Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 марта 2011 года
Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Селюк Д.Н.,
с участием:
представителя истца - Потаповой Т.Г., действующей на основании доверенности,
представителей ответчика - Федоровой И.Ю. и Кузьменко И.М., действующих на основании доверенностей,
при секретаре Нимаевой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петровске-Забайкальском Забайкальского края гражданское дело по иску Князева Владимира Андреевича к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о взыскании излишне уплаченной по договору купли-продажи земельного участка цены в сумме 175625 рублей 08 копеек,
у с т а н о в и л:
Князев В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о взыскании излишне уплаченной суммы по договору № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в размере 175625 рублей 08 копеек.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» и Князевым В.А. был заключен договор купли продажи земельного участка №, в соответствии с которым Князев В.А. приобрёл в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, из земель населённых пунктов, с кадастровым номером 75:16:200106:101, с местоположением: <адрес>, площадью 120746 кв.м., для эксплуатации и обслуживания подъездных путей №№ 13 и 15. Земельный участок был отчуждён Князеву В.А. на основании постановления Главы администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Князев В.А. является собственником объектов недвижимости - железнодорожных подъездных путей №№ 13 и 15, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами 75-75-19/001/2009-151 и 75-75-19/001/2009-152, соответственно, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Оформляя договор купли-продажи земельного участка, администрация муниципального района «Петровск-<адрес>» произвела расчёт выкупа земельного участка на общих основаниях. В пункте 6.1 договора указано, что расчёт цены выкупа земельного участка определён в соответствии со статьёй 2 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК и пунктом 2 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса. Цена участка составила 263437 рублей 60 копеек. Указанная сумма в оплату стоимости земельного участка была зачтена из суммы 610705 рублей 98 копеек, перечисленной Князевым В.А. по платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, определив цену земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, администрация муниципального района «Петровск-Забайкальский район» нарушила закон и права Князева В.А., поскольку должна была определить цену земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 2 того же Закона. В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Статьёй 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Пленум ВАС РФ в п. 9 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Такая норма содержится в п. 1 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», которым предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами РФ цене в пределах: 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка. Из содержания приведённой нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчётов за приватизируемые земельные участки выступают собственники строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Президиум ВАС РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, определённой в п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрёл ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке. Таким образом, Князев В.А. относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу п. 1 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку сооружение на приобретённом земельном участке ранее было приобретено в процессе приватизации государственного имущества. Катангарский лесокомбинат как имущественный комплекс приватизирован в 1992 году согласно плану приватизации, утверждённому решением № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом Читинской области. В акте оценки стоимости зданий и сооружений Катангарского лесокомбината (стр.1,6) плана приватизации, в том числе значатся, переименованные в настоящее время железнодорожные пути №№ 13 и 15. Действовавшее на момент приватизации имущества государственного предприятия законодательство не предусматривало одновременной приватизации и земельных участков, на которых расположен имущественный комплекс государственных предприятий. Это стало возможным после введение в действие Земельного кодекса РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст.28). Созданное после приватизации ОАО «Катангарлес» впоследствии признано банкротом и предприятие в целом как имущественный комплекс, в который входят, в частности, железнодорожные пути, продано арбитражным управляющим в собственность ЗАО «Партнёр». Позже ЗАО «Партнёр» по акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передал полученное имущество вновь создаваемому ЗАО «Катангарский лесопромышленный комбинат» в качестве вклада в уставной капитал как учредитель общества. ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «КЛК» и Князевым В.А. был заключен договор купли-продажи подъездных путей, в соответствии с которым подъездные пути №№ 11, 13, 15, транспортного назначения были переданы в собственность Князева В.А.. Исходя из положений п. 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений, сооружений, но и на последующих, каковым является Князев В.А.. Следовательно, выкупная цена земельного участка должна составить сумму 87812 рублей 52 копейки. Поэтому, Князев В.А. просит суд взыскать с администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» излишне уплаченные по договору № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ 175625 рублей 08 копеек.
