Дело № 2-713
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Светлоград
03 ноября 2010 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ульянова А.И.,
при секретаре - Чемеркиной М.А.,
с участием истицы – Казакевич Л.И.,
адвоката Ахвердян А.А., представившего удостоверение №26/51 и ордер №61880 от 03.11. 2010 года,
представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края – Чернышевой Т.В., действующей по постоянной доверенности №03-11/01 от 12.01.2010 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакевич Л.И. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Казакевич Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району (далее Управление ПФР) --- от *** об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать Управление ПФР включить в специальный стаж периоды работы с *** по *** в должности старшей пионервожатой в Светлоградской восьмилетней школе ---, с *** по *** в должности старшей пионервожатой в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в должности старшей пионервожатой в Светлоградском центре подростков и с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних, время нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по ***, а также обязать Управление назначить ей досрочную пенсию по старости, как лицу не менее 25-ти лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, с выплатой пенсии со дня подачи заявления - ***. Исковые требования обосновывает следующими обстоятельствами.
Ее педагогическая деятельность началась с ***, приказом --- от *** она была назначена на должность старшей пионервожатой в восьмилетнюю школу --- г.Светлограда, в которой проработала до ***. Приказом --- от *** она была переведена старшей пионервожатой в среднюю школу --- г.Светлограда Петровского района Ставропольского края, где проработала по ***. Приказом --- от *** она была переведена старшей пионервожатой средней школы --- Светлоградского Центра подростков, с выплатой заработной платы средней школой ---, как пионервожатой этого учебного заведения. Заявление о переводе пионервожатой в центр подростков она не писала, в соответствии с трудовым законодательством приказ о ее увольнении с должности старшей пионервожатой средней школы ---, издан не был. В связи с чем, приказ --- от *** по ее мнению, является необоснованным с точки зрения трудового законодательства. Если бы её перевод был соблюден трудовым законодательством, то заработную плату она бы не получала, как пионервожатая средней школы ---, а поскольку она не была уволена с этой должности, то зарплату получала из указанного учебного заведения. В связи с Указом Президиума Российской Федерации от *** ---, приказом от *** была произведена передача функций управления имуществом и штатов Светлоградского Центра подростков в Светлоградский социально -реабилитационный Центр несовершеннолетних, где она проработала в должности социального педагога с *** по ***, согласно приказов --- от *** и --- от ***. *** приказом --- от *** она была принята на работу в среднюю школу --- г. Светлограда учителем математики, где проработала до ***, а затем приказом --- л/с от *** переведена на должность преподавателя в «Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж», где и работает по настоящее время. С *** по *** и с *** по *** она находилась на курсах повышения квалификации сроком 14 и 24 дня. Характер и специфика выполняемой ею работы, функциональные обязанности по занимаемым должностям, с учетом целей и задач, связаны с воспитанием и обучением детей. На *** общий педагогический стаж у нее составлял 25 лет 2 месяца 13 дней. На основании п.п.19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от *** ----Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, на основании постановления Конституционного суда РФ ----П от ***, если работником выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсии, *** она обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и представила все соответствующие документы, так как у нее выработано не менее 2/3 стажа, что составляет 16 лет 8 месяцев 13 дней, при требуем льготном стаже 16 лет 8 месяцев.
Однако *** Управлением ПФР вынесено решение об отказе в назначении пенсии за ---. Отказ мотивирован тем, что согласно указанной норме Федерального закона от *** ---, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, имеющие стаж работы не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от *** ----П Управлением ПФР установлено, что на день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - ***, стаж её работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет якобы 16 лет 6 месяцев 1 день. Периоды работы в должности старшей пионервожатой в Светлоградской восьмилетней школе --- с *** по ***, с *** по *** (с *** по *** отпуск без сохранения заработной платы) в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском Центре подростков, что в совокупности составляет 3209 дней или 8 лет 9 месяцев 19 дней, не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от *** --- (далее Список ---). Период работы с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних, составляющий 51 день стажа, также не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность и учреждение не предусмотрены Списком ---.
Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***, с *** по ***, на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, составляющих 24 дня стажа, не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от *** ---, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, и не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ период нахождения на курсах повышения квалификации и отпусков без сохранения заработной платы. Поэтому, согласно указанному решению Управления ПФР стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и составляет 16 лет 6 месяцев 1 день. Фактически, на момент подачи заявления, Управлением ПФР не учтен её совокупный стаж в 9 лет 1 месяц 22 дня.
Истица полагает, что решение Управления ПФР незаконно и необоснованно, так как на момент работы в должности старшей пионервожатой в Светлоградской восьмилетней школе --- и средней школе --- г.Светлограда, до *** действовало Постановление правительства СССР от *** --- и постановление Совмина РСФСР от *** ---. Согласно п. 2 указанного Постановления правительства СССР, работа в должности штатных пионервожатых входит в льготное летоисчисление для назначения досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику. Статья 55 Конституции РФ не допускает применение более поздних нормативных актов, умаляющих права и достоинства гражданина. Позиция Конституционного суда, выраженная в Определении от *** ----П такова, что в льготный стаж включается период работы «пионервожатой», при условии, что на момент подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, должно быть выработано не менее 2/3 стажа требуемого для назначении пенсии. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от *** в обзоре «Законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года» предусмотрено, что работа пионервожатой относится к педагогической деятельности и включается в льготный стаж, при условии соблюдения механизма его зачета - работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа требуемого для назначении пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от *** ---, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включается в стаж работы по специальности. Но пенсионный фонд по Петровскому району искусственно, преднамеренно исключил из её стажа указанные выше периоды моей работы «пионервожатой», работу в должности социального педагога, а также время пребывания на курсах повышения квалификации. С *** вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от *** --- «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и согласно п.3 которого, в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитываются периоды работы до *** в соответствии со списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от *** ---. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от *** работникам, занимающие названные должности, их работа после *** не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Ее же периоды работы «пионервожатой» имели место до ***, в силу чего работа пионервожатой должна быть включена в льготный педагогический стаж. Полагает, что в этом случае ссылка пенсионного фонда, на постановление Совета Министров РСФСР от *** ---, несостоятельна.
К Федеральному закону « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правительством Российской Федерации, было принято Постановление --- от *** и утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В этом списке указан социальный педагог, в учреждении «Отклонениями в развитии». Ее работа в должности социального педагога в «Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», была связана именно с контингентом таких детей. Согласно Постановления правительства РФ --- от *** (***) утверждены «Правила подсчета и подтверждение страхового стажа для установления трудовых пенсий». Согласно п.6 указанных правил - основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Такая трудовая книжка у нее имеется со всеми записями о ее трудовой деятельности, и требования пенсионного фонда о дополнительном предоставлении справок в подтверждение трудовой деятельности, явно надуманы и необоснованны. В соответствии с совместными письмами от *** ----ЮЛ Министерства труда и социального развития Российской Федерации и № ЛЧ-06-27/9704 Пенсионного фонда Российской Федерации «По вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке» определен порядок организации работы по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности. Поэтому пенсионный фонд, обязан был руководствоваться этими рекомендациями, в части отсутствия моей зарплаты в центре подростков. Все эти правовые документы имеются в пенсионом фонде по Петровскому району, однако, пенсионный фонд руководствовался лишь только постановлением Совмина РСФСР --- от ***. Должностные обязанности социального педагога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних схожи с должностными обязанностями воспитателя - должность, которая предусмотрена списком. Полагает, что пенсионный фонд необоснованно исключил из специального педагогического стажа, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с *** по 11. 02.2003 года и с *** по ***, составляющих в сумме 24 дня. Пункт 5 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ --- от *** не предусматривает не подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения в учебных отпусках (на курсах повышения квалификации).
Поэтому, без учета отпуска без сохранения её заработка, на период подачи заявления ***, ее специальный педагогический стаж составляет 25 лет 2 месяца 13 дней, тогда как право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно «Приложения ---» перечня учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж и работников образования к «Письму» Министерства образования и науки РФ» от *** «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» в него входит должность «старшего вожатого (пионервожатого)». Согласно приложения --- Инструкции « О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от *** --- закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, что имело место и с ней. Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) средняя заработная плата. Периоды нахождения в учебных отпусках, которые путём подсчета составляют 24 дня, были предоставлены ей для повышения квалификации. Она заочно училась в высшем учебном педагогическом заведении, которое окончила, что подтверждается соответствующим дипломом о высшем образовании. Поэтому периоды нахождения в учебных отпусках являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации. В силу чего, она считает, что периоды нахождения в учебных отпусках, которые были связаны с повышения её квалификации, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и у Управления не было оснований не включать ей периоды работы - нахождения в учебных отпусках в стаж на досрочную пенсию.
