Дело №г
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Петровск-Забайкальский 07 октября 2011г
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Аношкиной Н.С.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянова Дмитрия Ивановича к Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Лукьянов Д.И. обратился в суд с иском о признании незаконным действий администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в связи с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании устранить допущенные нарушения и поставить его на жилищный учет.
В подтверждение своих требований Лукъянов Д.И. указал, что он обратился в Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной Войны. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на том основании, что он является собственником жилого <адрес> в г.Петровске-Забайкальском, площадью 35,4кв.м., что является выше установленной нормы.
Считает, что отказано ему было незаконно, нарушает его право, как участника ВОВ, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В отзыве на иск Лукьянова Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ представитель Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» с иском не согласилась и указала, что Лукьянов Д.И. дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ВОВ. И дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Лукьянову Д.И. было в этом отказано. Основанием отказа явилось то, что Лукьянов Д.И. является собственником жилого помещения по <адрес> в г.Петровске-Забайкальском. Учетная норма жилого помещения в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий установлена в размере 14кв.м. общей площади, а общая площадь жилого дома Лукьянова Д.И. составляет 35,4кв.м. В доме проживают два человека, в том числе сын истца, Л. В. Д., который имеет на праве собственности жилое помещение по <адрес>, общей площадью 37кв.м. Суммарная общая площадь, принадлежащая Лукьянову Д.И. и Л. В. Д. составляет 72,4кв.м. Отсутствие в доме системы централизованной канализации и горячего водоснабжения не может служить основанием для признания жилого дома непригодным для проживания. Жилой дом по <адрес> признан пригодным для проживания. Других документов, дающих основания для постановки на учет представлено не было.
В судебном заседание Лукьянов Д.И. свои требования поддержал по основаниям, указанным в иске и суду пояснил, что он является участником Великой Отечественной войны. Имеет в собственности жилой дом по <адрес>. Дом старый, туалет на улице, водопровод только летний. Ему уже 83 года, он болеет, является инвалидом первой группы, самостоятельно возить воду, заготавливать на зиму дрова не может, поддерживать дом в надлежащем состоянии, не может. Машина дров стоит до 3000 рублей, на зиму надо 3-4 машины, а пенсия у него около 10000 рублей. Проживает в доме он один, хотя его сын, Л. В. Д. прописан у него. Сын проживает отдельно. Просит обязать администрацию поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника Великой отечественной войны.
Представитель администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в суде с требованиями Лукьянова Д.И. не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на иск, просила в иске отказать.
Свидетель К. А. Д. суду пояснила, что Лукьянов Д.И. её отец, Л. В. Д., её брат, он проживает в <адрес> с отцом не проживает, но остался прописанным в доме отца. Мать умерла 4 года назад, с тех пор отец проживает один. Дом у отца деревянный, туалет от дома далеко, водокачка в конце улицы - метров в 800 от дома, водопровода нет, отопление в доме печное - на зиму отцу надо три машины дров. Баня старая. Самостоятельно отец не может ухаживать за домом и проживать в неблагоустроенном доме ему трудно.
Свидетель Л. В. Д. суду пояснил, что Лукьянов Д.И. его отец, с отцом он проживал до 1980 года, пока не женился, но остался прописан у отца. Он купил дом своему сыну по <адрес>. Дом у отца старый, снаружи обшит, засыпан опилками. Водопровода нет, баня старая, туалет в огороде, далеко от дома, отопление в доме печное, на зиму надо 3-4 машины дров, а одна машина дров стоит 3500 рублей. С отцом о не проживает давно, совместного хозяйства с ним не ведет.
Представитель ответчика суду пояснила, что администрация посчитала Л. В. Д. членом семьи Лукьянова Д.И. на основании справки о составе семьи Лукьянова Д.И. и регистрации.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспаривания действия органов местного самоуправления, возлагаются на орган, который совершил оспариваемое действие – ст.249 ГПК РФ.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст.15 Закона «О ветеранах» - Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а», «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ и Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст.15 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Законом Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае установлено: формами предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона края (участники Великой Отечественной войны), имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", являются:
1) предоставление жилых помещений в собственность;
2) предоставление жилых помещений по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Истец Лукьянов Д.И. проживает и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес>, и является собственником данного жилого дома на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 35,4кв.м, жилой площадью 16,7кв.м.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Лукьянов Д.И. просил администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в размере 14кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В суде установлено, что истец Лукьянов Д.И. является участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, истец имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.".
Совместно с ним в указанном доме зарегистрирован сын – Л. В. Д. с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Л. В. Д. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 37кв.м, жилой площадью 22,3кв.м. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от ДД.ММ.ГГГГ № Лукьянову Д.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В качестве причины отказа Лукъянову Д.И. в удовлетворении заявления о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны, указывалось на обеспеченность Лукъянова Д.И. учетной нормой жилой площади в доме по адресу: <адрес>, которая Постановлением Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от ДД.ММ.ГГГГ установлена в 14 кв.м. от общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как установлено материалами дела, истец Лукъянов Д.И. проживает в доме, принадлежащем ему на праве собственности, один. В доме также прописан его сын, Л. В. Д.
Ответчик считает, что Л. В. Д. является членом семьи истца, Лукьянова Д.И.
Однако доказательств, проживания истца Лукьянова Д.И. и Л. В. Д. одной семьей, ведение ими совместного хозяйства и наличие совместного бюджета, ответчиком, Администрацией городского округа «Город Петровск-Заьбайкальский», суду представлено не было.
