решение о признании незаконым отказа в назначении трудовой пенсии



Дело №2–764

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года

г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,

с участием: истца Георгиева Н.С.;

представителя ответчика – Чернышевой Т.В.

при секретаре Харченко Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гергиева Н.С. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

У С Т А Н О В И Л:

Георгиев Н.С. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от *** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что *** он обратился в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по староста в соответствии с подпунктом 20, пункта 1, статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как он проработал в этих учреждениях более 30 лет.

Решением начальника Управления ПФР за --- от *** ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в виду отсутствия требуемого стажа работы в учреждениях здравоохранения.

С указанным Решением начальника Управления ПФР он не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

Согласно указанного Решения начальника Управления ПФР, в его специальный стаж не были включены следующие периоды его работы :

-с *** по *** и с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за № 464, данные должности не предусмотрены.

Он считает, что указанный период его работы не включен в его специальный стаж незаконно. Весь этот период работы в качестве заведующего терапевтическим отделением - - - центральной районной больницы, он помимо осуществления руководства отделением, осуществлял врачебную деятельность врача- терапевта, так как должность заведующего отделением не была освобожденной. Данные обстоятельства будут подтверждены в судебном заседании историями болезни, амбулаторными картами больных, которых он лечил, а также показаниями свидетелей.

- с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - территориальном медицинском объединении, так как Списком --- данная должность, учреждение и структурное подразделение не предусмотрены.

Он считает, что указанный период его работы также не включен в его специальный стаж незаконно. Он в указанный период работы помимо осуществления руководства отделением, осуществлял врачебную деятельность врача- терапевта, так как должность заведующего отделением не была освобожденной. Данные обстоятельства будут подтверждены в судебном заседании историями болезни, амбулаторными картами больных, которых он лечил, а также показаниями свидетелей.

Кроме того, - - - территориальное медицинское объединение было создано на базе - - - центральной районной больницы. Все функции больницы у объединения остались прежними, поменялось только название. Основная функция - - - ТМО была связана с лечебной деятельностью по охране здоровья населения и - - - ТМО являлось по существу единственным учреждением здравоохранения на территории ....

- с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением - врача терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, так как Списком № 464 данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены.

Он считает, что указанный период его работы не включен в его специальный стаж также незаконно. - - - территориальное медицинское объединение было создано на базе - - - центральной районной больницы. Все функции больницы у объединения остались прежними, поменялось только название. Основная функция - - - ТМО была связана с лечебной деятельностью по охране здоровья населения и - - - ТМО являлось по существу единственным учреждением здравоохранения на территории ....

- с *** по *** в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, так как данное учреждение не предусмотрено разделом наименование учреждений Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за № 1066.

Он считает, что указанный период его работы также не включен в его специальный стаж незаконно. В указанный период работы он, помимо осуществления руководства отделением, осуществлял врачебную деятельность врача- терапевта, так как должность заведующего отделением не была освобожденной. Данные обстоятельства будут подтверждены в судебном заседании историями болезни, амбулаторными картами больных, которых он лечил, а также показаниями свидетелей.

Кроме того, - - - территориальное медицинское объединение было создано на базе - - - центральной районной больницы. Все функции больницы у объединения остались прежними, поменялось только название. Основная функция - - - ТМО была связана с лечебной деятельностью по охране здоровья населения и - - - ТМО являлось по существу единственным учреждением здравоохранения на территории ....

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации: *** не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 в стаж на соответствующих видах работ кроме периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и не предусмотрено включению в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Он считает, что ГУ- Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края указанные периоды его работы не учтены в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, незаконно.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Указанная позиция Верховного Суда РФ изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» от 07.06.2006г., 14.06.2006г.

Он считает, что периоды его нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

По его мнению, его стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на *** составит:

-с *** по *** года - 2 года 3 месяца 13 дней

-с *** по ***-5 лет 4 месяца

-с *** по ***- 1 год

-с *** по *** - 8 лет 10 месяцев

-с *** по ***- 6 месяцев 23 дня

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: - с *** - 8 месяцев 10 дней.

