Приговор по делу №1-146 в отношении Мамонтова А.М. по ч.3 ст.264 УК РФ



Дело № 1 – 46

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Светлоград

19 апреля 2011 года

Судья Петровского районного суда Ставропольского края

Черноволенко С.И.,

с участием:

государственного обвинителя - старшего помощника прокурора Петровского района - Еременко А.А.,

подсудимого – Мамонтова А.М.,

защитника – адвоката Осиновского Е.Д., представившего удостоверение №263 от 28.04.2008г. и ордер №925922 от 04.04.2011г.,

а также потерпевшего – ФИО1,

представителя потерпевшего ФИО2 - адвоката Полежаева В.В., представившего удостоверение №702 от 22.11.2002г. и ордер №029367 от 21.03.2011г., доверенность от 21 марта 2011 года реестр № --- удостоверенную Голосовой С.В. нотариусом Новоселицкого районного округа Ставропольского края,

при секретаре Дубровиной Э.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Светлограда материалы уголовного дела в отношении

Мамонтова А.М., -.- года рождения, уроженца -.-, гражданина РФ, образование неполное среднее, холостого, военнообязанного, работающего -.-, не судимого, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Мамонтов А.М., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека, при следующих, установленных в судебном заседании обстоятельствах.

*** на -.-, водитель Мамонтов А.М., управляя технически исправным автомобилем марки «-.-», регистрационный знак --- регион, принадлежащим -.-, двигаясь в сторону г.Астрахань, грубо нарушил требование п.п.1.3.,1.5.,10.1.,11.1. Правил дорожного движения РФ, то есть не обеспечил безопасности дорожного движения; не предпринял мер предосторожности; двигался без учета скорости, обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, в результате чего, совершая обгон, не убедился в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения, выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с автомобилем марки -.- регистрационный знак --- регион, двигавшемся во встречном ему направлении в сторону г.Ставрополь под управлением ФИО2 В результате дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля марки -.- регистрационный знак --- ФИО2 получил телесные повреждения в виде тупой сочетанной травмы тела: закрытые переломы нижней трети правового и нижней трети левого бедер, средней трети диафиза левой плечевой кости, вывих левой стопы в голеностопном суставе, ушиб грудной клетки, ушиб живота с повреждением кровеносных сосудов брыжейки тонкого кишечника, разрыв большого сальника, кровоизлияние в брюшную полость (1000 мл крови), ушиблено-рваная рана передней поверхности верхней трети левой голени, множественные ушибы, ссадины тела, травматический шок тяжелой степени, которые образовались в результате действия твердых тупых предметов или при соударении о таковые, которые согласно заключения эксперта №56 от 11.02.2011г. относятся к медицинским критериям квалифицирующих признаков тяжкого вреда здоровью. Пассажир автомобиля -.- регистрационный знак --- регион ФИО3 получил следующие телесные повреждения: тупая сочетанная травма тела, открытая черепно-мозговая травма, тяжелый ушиб головного мозга, перелом основания черепа в средних и задних черепных ямках, субарахноидальное кровоизлияние в обоих полушариях, кровоизлияние в желудочки и стволовой отдел головного мозга, кровоподтеки и ушибленные раны носа, верхней и нижней губы, закрытый перелом 2-го ребра справа между среднеключичной и окологрудинной линиями, кровоизлияния в переднебоковых поверхностях нижних отделов обоих легких, полосовидный кровоподтек с осаднением груди, нижнего отдела слева, верхнего отдела справа, множественные кровоподтеки и ссадиныверхних и нижних конечностей, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов или при соударении о таковые одномоментно или в быстрой последовательности друг за другом, прижизненно (наличие кровоизлияний в области повреждений), которые согласно заключения эксперта --- от ***причинили ФИО3 тяжкий вред здоровью по квалифицирующему признаку опасности для жизни человека с созданием непосредственной угрозы для жизни, которые находятся в прямой причинной связи с его смертью, наступившей *** на месте произошедшего ДТП.