Напротив, свидетели Л. В. Д., К. А. Д. суду пояснили, что Л. В. Д. и Лукьянов Д.И. членами одной семьи не являются, ведут раздельное хозяйство, проживают раздельно.
При таких обстоятельствах, у ответчика не было оснований признавать Л. В. Д. членом семьи Лукьянова Д.И. и учитывать принадлежащую Л. В. Д. жилую площадь, размером 37кв.м., при решении вопроса об обеспечении жилой площадью Лукьянова Д.И.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Таким образом, из пояснений сторон и материалов дела следует, что Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» отказала истцу Лукьянову Д.И., участнику Великой отечественной войны, в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет в качестве такового, по формальным основаниям, в связи с наличием у него в собственности жилого дома.
Вместе с тем, из анализа законодательства об улучшении условий жизни участников, ветеранов Великой Отечественной войны, следует, что решая вопрос о нуждаемости в жилом помещении участника ветерана Великой Отечественной войны, необходимо учитывать не только требования о норме жилого помещения, приходящегося на ветерана войны, но и условия его жизни, степень благоустройства занимаемого им жилого помещения, состояние его здоровья, возможность самостоятельно поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии и т.д.
Представителем ответчика суду представлен АКТ № от ДД.ММ.ГГГГ об обследовании жилого дома по <адрес> в г.Петровске-Забайкальском.
Согласно данному Акту, жилой дом представляет собой деревянное одноэтажное здание с рубленными бревенчатыми стенами, обшитыми обрезными строганными досками, год постройки дома – 1956 год, физический износ дома составляет 54 %, дому требуется текущий ремонт. По заключению межведомственной комиссии жилой дом по <адрес> признан пригодным для проживания.
Как видно из данного акта, другие жилищные условия проживания ветерана ВОВ Лукьянова Д.И., а именно: наличие водопровода, канализации, отопления - комиссией не исследовались, также в Акте не указано о наличии в самом г.Петровске-Забайкальском, где расположен дом, принадлежащий истцу Лукьянову Д.И., холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления.
В отзыве на иск и в суде представитель ответчика также указал, что жилой <адрес> располагается в части города Петровска-Забайкальского, где централизованные инженерные сети отсутствуют, поэтому на основании п.12 раздела 2 Положения о признании помещений не пригодным для проживания, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двух этажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.
Суд считает данное утверждение ответчика несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п.12 раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Утверждено Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №) - жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Таким образом, вышеназванной нормой пригодность помещения для проживания поставлена в зависимость от наличия в этом помещении инженерных систем; в то же время указанное условие поставлено в зависимость от наличия таких коммуникаций в населенном пункте, где находится такое помещение.
Вместе с тем, представитель ответчика не отрицал, что в городе Петровске-Забайкальском, где проживает истец Лукьянов Д.И., имеются жилые дома обеспеченные центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, то есть канализацией.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на то, что поскольку истец, Лукьянов Д.И., проживает в другой части этого же города, то в отношении его дома допускается отсутствие, в частности, водопровода и канализационных уборных, противоречит вышеназванному Положению.
С учетом изложенного, суд полагает, что само по себе наличие в собственности истца Лукьянова Д.И., участника Великой Отечественной войны, нетрудоспособного, инвалида первой группы, жилья в г.Петровске-Забайкальском, не является свидетельством обеспеченности его жилым помещением, в свете гарантий, установленных для участников Великой Отечественной войны, Законом «О ветеранах».
На основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Необходимость установления непригодности жилья для проживания этой нормой не предусмотрена.
Однако, поскольку занимаемое истцом жилье центральным отоплением, водоснабжением, водоотведением (канализацией) не обеспечено, несмотря на его наличие в указанном поселении, городе Петровске-Забайкальском, то, оно должно было быть признано не отвечающим, установленным требованиям.
Помимо этого, суд учитывает, что как ветеран Великой Отечественной войны, Лукьянов Д.И. относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки.
Непосредственно в преамбуле ФЗ "О ветеранах" указывается, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При таких обстоятельствах дела, несмотря на то, что ветеран Великой Отечественной войны Лукьянов Д.И. является собственником жилого дома по <адрес>, общая норма жилой площади которого, 35,4кв.м., превышает учетную норму постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий -14кв.м., однако данное жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а степень благоустроенности занимаемого Лукьяновым Д.И. жилья, с учетом его возраста (83 года) и состояния здоровья (является инвалидом 1 группы, нетрудоспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе), объективно не обеспечивает достойных условий проживания, почета и уважения в обществе участника Великой Отечественной войны, что обусловливает возникновение его нуждаемости в их улучшении.
С учетом требований законодательства об улучшении условий жизни участников, ветеранов Великой Отечественной войны, суд считает, что истец Лукьянов Д.И., как участник Великой Отечественной войны, нуждается в судебной защите.
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования Лукьянова Д.И. о признании незаконным действий администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в связи с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании устранить допущенные нарушения и поставить его на жилищный учет - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Лукьянова Д.И. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от ДД.ММ.ГГГГ за № в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участнику Великой Отечественной войны Лукьянову Д.И.
Обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участника, ветерана Великой Отечественной войны Лукьянова Дмитрия Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
Взыскать с Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через суд г.Петровска-Забайкальского в течение десяти дней со дня вручения мотивированного решения.
Судья: подпись Аношкина Н.С.