А всего он считает в специальный стаж незаконно не включен период работы - 18 лет 6 дней.

Таким образом, его специальный стаж на день подачи заявления в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края - *** составляет: - - - (которые были подсчитаны Управлением ПФР ) + - - - (которые не включены в специальный стаж) = 30 лет 3 месяца 6 дней.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, если они проработали в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Он считает, что его специальный стаж в учреждениях здравоохранения на *** составил 30 лет 3 месяца 6 дней, что дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании Георгиев Н.С. настаивал на удовлетворении исковых требований и просил суд признать незаконным отказ ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК --- от *** о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ№ 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК включить ему в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости – с *** по *** и с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице, - с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - территориальном медицинском объединении, - с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением – врача терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном отделении, с *** по *** в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, а также включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ***, с назначением и выплатой пенсии с момента подачи заявления – ***.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК по доверенности Чернышева Т.В. исковые требования не признала и просила суд отказать Георгиеву Н.С. в удовлетворении иска, мотивируя свои доводы тем, что периоды работы истца с *** по *** и с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за № 464, данные должности не предусмотрены.

Периоды работы с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в Петровском территориальном медицинском объединении, так как Списком №464 данная должность, учреждение и структурное подразделение не предусмотрены.

Периоды работы истца с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением - врача терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как Списком № 464 данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены.

Периоды работы с *** по *** в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении в стаж на соответствующих видах работ не засчитывается, так как данное учреждение не предусмотрено разделом наименование учреждений Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за № 1066.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с *** не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 в стаж на соответствующих видах работ кроме периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и не предусмотрено включению в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Георгиев Н.С. обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ***.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** Георгиеву Н.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого стажа работы в учреждениях здравоохранения, в связи не включением в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии, следующих периодов работы: - с *** по *** и с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице; - с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - территориальном медицинском объединении; - с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением - врача терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении; - с *** по *** в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, а также не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ***

Согласно п.п. 20, п.1, ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, если они проработали в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Согласно записям в трудовой книжке Георгиева Н.С., ***, приказ ---, он назначен на должность и.о. зав. терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице, ***, приказ ---, уволен по собственному желанию, *** принят на должность врача-ординатора в - - - районной больнице и ***, приказ ---, переведен на должность заведующего терапевтического отделения. Также в трудовой книжке имеется запись от ***, приказ --- от ***, о том, что ... больница переименована в - - - ТМО на основании приказа управления здравоохранения --- от *** «О переводе учреждений здравоохранения на новый хозяйственный механизм».

Свидетель --- в судебном заседании показала, что она работает в - - - центральной районной больнице в должности зам. главного врача по медицинской части. Она знает, что с - - - года до - - - года Георгиев Н.С. работал в должности заведующего терапевтического отделения в - - - районной больницы. Работая в должности заведующего отделения Георгиев Н.С. также выполнял функции и обязанности врача-терапевта, у него было две палаты с больными, которых он лечил как врач-терапевт. Также она как зам главного врача утверждала графики дежурств. Согласно данных графиков Георгиев Н.С. дежурил в ночные смены как врач-терапевта. В случае ухода кого-либо из врачей терапевтического отделения в отпуск, Георгиев Н.С. выполнял функции отсутствующего врача-терапевта на период нахождения в отпуске другого врача. Кроме того Георгиев Н.С. вел прием больных, делал обходы больных, т.е. ежедневно выполнял врачебные функции как обычный врач, также вел консультации в других отделениях, выезжал в участковые больницы района, и выполнял обязанности заведующего терапевтическим отделением и врача-терапевта согласно должностной инструкции.

Согласно справке - - - центральная районная больница» от *** за --- медицинские карты стационарных больных с - - - года по - - - год администрация - - - ЦРБ» не имеет возможности предоставить по причине порыва отопительной системы в архиве. Медицинские карты стационарных больных хранятся в архиве 25 лет.

В судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что Георгиев Н.С. в периоды с *** по *** и с *** по ***, работая в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице осуществлял лечение конкретных больных, что подтверждается медицинскими картами стационарных больных --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***, --- за --- от ***

Кроме того, в Списке должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 в графе «наименование должностей» указаны врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, а в графе «наименование учреждений» указаны больницы всех наименований.

При таких обстоятельствах в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91 г. №464, работа в указанных должностях подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Это не противоречит и Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и шесть месяцев.

Суд считает доводы представителя ответчика о том, что периоды работы Георгиева Н.С. с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - территориальном медицинском объединении, периоды работы истца с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением - врача терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как Списком № 464 данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены, а также периоды работы с *** по *** в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении в стаж на соответствующих видах работ не засчитывается, так как данное учреждение не предусмотрено разделом наименование учреждений Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за № 1066, являются необоснованными по следующим основаниям.

Согласно устава Государственного учреждения «- - - территориальное медицинское объединение», утвержденного приказом --- от *** Министерства здравоохранения Ставропольского края ГУ «- - - территориальное медицинское объединение» учреждено в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края --- от ***, распоряжение комитета по управлению государственным имуществом - - - районной государственной администрации --- от *** и приказом Министерства здравоохранения правительства Ставропольского края --- от ***

В п. 7 Устава ГУ «- - - территориальное медицинское объединение» указано что: «целью создания учреждения является сохранение здоровья населения - - - района путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. На ПТМО возложены функции органа управления здравоохранения - - - района и города - - - ».

В п. 8 Устава ГУ «- - - территориальное медицинское объединение» указано что: «предметом деятельности Учреждения является оказание лечебно-диагностической помощи лицам, направленных страховыми организациями, учреждениями, обратившимся самостоятельно по следующим специальностям: - терапия общая, хирургия общая, травматология, акушерство и гинекология, педиатрия общая, инфекционные заболевания взрослые и детские» и т.д.

Согласно должностной инструкции заведующего терапевтическим отделением, утвержденной главным врачом ТМО ***, заведующий терапевтическим отделением осуществляет руководство работой медицинского персонала, всей диагностической, лечебно-профилактической и административно-хозяйственной работой вверенного ему отделения.

На должность заведующего терапевтическим отделением назначается квалифицированный врач, имеющий практический стаж работы по данной специальности не менее 3-х лет, а также теоретические знания в пределах требований 1-й или высшей категории по аттестации врачей-специалистов и обладающий организаторскими способностями. Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению заместителя главного врача по медицинской части в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется главному врачу больницы, его заместителю по медицинской части. В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.

Также согласно указанной должностной инструкции, заведующий терапевтическим отделением имеет обязанности: организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных в отделении на уровне современных достижений медицинской науки и практики: распределяет больных между врачами отделения, сам ведет положенное количество больных; дежурит по больнице и в приемном отделении согласно графику, утвержденному заместителем главного врача больницы по мед. части; осуществляет систематический контроль за работой ординаторов отделения, в том числе за правильностью поставленных диагнозов, качеством проводимого лечения; анализирует показатели деятельности отделения за квартал и за год, составляет план работы отделения на следующий год; проводит ежедневные обходы больных совместно с врачами-ординаторами и ст. медсестрой; осматривает вновь поступивших больных, а также больных, находящихся в тяжелом состоянии; осуществляет экстренную и плановую госпитализацию больных в отделение, контролирует наличие данных догоспитального обследования у плановых больных в соответствии с перечнем необходимых видов исследования, ведет журнал плановой госпитализации и журнал отказов в госпитализации, ежедневно осматривает больных терапевтического профиля в отделении реанимации с записью в истории болезни; проводит клинические разборы всех случаев, представляющих затруднения в диагностике и лечении, случаев расхождения диагнозов, а также всех случаев смерти в отделении; решает вопросы выписки больных из отделения, проверяет и подписывает истории болезни и эпикризы на выписывающихся больных и при переводе больных в другое отделение; при необходимости вызывает консультантов различных специальностей для решения диагностических и лечебных вопросов; осуществляет консультацию больных в других отделениях по своему профилю по вызову непосредственно заведующих другими отделениями или по заявке отделений через оперативную часть ТМО, плановые консультации не позднее 2 дней, экстренные немедленно, не позднее 1 часа.