В судебном заседании подсудимый Мамонтов А.М. свою вину в совершении преступления признал полностью и показал, он работает в должности водителя в -.-, с сентября 2010 года. 30.12.2010 года около 19 часов 20 минут, он один выехал из г.Ставрополь в п.Советское Руно на автомобиле он«-.-», который был в технически исправном состоянии. По его полосе движения, в попутном направлении, впереди него двигался грузовой автомобиль марки «КАМАЗ» с тентованным прицепом, он продолжал ехать за ним, со скоростью примерно 80 км/ч. Затем он начал совершать обгон автомобиля КАМАЗ, приблизился к центру проезжей части, и увидел, как во встречном направлении движется автомобиль с тусклым светом одной фары – левой. Он подумал, что расстояние достаточно, для совершения обгона, начал совершать обгон автомобиля КАМАЗ, увеличив скорость до 90-95 км/ч. В ходе обгона, от света фар своего автомобиля он увидел отблески кузова встречного автомобиля, и понял, что не успевает завершить маневр обгона, после чего он принял меры к экстренному торможению, возвратиться на свою полосу движения он не успел и решил уйти на левую обочину, чтобы пропустить встречный автомобиль между собою и КАМАЗом, но встречный автомобиль, также стал приближаться к левому краю проезжей части. В результате произошло столкновение с автомобилем -.-, на встречной для него полосе движения, в котором находились двое парней. Через некоторое время подъехали сотрудники «скорой помощи», которые сообщили, что пассажир автомобиля -.- погиб, а водителя увезли в больницу, его также доставили в МУЗ «Ипатовская ЦРБ» в травматологическое отделение. В результате ДТП он получил телесные повреждения в виде перелома со смещением малой берцовой кости и разрывом связок. Материальный и моральный вред потерпевшим он не возмещал, с потерпевшими не общался помощь, не предлагал, извинения не просил.

Кроме личного признания подсудимым Мамонтовым А.М. своей вины в совершении преступления его вина подтверждается следующими доказательствами:

- показаниями потерпевшего ФИО1, который в судебном заседании показал, что он является отцом погибшего в дорожно-транспортном происшествии ФИО3 Его погибший сын был студентом очного отделения 4 курса аграрного университета г.Ставрополя. 29.12.2010 года Иван приехал из г.Ставрополя домой на новогодние праздники. 30.12.2010 года в послеобеденное время, к его сыну домой приехал друг ФИО2, на автомобиле марки ВАЗ 21110. Его сын с ФИО2 поехали в г.Ипатово, чтобы отвезти кого-то из родственников ФИО4. В 03 часа 00 минут 31.12.2010 года к ним в дом постучала соседка и сообщила, что в Петровском районе на трассе произошло ДТП, в котором погиб его сын. В результате ДТП он потерял своего сына и ему причинен моральный вред и материальный ущерб, размер которого им будет уточнён, в связи с чем он просит не рассматривать гражданский иск к Мамонтову А.М., так как он намерен обратиться в гражданском порядке. Мамонтов А.М. лично к нему с просьбой загладить причиненный моральный и материальный вред не обращался, никакой помощи не оказывал, извинения не просил.