Представитель истца Потапова Т.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме и указала, что ДД.ММ.ГГГГ Князев В.А. по договору купли-продажи земельного участка № приобрёл в собственность земельный участок с кадастровым номером 75:16:200106:101, с местоположением: <адрес>, для эксплуатации и обслуживания подъездных путей №№ 13 и 15. Земельный участок был отчуждён Князеву В.А. на основании постановления Главы администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Князев В.А. является собственником подъездных путей №№ 13 и 15, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 6.1 договора указано, что расчёт цены выкупа земельного участка определён в соответствии со статьёй 2 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК и пунктом 2 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса. Цена участка составила 263437 рублей 60 копеек. Указанная сумма Князевым В.А. уплачена. Однако, определив цену земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, администрация муниципального района «Петровск-Забайкальский район» нарушила закон и права Князева В.А., поскольку п. 1 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами РФ цене в пределах: 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Катангарский лесокомбинат как имущественный комплекс приватизирован в 1992 году согласно плану приватизации, утверждённому решением № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом Читинской области. В акте оценки стоимости зданий и сооружений Катангарского лесокомбината (стр.1,6) плана приватизации, в том числе значатся, переименованные в настоящее время железнодорожные пути №№ 13 и 15, которые приобретены Князевым В.А. в собственность ДД.ММ.ГГГГ в результате сделки с ЗАО «КЛК» по договору купли-продажи подъездных путей. Тем самым, право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется и на Князева В.А., вследствие чего с администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» подлежат взысканию излишне уплаченные по договору № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ 175625 рублей 08 копеек.
Представитель ответчика Федорова И.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что выкупная цена земельного участка по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ рассчитана правильно на основании статьи 2 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Забайкальского края» и в соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Выкупная цена земельного участка равна пятикратной ставке земельного налога и составила 263437 рублей 60 копеек, которые Князевым В.А. уплачены. Доводы истца о том, что выкупная цена должна была определяться на основании п. 1 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» являются необоснованными. Предусмотренный этим пунктом порядок определения выкупной цены земельных участков применим в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Также он применим и в отношении граждан, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. Земельный кодекс РФ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Железнодорожные подъездные пути № и 15 приобретены Князевым В.А. в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действие п. 1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» на Князева В.А. не распространяется. Кроме того, Князев В.А. подписал договор в редакции, предложенной администрацией, договор вступил в законную силу, право собственности Князева В.А. на земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю. С учётом изложенных доводов, Федорова И.Ю. просила суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика Кузьменко И.М. в судебном заседании просил отказать в иске Князеву В.А. по основаниям, указанным Федоровой И.Ю., позицию которой он полностью поддерживает.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд считает исковые требования Князева В.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Договором купли-продажи №, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» и Князевым В.А. подтверждается факт продажи Князеву В.А. для эксплуатации и обслуживания подъездных путей №№ 13 и 15 земельного участка с кадастровым номером 75:16:200106:101. Право собственности Князева В.А. на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, цена отчуждаемого земельного участка равна пятикратной ставке земельного налога и составляет 263437 рублей 60 копеек. При этом, расчёт цены произведён на основании ставки земельного налога и в соответствии с решением Совета городского поселения «Балягинское» от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Забайкальского края».
Пятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в населённых пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек, а также за пределами границ населённых пунктов, при определении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже лицам, не указанным в статье 1 того же Закона края и являющихся собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, установлен ст. 2 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Забайкальского края».
Статьёй 1 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК предусмотрено, что цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности устанавливается в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости при продаже:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Указанные положения статьи 1 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК соответствуют положениям п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Истец в подтверждение исковых требований о возврате излишне уплаченной цены земельного участка сослался на необходимость императивного применения указанных норм Федерального закона при определении выкупной цены земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности железнодорожные пути №№ 13 и 15, поскольку они отчуждены из государственной собственности в ходе приватизации.
Однако, именно в силу императивности норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», положения п. 1 ст. 2 этого Закона при определении цены земельного участка по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, не применимы, поскольку доказательств того, что Князев В.А. приобрёл земельный участок, будучи индивидуальным предпринимателем, истцом не представлено, в то время, как право собственности Князева В.А. на железнодорожные пути №№ 13 и 15 возникло после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, что подтверждается договором купли-продажи подъездных путей от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствами № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ год о государственной регистрации права собственности Князева В.А. на подъездные пути №№ 13, 15.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Князева Владимира Андреевича к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о взыскании излишне уплаченной по договору купли-продажи земельного участка цены в сумме 175625 рублей 08 копеек отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Петровск-Забайкальский городской суд в течение 10 суток со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: Селюк Д.Н.