующего и теплосетевого имущества, расположенные на территории городского округа «Город Петровск-Забайкальский», в том числе здание и оборудование центральной котельной, расположенной в <адрес>. Рассматриваемый договор является срочным и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкою, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой и Роспотребнадзором в Петровск-Забайкальском районе установлено, что на территории центральной котельной расположен турбинный цех, который в настоящее время не эксплуатируется. Ранее при работе турбин использовался мазут. При осадках вода с примесями нефтепродуктов попадает в турбинный цех и в кабельный канал, где через выходящую из кабельного канала трубу вытекает в реку Мыкырт.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт загрязнения нефтепродуктами реки Мыкырт, поступающих из турбинного цеха центральной котельной г. Петровск-Забайкальский, находящегося в собственности администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и расположенного на муниципальных землях ответчика.
Из ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.
Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 35 данного Кодекса поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24 - 27 Кодекса.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» является субъектом природоохранной деятельности, на который законом возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Доводы представителя ответчика о том, что по настоящему делу администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» является ненадлежащим ответчиком, суд находит ошибочными и основанными на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая, что бездействие администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», выраженное в непринятии мер к надлежащему устройству сбора и утилизации нефтепродуктов на территории центральной котельной в г. Петровск-Забайкальский приводит к нарушению ответчиком требований к охране водных объектов и создании угрозы загрязнения и засорения реки Мыкырт, принимая во внимание обязанность ответчика по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, возложенную подп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.
обязать администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему устройству сбора и утилизации нефтепродуктов на территории центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский суд в течение 10 дней.
Судья. Бурак М.Н.
Копия верна.
Судья: Бурак М.Н.