- показаниями потерпевшего ФИО2, оглашенными в судебном заседании в соответствии со ст.281 УПК РФ, из которых следует, что 30.12.2010 года около 17 часов 30 минут он на принадлежащем ему автомобиле марки -.- регистрационный знак --- регион, поехал в г.Благодарный на автовокзал. Вместе с ним поехал его друг ФИО3 Его тётя попросила отвезти их в п.Октябрьский Ипатовского района Ставропольского края, что он и сделал. Около 20 часов 10 минут он выехал из п.Октябрьский в сторону п.Артезианский. ФИО3 находился на переднем пассажирском сиденье, оба они были пристегнуты ремнями безопасности. Автомобиль был в технически исправном состоянии, все приборы, узлы и агрегаты работали. Поскольку было темное время суток, то в автомобиле горел свет фар и при наличии встречного транспортного средства свет фар он заблаговременно переключал с дальнего на ближний. Он двигался по автодороге Астрахань-Ставрополь, со скоростью около 90 км/ч, дорожное покрытие асфальт, сухое, без дефектов, темное время суток, ясная погода без осадков. Он обратил внимание, что во встречном направлении движется автомобиль с включенным ближним светом фар и по габаритам он понял, что это был грузовой автомобиль. В этот момент у него в автомобиле горел ближний свет фар как правой, так и левой фары, поскольку дорожное покрытие перед автомобилем в этот момент хорошо освещалось, фары загрязнены не были. Неожиданно он увидел, как из-за двигавшегося навстречу грузового автомобиля, на его полосу движения выехал легковой автомобиль с включенным светом фар, каким именно дальним или ближним он пояснить не может. При этом расстояние между их автомобилями составляло примерно 40-50 метров. Он понял, что выехавший на его полосу движения легковой автомобиль не успевает завершить обгон грузового автомобиля, поэтому одновременно нажал на педаль тормоза и принял к правому краю проезжей части, не съезжая на обочину. Приняв вправо, он полагал, что встречный автомобиль проедет между его автомобилем и грузовым автомобилем. В результате произошло лобовое столкновение их автомобилей, он на некоторое время потерял сознание. Когда очнулся, то увидел перед собою руль, а также услышал хрипы Кузьмина И.А. Ему сообщили, что Иван погиб. С места ДТП его доставили в МУЗ «Петровская ЦРБ» г.Светлограда, где до 11.01.2011 года он провел в реанимационном отделении, после до 17.01.2011 года в травматологическом отделении МУЗ «Петровская ЦРБ» г.Светлограда, впоследствии находился в травматологическом отделении 4 городской больницы г. Ставрополя, где ему провели ряд операций. В результате ДТП ему причинен физический и моральный вред (л.д.90-91);

- показаниями свидетеля ФИО4, который в судебном заседании показал, что ФИО2 его сын, заочно учится в Сев. Кав. ГТУ г.Ставрополя. У сына в собственности имеется автомобиль марки -.-. 30.12.2010 года сын ФИО2 вместе с ФИО3 на данном автомобиле поехал в г.Благодарный Ставропольского края, но затем принял решение поехать в с.Октябрьское Ипатовского района, чтобы отвезти родственников. Около 23 часов 26 минут ему сообщили, что сын попал в ДТП, находится в больнице, а ФИО3 погиб на месте. Он сразу же с братом приехали в МУЗ «Петровская ЦРБ» г.Светлограда, где в приемном покое сообщили, что его сын находится в операционной. После чего, он супругу оставил в больнице и с братом поехали на место ДТП, где на 484 км автодороги Астрахань-Ставрополь, автомобилей, участвовавших в ДТП уже не было, но было видно по осколкам и по разлитому маслу, что столкновение автомобилей произошло на проезжей части, на полосе движения его сына. Что касается автомобиля, принадлежащего его сыну, то он был в технически исправном состоянии и прошел техосмотр примерно 2-3 недели назад. Все световые приборы горели и были в норме. Кроме того он показал, что Мамонтов А.М. не приезжал к его сыну, не интересовался состоянием здоровья его сына, не просил прощение за случившееся, не предлагал помощь.

Вина подсудимого также подтверждается

- рапортом следователя СО при ОВД по Петровскому району Гринякиной В.А. об обнаружении признаков преступления от 31.12.2010 года, из которого следует, что 30.12.2010 года около 20 часов 40 минут на 484 км. + 781,65 м автодороги Астрахань - Ставрополь, водитель Мамонтов А.М., управляя автомобилем марки «-.-», регистрационный знак --- регион, принадлежащимООО «Бугуруслан» Агро №1, двигаясь в сторону г.Астрахань, выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с автомобилем марки -.- регистрационный знак --- регион, двигавшийся в сторону г.Ставрополь, под управлением ФИО2 В результате дорожно-транспортного происшествия водитель Мамонтов А.М. получил телесные повреждения и госпитализирован в МУЗ «Ипатовская ЦРБ» г.Ипатово. Водитель ФИО2 получил телесные повреждения и госпитализирован в МУЗ «Петровская ЦРБ» г.Светлограда. Пассажир автомобиля марки -.- регистрационный знак --- регион ФИО3 от полученных телесных повреждений скончался на месте ДТП. В действиях водителя Мамонтова А.М. усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ ( л.д. 4);

- протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия от 30 декабря 2010 года и схемой к данному протоколу, согласно которым место ДТП расположено 484 км + 781,65 м автодороги Астрахань-Ставрополь. На месте происшествия расположены транспортные средства: автомобиль марки «-.-», регистрационный знак --- регион, расположен на левой полосе движения по направлению передней частью автомобиля в сторону г.Астрахань. Ось переднего правого колеса расположена на линии, обозначающей край проезжей части. Расстояние от оси заднего левого и правого колес до правого края проезжей части составляет 7,25 м и 6,75 м соответственно. Автомобиль марки -.- регистрационный знак --- регион расположен на левой обочине по направлению в сторону г.Астрахань, передней частью автомобиль направлен в сторону г. Ставрополь. От оси левых переднего и заднего колес до края проезжей части расстояние составило 1,3 м и 2,55 м соответственно. Автомобили передними частями находятся в непосредственной близости друг от друга на расстоянии 2,2 м от осей передних колес автомобилей. Место столкновения расположено на расстоянии 1,65 м от правого края проезжей части по направлению движения в сторону г.Астрахань на встречной полосе движения автомобиля марки «-.-», регистрационный знак --- регион. Следы торможения отсутствуют. (л.д. 5-10 );

- протоколом осмотра предметов от *** и фототаблицы к нему, из которых следует, что автомобиль марки «-.-», регистрационный знак --- регион и автомобиль марки -.- регистрационный знак --- регион, осмотрены, установлены сложная деформация передней части кузова автомобиля, разбито переднее лобовое стекло, разбиты и отсутствуют блок-фары, указатели поворотов, передний бампер, решетка радиатора, передние правое и левое крылья, деформирована крышка капота. В рулевом колесе находится сработавшая подушка безопасности. Задняя левая пассажирская дверь немного смещена и не закрывается. Переднее левое колесо имеет повреждение в виде разрыва покрышки. Автомобиль марки -.- регистрационный знак --- регион имеет сложную деформацию передней части кузова автомобиля, разбито переднее лобовое стекло, переднее левое боковое стекло, отсутствуют передние блок-фары, указатели поворотов, передний бампер, решетка радиатора, передние правое и левое крылья, деформирована крышка капота, передняя левая дверь, крыша кузова автомобиля, передняя левая стойка, средняя стойка верхней части срезана, задняя левая дверь смещена и находится в открытом состоянии. Передняя правая пассажирская дверь смещена с креплений и находится в полузакрытом состоянии. Детали и механизмы, расположенные в передней части под капотом автомобиля повреждены при ДТП. В салоне автомобиля рулевое колесо деформировано и приподнято вверх, передняя панель деформирована. Переднее левое колесо деформировано, покрышка колеса в верхней части прижата к ободу диска, давление воздуха в шине данном колесе отсутствует. ( л.д. 60-65);

- заключением эксперта №56 от 11.02.2011 года, согласно которого у ФИО2 обнаружены следующие повреждения: тупая сочетанная травма тела: закрытые переломы нижней трети правого и нижней трети левого бедер, средней трети диафиза левой плечевой кости, вывих левой стопы, в голеностопном суставе, ушиб грудной клетки, ушиб живота с повреждением кровеносных сосудов брыжейки тонкого кишечника, разрыв большого сальника, кровоизлияние в брюшную полость (1000 мл крови), ушиблено-рваная рана передней поверхности верхней трети левой голени, множественные ушибы, ссадины тела, травматический шок тяжелой степени, которые образовались в результате действия твердых тупых предметов или при соударении о таковые (пострадавший находился за рулевым управлением, в движущемся легковом автомобиле в момент ДТП). Вышеописанная тупая сочетанная травма тела относится к медицинским критериям квалифицирующих признаков тяжкого вреда здоровью (л.д.114-116 );

