Решение по делу 2-921 по иску и.о.Ставропольского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края



Дело № 2-921

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Светлоград

21 декабря 2010 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Ульянова А.И.,

при секретаре - Чемеркиной М.А.,

с участием:

и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Шейкина В.В.,

главы администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района - Полетунова В.И.,

представителей государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград - Горбатенко А.А., Чергенцовой С.В., действующих по доверенности, представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю - Авиловой С.В., действующей по доверенности, начальника Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Поливода И.Н., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Шабалдас М.В., действующих по доверенности, представителя ООО «СП Донское» Бобровских В.Е., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального об­разования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л :

И.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Петровский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального об­разования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибироязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения на расстоянии 3 км. от с.Донская Балка, в 1,5 км. от автодороги г.Светлоград - с.Донская Балка, а также просит обязать администрацию муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о при­нятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения, обосновывая следующим.

В ходе проверки исполнения законода­тельства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой установлено, что на территории муниципального образо­вания Дон-Балковского сельсовета на расстоянии 3 км. от с.Донская Балка, в 1,5 км. от автодороги г.Светлоград - с.Донская Балка, расположено сибиреяз­венное захоронение. По данным Управления Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше сибиреязвенное захоронение не зарегистрировано, эксплуати­рующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч.3 ст.225 ГК РФ органами местного самоуправления, не принято.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч.3 ст.225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет ор­ганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории кото­рого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхо­зяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17.09.2003 №580. В полномочия иных органов обращение с таким заявлением не входит.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» (далее Закон № 131-ФЗ) муниципальное образование - городское или сель­ское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии со ст.ст.1, 2 Устава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края (в ред. решений совета депутатов Дон-Балковского сельсовета Петровского района СК от 20.04.2007 № 35, от 02.11.2007 № 52) Дон-Балковский сельсовет является сельским поселением, в территорию которого входят земли населенных пунктов с.Донская Балка и х.Веселого.

Законодательные акты РФ определяют земельные уча­стки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назна­чения (п.13. ст.35 Градостроительного кодекса РФ, пп.7 п.1 ст.85 Земельного кодекса РФ), объекты, влияющие на со­стояние подземных вод (ч.2 ст.102 Водного кодекса РФ), участки с возможным заражением почвы.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О сани­тарно-эпидемиологическом благополучии населения» постанов­лением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», согласно которым сибиреязвен­ные захоронения не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя, так как возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах -бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Резервуаром возбудителя сибир­ской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие воз­будителя в споровых и вегетативных формах. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов жи­вотных, павших от сибирской язвы (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»).

Таким образом, наличие бесхозяйного сибиреязвенного захоронения на территории Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края ставит под угрозу экологическое благополучие сельского поселения и мо­жет привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. В результате чего могут быть нарушены права и законные интересы неограничен­ного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвы­чайных ситуаций, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

В судебном заседании и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Шейкин В.В. поддержал заявление, просил суд удовлетворить его.

Глава администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Полетунов В.И. просил отказать в удовлетворении заявления и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора мотивируя тем, что он обращался в ГУП «Крайтехинвентаризация», но ему ответили, что имеющееся захоронение не является объектом регистрации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Средств на подготовку и содержание сибиреязвенного захоронения в бюджете муниципального образования нет. Средства на оформление документов о захоронении для подачи заявления в регистрационную службу в администрации не предусмотрены.

Представитель государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград Горбатенко А.А. оставил принятие решения по заявлению и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора на усмотрение суда, пояснив, что сибиреязвен­ные захоронения должны иметь собственника, который должен осуществлять соответствующий контроль над ними и уход. Петровской районной станцией ведутся ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильник (биотермическую яму). Один такой скотомогильник расположен на территории муниципального образования с.Донская Балка Петровского района, имеет площадь 600 кв.м.. Скотомогильник и сибиреязвенное захоронение в данном случае объединены и ведутся две карточки. На территории скотомогильника расположено и сибиреязвенное захоронение, на котором имеется земляной холм с камнем и надписью. В 90-х годах в с.Донская Балка от сибирской язвы пала корова и ее труп закопали на территории скотомогильника и установили камень. В настоящее время действуют иные правила по обустройству скотомогильников. Каких –либо данных о том, имеется ли в этом захоронении строительное сооружение, не имеется.

Представитель государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград Чергенцова С.В. оставила принятие решения на усмотрение суда, поддержав пояснения Горбатенко А.А..

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Поливода И.Н. пояснила, чтобы обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи для постановки ее в государственный реестр, должны быть представлены сведения, что она является именно недвижимой, что может подтверждаться кадастровым паспортом, техническим паспортом, изготавливает который уполномоченный орган по инвентаризации, то есть в частности ГУП СК «Крайтехинвентаризация». Полагает, что скотомогильник возле с.Донская Балка может являться бесхозяйной вещью, но будет ли он являться недвижимым имуществом, ответить затрудняется, так как это не входит в компетенцию регистрирующего органа. Единственным критерием определения объекта как недвижимого имущества, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без причинения ему соразмерного вреда. При постановке объекта на учет они руководствуются документами органа технического учета. С заявлением о постановке недвижимого объекта на учет может обратиться только орган местного самоуправления, который должен представить доказательства того, что у объекта нет собственника, и что объект является недвижимым имуществом с присущими ему уникальными характеристиками.

Представитель Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Шабалдас М.В. пояснила, что из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, указанных признаков сибиреязвенного захоронения, это захоронение не может быть объектом регистрации как недвижимой вещи.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Авилова С.В. пояснила, что у захоронения должен быть хозяин и определено ответственное лицо за этот объект.

