Дело № 2-89/2011г
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Петровск-Забайкальский 15 марта 2011г
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Аношкиной Н.С.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Дениса Степановича о признании незаконным снятие с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Овчинников Д.С. обратился в суд с иском о признании незаконным действий администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» по снятию его с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании устранить допущенные нарушения и восстановить его на жилищном учете.
В подтверждение своих требований указал, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он получил сообщение о снятии его с учета на том основании, что при определении размера общей площади, приходящегося на каждого члена его семьи, была неправомерно учтена площадь на Е. Г. Д., зарегистрировавшуюся по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ
Считает, что с учета он был снят незаконно, с нарушением требований ст.69, 53, 54 ЖК РФ, а также ФЗ «О ветеранах».
В отзыве на заявление Овчинникова Д.С. представитель Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» с заявлением не согласилась и указала, что Постановлением Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Д.С. по его заявлению был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как жилая площадь дома Овчинникова Д.С. составляла 18,13кв.м., то есть по 6кв.м. на одного члена семьи, что было ниже установленной нормы в 7,6кв.м. жилой площади в неблагоустроенных жилых помещениях. Министерством социальной защиты населения было предложено проверить правомерность постановки на учет Овчинникова Д.С. При постановке Овчинникова Д.С. на учет не было учтено, что Е. Г. Д. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому на основании ст.53 ЖК РФ при повторном рассмотрении дела Овчинникова Д.С. установили, что состав его семьи 2 человека, учетная норма жилья составляет 14кв.м. и менее общей площади на одного человека. Е. Г. Д. зарегистрирована по указанному адресу с нарушением ст.53 ЖК РФ, поэтому Овчинников Д.С. располагает полностью общей площадью в 28,24кв.м., что является выше установленной нормы, поэтому Постановлением Главы городского округа «Город Петровск-забайкальский» № от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Д.С. был снят с учета.
В судебном заседание Овчинников Д.С. свои требования поддержал по основаниям, указанным в иске и суду пояснил, что он является участником Великой Отечественной войны. Проживал с сыном, О. В. Д., и дочерью, Е. Г. Д. Он является инвалидом, по состоянию здоровья и в силу возраста сам не может заготавливать дрова, так как отопление в доме печное, не может поддерживать дом в надлежащем состоянии, не может себя обслуживать, плохо слышит. Поэтому попросил дочь, чтобы она стала проживать с ним, так как ему требуется постоянная помощь. Просит отменить решение администрации о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в суде с требованиями Овчинникова Д.С. не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на
иск, просила в иске отказать.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Законом Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае (в ред. Законов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ЗЗК, от ДД.ММ.ГГГГ N 357-ЗЗК, от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ЗЗК) установлено: 1. Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона края, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
2. Формами предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона края, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", являются:
1) предоставление жилых помещений в собственность;
2) предоставление жилых помещений по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
Статья 2. п.2. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют следующие категории граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1) инвалиды Великой Отечественной войны;
2) участники Великой Отечественной войны из числа.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Д.С. просит администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» предоставить ему благоустроенное жилье в связи с тем, что он проживает в неблагоустроенном доме, является участником Великой Отечественной войны.
Постановлением Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью и осуществляется прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях: - в домах с полным и частичным благоустройством - 6,5кв.м. жилой площади и менее (на одного члена семьи);
- в неблагоустроенных квартирах - 7,6кв.м. жилой площади и менее (на одного члена семьи).
В суде установлено, что истец Овчиннинков Д.С. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 18 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком.
Истец Овчинников Д.С. проживает и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в г.Петровске-Забайкальском.
Совместно с ним на 2010 год в указанном доме зарегистрированы: сын - О. В. Д. с ДД.ММ.ГГГГ и дочь - Е. Г. Д. с ДД.ММ.ГГГГ Указанный жилой дом, с жилой площадью 18,13кв.м., принадлежит ему на праве собственности на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ. Других жилых помещений за истцом и членами его семьи не зарегистрировано.
В указанном выше жилом помещении на долю каждого проживающего приходилось 6кв.м. жилой площади, что было ниже учетной нормы, установленной в городском округе «Город Петровск-Забайкальский» - в 7,6кв.м. жилой площади на одного человека.
Следовательно, истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Д.С., участник Великой Отечественной войны, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечением жильем.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в размере 14кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ председатель комиссии Министерства по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов сообщает, что представленные Овчинниковым Д.С. документы, не подтверждают нуждаемость в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Рекомендует проверить правомерность постановки на учет Овчинникова Д.С.
Постановлением администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № от ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Д.С., участник Великой Отечественной войны, снят с учета в связи с отсутствием нуждаемости на основании п.п.1,3 ст.56 ЖК РФ.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по реализации законов Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» - в принятии ветерана Великой Отечественной войны на учет отказывается в случае, если: 4) не истек пятилетний срок с момента совершения намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий- п.11;
п.12. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на случаи, предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка.