- заключением эксперта №31/05 от 10.02.2011 года, согласно которого при исследовании трупа ФИО3 обнаружены следующие телесные повреждения: тупая сочетанная травма тела, открытая черепно-мозговая травма, тяжелый ушиб головного мозга, перелом основания черепа в средних и задних черепных ямках, субарахноидальное кровоизлияние в обоих полушариях, кровоизлияние в желудочки и стволовой отдел головного мозга, кровоподтеки и ушибленные раны носа, верхней и нижней губы, закрытый перелом 2-го ребра справа, между средне-ключичной и окологрудинной линиями, кровоизлияния в передне-боковых поверхностях нижних отделов обоих легких, полосовидный кровоподтек с осаднением груди, нижнего отдела слева, верхнего отдела справа, множественные кровоподтеки и ссадины верхних и нижних конечностей, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов или при соударении о таковые одномоментно или в быстрой последовательности друг за другом, прижизненно (наличие кровоизлияний в области повреждений), которые ФИО3 причинили тяжкий вред здоровью по квалифицирующему признаку опасности для жизни человека с созданием непосредственной угрозы для жизни, которые находятся в прямой причинной связи с его смертью. Локализация телесных повреждений (в области головы, груди, конечностей), где местом первоначального воздействия явилась передняя поверхность головы. При этом пострадавший находился на месте пассажира автотранспортного средства, на переднем сидении справа, на что указывает полосовидный кровоподтек с осаднением, локализующийся от правой поверхности груди вверху идущий косо в нижний отдел груди слева, который причинен действием ремня безопасности. Смерть ФИО3 наступила в результате тяжкого повреждения головы, сопровождавшегося переломами костей черепа, кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга (л.д.102-106).

Оценивая исследованные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, а в целом достаточности для разрешения дела, суд считает, что они в совокупности подтверждают вину Мамонтова А.М. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ.

Суд считает, что в деяниях подсудимого Мамонтова А.М. есть состав преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, то есть нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При назначении наказания подсудимому Мамонтову А.М. суд учитывает степень и характер общественной опасности совершенного подсудимым преступления, обстоятельства дела, тяжесть совершенного преступления относящегося к категории преступлений средней тяжести по неосторожности, личность подсудимого, характеризующегося по месту жительства и работы положительно, ранее не судимого, отсутствие смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

С учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, мнения потерпевших, просивших назначить наказание виде лишения свободы, а также в целях справедливости, суд считает возможным исправление Мамонтова А.М. лишь в условиях изоляции от общества - в колонии - поселении.

Доводы защитника Полежаева В.В. - представителя потерпевшего ФИО2 просившего назначить Мамонтову А.М. наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии общего режима, суд отклоняет и считает, что Мамонтов А.М. должен отбывать наказание в колонии-поселении.

В соответствии с ч.1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы назначается лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного, суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.

Суд полагает, что оснований для отступления от общих правил и назначения подсудимому Мамонтову А.М. вида исправительного учреждения - колонии общего режима не имеется, поскольку он ранее к уголовной ответственности не привлекался, совершил преступление средней тяжести по неосторожности.

Кроме того, суд полагает лишить Мамонтова А.М. права управления транспортными средствами сроком на три года.

Обсудив вопрос о разрешении заявленных гражданских исков, учитывая мнение потерпевшего ФИО1 и представителя потерпевшего Полежаева В.В., которые отказались от рассмотрения гражданских исков о возмещении морального вреда и материального ущерба причиненного в результате ДТП, по причинам отсутствия в материалах дела необходимых для решения этого вопроса документов, с учётом их намерений уточнить свои требования о размерах гражданского иска, что требует отложения дела, а также их намерений обращения с данными исками в порядке гражданского судопроизводства, суд принимает решение о передаче вопроса о размерах гражданского иска ФИО1 и ФИО2 на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, разъяснив им право на обращение с исковыми требованиями к Мамонтову А.М. в порядке гражданского судопроизводства.

Руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Мамонтова А.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет 6( шести ) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии – поселении, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года.

Мамонтову А.М. надлежит самостоятельно следовать к месту отбытия наказания за счет государства, в порядке, предусмотренном частями 1 и 2 ст.75.1 УИК РФ.

Копию приговора, направить в территориальный орган ФСИН России по Ставропольскому краю для направления осужденного к месту отбывания наказания в соответствии со ст.75.1 УИК РФ.

Срок наказания Мамонтову А.М. исчислять с момента его прибытия в колонию - поселение, засчитав в отбытый срок время следования осужденного к месту отбывания наказания.

Признать за гражданскими истцами ФИО1 и ФИО2 право на удовлетворение гражданских исков к Мамонтову А.М, передав решение вопроса о размере возмещения гражданских исков для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства – автомобили марки «-.-», регистрационный знак --- регион и марки -.- регистрационный знак --- регион передать законным владельцам.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу Мамонтову А.М. оставить без изменения - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья

С.И. Черноволенко