Согласно справке от *** за --- за подписью главного врача - - - ЦРБ --- «О порядке оплаты труда отдельным работникам здравоохранения» в период - - - г.г. заработная плата медицинскому персоналу учреждений здравоохранения начислялась по разрядам Единой Тарифной сетки. Заведующим всех отделений стационара, в том числе и терапевтического отделения, заработная плата начислялась на 2 разряда выше от заработной платы врача-специалиста того же отделения, при равных прочих условиях (стаж работы, категория и прочее).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.

Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1066, в графе «наименование должностей» значатся врачи –специалисты, в том числе врачи –руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, в графе «наименование учреждений» значатся больницы всех наименований.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Правила, утвержденные пунктом 1 указанного Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранение, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального законы «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 202 г. №781, в графе «наименование должностей» значатся врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (из структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, в графе «наименование учреждений» значатся больницы всех наименований.

Согласно ст.55 Конституции РФ следует, что не подлежат применению законы, ущемляющие права граждан. Ст. 39 Конституции РФ устанавливает право гражданина на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Суд считает, что отказ «Управления» является незаконным и необоснованным, т.к. в п. 9 п.п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на досрочные пенсии» прямо указано в соответствии с п. 9, п. 10 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Суд считает, что в судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что Георгиев Н.С. осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в исследуемый период в должности «врача» в указанном учреждении, а доводы «Управления» являются необоснованными, не основанными на законе.

Также суд считает, что ГУ УПФ РФ по Петровскому району незаконно и необоснованно не включило Георгиеву Н.С. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с - - -

Так, Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. 27 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

А поэтому суд считает, что ГУ УПФ РФ по Петровскому району незаконно и необоснованно не включило Георгиеву Н.С. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с - - -

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и от 3.06.2004 года № 11-П и определение Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 года № 197-О Конституционный суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые подлежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П).

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положением ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление КС РФ от - - - П).

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в определении от 5.11.2002 года по жалобе Ю.И. Спесивцева на нарушение его Конституционных прав положениями ст. ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционных суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 3.06.2004 года № 11-П)

При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписание ст. 15 ч. 1 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (Определение КС РФ от 03.06.2004 № 11-П).

Кроме того, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ по запросу Сормовского райсуда Нижнего Новгорода о проверки Конституционности п.п.2, п.1, п.2,п.3,ст.27 п.1,п.2, ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не препятствует суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела суд пришел к выводу о нарушении Конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющих какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, принять решение на основе Конституции РФ Федерального Закона.

Таким образом, суд считает, что на момент подачи заявления Георгиева Н.С., у него имеется специальный стаж работы для назначения ему досрочной трудовой пенсии за выслугу лет и ему незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Руководствуясь ст.39, ст.55 Конституции РФ, ст.27, п.1, п.п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** в назначении Георгиеву Н.С, досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным, и обязать Государственное учреждении Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края включить Георгиеву Н.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с *** по *** и с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - центральной районной больнице, - с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением в - - - территориальном медицинском объединении, - с *** по *** в должности заведующего терапевтическим отделением – врача терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном отделении, - с *** по *** в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении в - - - территориальном медицинском объединении, а также включить периоды нахождения Георгиева Н.С. на курсах повышения квалификации: с ***, - в специальный стаж работы врачом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с назначением и выплатой пенсии с момента подачи заявления с ***.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.

Судья Петровского районного суда

Былинкин В.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200