Представитель ООО «СП Донское» Бобровских В.Е. пояснил, что на балансе предприятия скотомогильник не состоит, почему в карточках на скотомогильник и сибиреязвенное захоронение указано, что они принадлежат предприятию, ему не известно. Скотомогильник представляет собой яму, перекрытую, имеются балки деревянные, верху люк. Сибиреязвенное захоронение расположено отдельно. На территории имеется земляной холм, на котором установлен камень с надписью.

Начальник Петровского филиала ГУП «Крайтехинвентаризация» Писаренко А.В., пояснил, что инженер выезжал к скотомогильнику, расположенному возле с.Донская Балка, где обнаружил, что скотомогильник представляет собой вырытую в грунте яму, накрытую бетонной плитой. На территории скотомогильника имеется земельный холм, на котором установлен камень. Каких либо индивидуальных технических, строительных характеристик объекта выявить не удалось. По нормам же территория скотомогильника должна иметь ограду, шлагбаум, должна быть обвалована с подъездом через мост, иметь проходную и цех по разделке туш. Такой объект подлежит учету и регистрации. В том случае, если сибиреязвенное захоронение будет иметь шахтное сооружение, стены которого будут выполнены из кирпича или камня, перекрытие, то на такой объект может быть выдана техническая документация. Поэтому, сибиреязвенное захоронение возле с.Донская Балка как объект, не подлежит техническому учету. Изготовление документов технического учета является платным.

Исследовав представленные доказательства, доводы заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального об­разования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, суд пришел к выводу, что возложение на администрацию муниципального об­разования Дон-Балковского сельсовета обязанности по постановке на учёт сибиреязвенного захоронения необоснованно и незаконно по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на расстоянии 3 км. от с.Донская Балка, в 1500 метрах от автодороги г.Светлоград - с.Донская Балка, в 1500 метрах от водоема, в 500 метрах от пастбища, в 4500 метрах от фермы, расположена биотермическая яма (скотомогильник), с первым захоронением биологических отходов в 1980 году. Площадь скотомогильника - 600 квадратных метров. Почва гравийно-песчаная. Глубина залегания грунтовых вод 3 метра. Оканавлен рвом. Скотомогильником пользуются жители села Донская Балка и ООО «СП Донское». Указанные данные подтверждаются ветеринарно-санитарной карточкой №1.

На территории скотомогильника в 1996 году захоронена 1 голова КРС, павшая от сибирской язвы. Указанные в ветеринарно-санитарной карточке №18 данные сибиреязвенного захоронения идентичны данным скотомогильника, то есть по сути, существуют в учётных данных 2 объекта без самостоятельных идентификационных признаков.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что достоверных данных о том, что представляет собой именно сибиреязвенное захоронение, не имеется. По пояснениям представителя ООО «СП Донское» при захоронении павшей от сибирской язвы коровы не соблюдались требования, установленные Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к биотермической яме, а именно, не производилось её строительство, а корова захоронена и насыпан холм земли, на котором поставлена табличка.

Таким образом, произвести техническое описание сибиреязвенного захоронения не представляется возможных в виду объективных причин – сибиреязвенное захоронение в настоящий момент представляет собой земляной холм, с установленным на нем камнем и табличкой с пояснительной надписью. Выявить какие либо технические характеристики, позволяющие установить, что данный объект можно отнести к недвижимому имуществу, как того требует закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", невозможно, так как какой -либо технической документации, регламентирующей строительство сибиреяз­венного захоронения, его эксплуатацию в соответствии с требованиями, в судебном заседании не добыто.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, а также раскрывает понятие термина недвижимого имущества (недвижимости), право на которое подлежит государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, что также указывается и в ст.130 ч.1 ГК РФ.

Кроме того, ст.17 указанного Федерального закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, а ст.18, прямо предписывает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества, которое выдаются организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа.

Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, установлено, что к заявлению о принятии на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5). Вместе с тем, из представленного сообщения Петровского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 16.12.2010 г. следует, что сооружение скотомогильника не отвечает установленным требованиям и не является объектом технического учёта и госрегистрации.

Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка.

Указанные документы носят непредусмотренный расходный характер бюджетных средств муниципального образования.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (п.7).

Из представленных сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 18.11.2010 г. и уведомления Петровского отдела данного Управления от 17.11.2010 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется записи о регистрации прав, принятии на учёт как бесхозяйного имущества сибиреязвенного захоронения на расстоянии 3 км. от с.Донская Балка.

Прокурором не представлено достаточных документов, что сибиреязвенное захоронение является бесхозяйной недвижимой вещью, в то время как суд, обязывая администрацию муниципального образования поставить на учёт объект как бесхозяйную недвижимую вещь, должен иметь полную уверенность, что данный объект является таковым.

Данных органов учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, не представлено.

Прокурор в заявлении указывает, что сибиреязвенное захоронение является бесхозяйным. Однако, как следует из ветеринарно-учётных карточек на скотомогильник и сибиреязвенное захоронение, они принадлежат или СПК «Донской» или ООО СП «Донское». В карточках имеется подпись о получении указанных карточек руководителем ООО «СП Донское». Доказательств того, что сибиреязвенное захоронение не принадлежит этому предприятию, или не находится в его ведении, прокурором не представлено.

Рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы прокурора об обязанности администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о при­нятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения, ошибочны.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального об­разования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края обязанности обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального об­разования Дон-Балковского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в не обращении в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного на расстоянии 3 км. от с.Донская Балка, в 1,5 км. от автодороги г.Светлоград - с.Донская Балка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Петровского районного суда

А.И. Ульянов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200