В судебном заседании Казакевич Л.И. и её представитель настаивали на исковых требованиях и просили удовлетворить исковое заявление.
Ответчик исковые требования не признал и представитель Чернышева Т.В. в судебном заседании просила отказать Казакевич Л.И. в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.19 пункта 1 ст.27 федерального закона от *** ----Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии, то есть ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии Казакевич Л.И. по состоянию на *** - на день подачи заявления о назначении пенсии, составляет лишь 16 лет 6 месяцев 12 дней.
Управление ПФР исходило из того, что не всякая педагогическая деятельность в учреждениях для детей может быть включена в специальный стаж для назначения пенсии по пп.19 пункта 1 ст.27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, то есть Закон делегировал Правительству Российской Федерации право принимать по существу определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения. Именно Правительство Российской Федерации решает, следует ли отнести ту или иную «педагогическую должность» к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, а также вправе предусмотреть ряд обязательных условий, без наличия которых даже работа на требуемой должности или в учреждении не дают права на досрочное назначение трудовой пенсии. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования законодательства для ПФР и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Фонду не предоставлено.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---. Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---. Согласно указанным нормативным актам, право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в конкретных должностях и в определенных учреждениях.
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ***, не предусматривает должности пионервожатой в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. В Правилах, утвержденных названным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов работы в должности пионервожатой. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от *** ---, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от *** ---, и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---, не упоминают должности пионервожатой. Положения постановления Совета Министров РСФСР от *** --- и постановления Правительства Российской Федерации от *** --- также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Периоды работы в качестве штатных пионервожатых в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от *** ---, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4). Лица, работавшие в качестве штатных пионервожатых в центрах подростков, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от *** ---. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от *** ---, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления с ***.
Данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, например, в Определении от *** ---, в Определении от *** ----О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от *** --- в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.
Поэтому периоды работы Казакевич Л.И. с *** по *** в Светлоградский восьмилетней школе ---, с *** по *** в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском центре подростков в должности старшей пионервожатой, обоснованно исключены Управлением ПФР из подсчета специального стажа заявительницы.
Период работы истицы с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность и учреждение не предусмотрены Списком ---.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---. В соответствии с пунктами 4 и 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются календарно периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются следующие периоды, когда работа по специальности не осуществлялась: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Однако, период нахождения на курсах повышения квалификации в данном пункте не указан. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Поэтому период, в течение которого заявительница находилась на курсах повышения квалификации, с *** по *** обоснованно исключен Управлением ПФР из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Учитывая, что для включения в специальный стаж истцы периодов, в течение которых она находилась на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, периодов работы в должности старшей пионервожатой с *** по *** в Светлоградский восьмилетней школе ---, с *** по *** в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском Центре подростков и периода работы с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, не имеется законных оснований, соответственно решение Управления ПФР от *** --- об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
*** Казакевич Л.И. обратилась в Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением --- от *** истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в учреждениях для детей.
Согласно подпункта 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от *** ----Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии, то есть ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Управление установило, что на момент обращения специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии у Казакевич Л.И. составляет лишь 16 лет 6 месяцев 12 дней. При этом, в подсчёт специального стажа на соответствующих видах работ не включены периоды работы истицы с *** по *** в Светлоградский восьмилетней школе ---, с *** по *** в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском Центре подростков в должности старшей пионервожатой, с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по ***.
Размер специального стажа Казакевич Л.И. в 16 лет 6 месяцев 12 дней стороны не оспаривают, он нашел свое подтверждение в судебном заседании, поэтому, суд признает его установленным и доказанным.
В то же время, суд считает, что Управлением незаконно исключен из специального стажа период работы истицы с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних по следующим основаниям.