п.16. Ветеран Великой Отечественной войны снимается с учета в случаях:
2) утраты оснований, дающих ему право на получение жилого помещения в собственность либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья;
5) выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего учет, при решении вопроса о принятии на учет;
п.18. Решение о снятии ветерана Великой Отечественной войны с учета должно содержать основания снятия с учета с обязательной ссылкой на случаи, предусмотренные пунктом 16 настоящего Порядка.
Из письма администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» на имя Овчинникова Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п/п5 п.16 Постановления Правительства Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ и п.6 ст.56 ЖК РФ и ст.53 ЖК РФ.
Согласно статьи 53 ЖК РФ - Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О по смыслу ст.53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, исходя из требования закона, ответчик, решая вопрос о снятии с учета Овчининкова Д.С. на основании ст.53 ЖК РФ, обязан был установить, что истец умышленно совершил действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий.
Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец был снят с учета на основании п.1,3 ст.56 ЖК РФ в связи с отсутствием нуждаемости.
Согласно ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Однако Овчинников Д.С. заявления о снятии с учета не подавал (п.1), места жительства не менял (п.3).
Не указаны в данном постановлении и основания, предусмотренные п.6 ст.56 ЖК РФ и п./п.5 п.16 Постановления Правительства Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ
Не соглашаясь с требованиями Овчинникова Д.С. представитель Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ссылалась также на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому новая норма постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, 14кв.м. общей площади на одного члена семьи, распространяется и на лиц, которые ранее были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по нормам, установленным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд считает, что такая позиция противоречит нормам гражданского законодательства, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом - ст.4 ГК РФ.
Поскольку Овчинников Д.С. был признан нуждающимся в жилом помещении ранее, ДД.ММ.ГГГГ, то на него не может распространяться действие постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ухудшающее его положение.
Кроме этого, из анализа законодательства об улучшении условий жизни участников, ветеранов Великой Отечественной войны, следует, что решая вопрос о нуждаемости в жилом помещении участника ветерана Великой Отечественной войны, необходимо учитывать не только требования о норме жилого помещения, приходящегося на ветерана войны, но и условия его жизни, степень благоустройства занимаемого им жилого помещения, состояние его здоровья, возможность самостоятельно поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии и т.д.
Свидетель Е. Г. Д. ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что она является дочерью Овчинникова Д.С. Она ранее проживала на квартире у свой дочери, К. С. П., но постоянно находилась в доме с отцом, так как в силу возраста он нуждается в постоянном уходе, поэтому она переехала к нему на постоянное жительство. Дом у отца не благоустроенный, стоит на болоте, имеет печное отопление. Отец сам уже не может ничего делать по дому, плохо слышит, поэтому его нельзя оставлять одного.
Свидетель К. С. П. ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что её мать Е. Г. Д. проживала в её квартире одна, членом её семьи не являлась, так как постоянно находилась в доме деда, Овчинникова Д.С., ухаживала за ним и за домом. Овчинников Д.С. нуждается в постоянном уходе. Она и мать постоянно помогают Овчинникову Д.С., так как он самостоятельно не может за собой ухаживать, нуждается в постоянной помощи, плохо слышит.
Свидетели В. Т. В. и К. Т. И. суду пояснили, что проживают рядом с Овчинниковым Д.С. Его дочь, Е. Г. Д., постоянно помогает отцу по дому, ухаживает за ним. Овчинников Д.С. сам не может ничего делать по дому в силу возраста, глухой.
Справкой администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» подтверждается, что Е. Г. Д. зарегистрирована по месту жительства, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Выпиской из ЕГРН подтверждается, что у Е. Г. Д. нет в собственности недвижимого имущества.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспаривания действия органов местного самоуправления, возлагаются на орган, который совершил оспариваемое действие - ст.249 ГПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд считает установленным, что Овчинников Д.С. на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в феврале 2010г являлся престарелым, 86-летним инвалидом, ветераном Великой отечественной войны, нетрудоспособным, нуждающимся в постороннем уходе, что подтверждается справкой ВТЭК от 2005 года и не оспаривается ответчиком, и именно фактом нуждаемости в постоянному уходе вызвано решение истца о вселении в свой дом своей дочери Е. Г. Д.
Суд считает, что основания, по которым Овчинников Д.С. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не нашли своего подтверждения. Кроме этого, ответчик не представил суду доказательств того, что Овчинников Д.С. совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий. Сам по себе факт того, что его дочь, Е. Г. Д., зарегистрировалась в его доме в феврале 2010г и стала проживать в качестве члена семьи, не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.53 ЖК РФ, так как установлено, что Овчинников Д.С. является нетрудоспособным инвалидом, нуждающимся в постороннем уходе, поэтому постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о снятии Овчинникова Д.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным и необоснованным, а заявление Овчинникова Д.С. подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Овчинникова Д.С. удовлетворить.
Признать незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о снятии Овчинникова Д.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Овчинникова Дениса Степановича, участника, инвалида и ветерана Великой Отечественной войны.
Взыскать с Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через суд г.Петровска-Забайкальского в течение десяти дней со дня вручения мотивированного решения.
Судья: Аношкина Н.С.