Как следует из справки государственного учреждения социальной защиты населения «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (л.д.21), Казакевич Л.И. работала в указанном учреждении в должности социального педагога с *** по ***. Периодов, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, нет. Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних переименован в государственное учреждение социальной защиты населения «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» согласно Постановления Главы администрации Петровского района Ставропольского края от *** ---.
В Постановлении Правительства РФ от *** --- (в ред. от ***) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в наименовании должностей указан социальный педагог, а в наименовании учреждений социального обслуживания указан социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Поэтому, доводы ответчика о том, что период работы истицы с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность и учреждение не предусмотрены Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от *** N 463, суд считает несостоятельными.
Подлежит включению в специальный стаж и период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по ***, так как согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сам факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по *** сторонами не оспаривается, подтверждается трудовой книжкой, в соответствии с которой в указанные периоды Казакевич Л.И. работала учителем математики в средней школе --- и мастером производственного обучения Светлоградского регионального сельскохозяйственного колледжа, а поэтому, судом не может быть принята во внимание ссылка ответчика на пункты 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 года --- в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются календарно периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются следующие периоды, когда работа по специальности не осуществлялась: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Доводы истицы в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по *** в количестве 25 дней периода работы социальным педагогом в количестве 51 дня при установленном специальном стаже 16 лет 6 месяцев 12 дней, позволяют истице достичь необходимого специального стажа в 16 лет 8 месяцев, суд пришел к выводу о необходимости включения в общий трудовой стаж Казакевич Л.И. периодов её работы в должности старшей пионервожатой с *** по *** в Светлоградский восьмилетней школе ---, с *** по *** ( за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***) в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском центре подростков в должности старшей пионервожатой средней школы --- г.Светлограда, по следующему основанию.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального законом от *** "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ***, должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до *** нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от *** "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от *** ---, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п.4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01. 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что периоды работы Казакевич Л.И. в должности старшей пионервожатой с *** по *** в Светлоградский восьмилетней школе ---, с *** по *** ( за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***) в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском центре подростков в должности старшей пионервожатой средней школы --- г.Светлограда, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как условие соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, соблюдено.
Суд также принимает во внимание, что Казакевич Л.И. в период с *** по *** продолжала работать в должности старшей пионервожатой средней школы --- г.Светлограда, выполняя свои обязанности в Светлоградском центре подростков. Приказа об увольнении её в порядке перевода в Светлоградский центр подростков --- от ***, указанного в трудовой книжке, фактически не имеется и не издавалось, что подтверждается архивными данными и сообщением отдела образования администрации Петровского района от *** ---.
Кроме того, в лицевых счетах средней школы --- за 1991 г. имеется выписка из приказа по средней школе --- от *** ---, согласно которому Казакевич Л.И. был предоставлен отпуск по уходу ребёнком до 3 лет с *** по ***. Согласно лицевых счетов за 1991, 1992 г.г. по Светлоградскому центру подростков Казакевич Л.И. состояла в должности старшей пионервожатой средней школы ---, о чём свидетельствуют и выписки из приказов по Светлоградскому центру подростков от *** --- и от *** ---. Выписка из приказа --- от *** также свидетельствует, что Казакевич Л.И. по *** работала в должности старшей пионервожатой средней школы --- г.Светлограда, так как только с *** она была переведена зав.подростковым клубом согласно штатному расписанию Центра подростков. По мнению суда Казакевич Л.И. не может нести ответственность за ненадлежащее оформление должностными лицами учреждений, где она работала, приказов о её переводах и увольнении.
С учетом необоснованно исключенных из стажа периодов работы стаж педагогической деятельности Казакевич Л.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет более 25 лет, в связи с этим отказ в досрочном назначении истице пенсии незаконен и требования Казакевич Л.И. следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** об отказе Казакевич Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края включить в специальный стаж периоды работы Казакевич Л.И. в должности старшей пионервожатой с *** по *** в Светлоградский восьмилетней школе ---, с *** по ***( за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***) в средней школе --- г.Светлограда, с *** по *** в Светлоградском центре подростков в должности старшей пионервожатой средней школы --- г.Светлограда, с *** по *** в должности социального педагога в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по *** и назначить Казакевич Л.И. пенсию с момента подачи заявления в Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края - с ***.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Петровского районного суда
А.И. Ульянов