Дело № 2- 15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Светлоград
26 января 2011 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Кожуховой О.Ф.,
при секретаре - Чернобай С.С.,
с участием:
заявителя – помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизова Д.В.,
представителей администрации муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края Мищенко С.И., Мишура Н.А., действующих по доверенности,
представителей: государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград Горбатенко А.А., Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Авиловой С.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Поливода И.Н., ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Сергеева С.В., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края,
У С Т А Н О В И Л :
И.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Петровский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного ... и возложении на администрацию муниципального образования с.Благодатного обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения, обосновывая следующим.
В ходе проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой установлено, что на территории муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края расположено сибиреязвенное захоронение ....
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше сибиреязвенное захоронение не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч.3 ст.225 ГК РФ органами местного самоуправления, не принято.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч.3 ст.225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580. В полномочия иных органов обращение с таким заявлением не входит.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии со ст.ст.1, 2 Устава муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края (в ред. решения совета с.Благодатного Петровского района СК от 08.04.2008 № 162) с.Благодатное сельским поселением, в территорию которого входят земли населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Законодательные акты РФ определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (п.13. ст.35 Градостроительного кодекса РФ, пп.7 п.1 ст.85 Земельного кодекса РФ), объекты, влияющие на состояние подземных вод (ч.2 ст.102 Водного кодекса РФ), участки с возможным заражением почвы.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», согласно которым сибиреязвенные захоронения не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя, так как возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»).
Таким образом, наличие бесхозяйного сибиреязвенного захоронения на территории с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края ставит под угрозу экологическое благополучие сельского поселения и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. В результате чего могут быть нарушены права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.
В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизов Д.В. поддержал заявление, просил суд удовлетворить его и, кроме того, пояснил, что на территории муниципального образования с.Благодатного находится бесхозяйное сибиреязвенное захоронение, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В ч.1 ст.225 ГК РФ закреплено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В ч.3 ст.225 ГК РФ указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В связи с этим обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки его на учет возложена на муниципальное образование и другие участники гражданского оборота, которые могли бы подавать заявление о постановке на учет указанное недвижимое имущество не указаны.
В связи с этим он просил признать незаконным бездействие администрации МО с.Благодатного, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного ... и возложить на администрацию МО с.Благодатного обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения.
Представитель администрации муниципального образования с.Благодатное Петровского муниципального района Мищенко С.И., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении заявления и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора мотивируя тем, что они обращались в ГУП «Крайтехинвентаризация», но им ответили, что имеющееся захоронение не является объектом регистрации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Средств на подготовку и содержание сибиреязвенного захоронения в бюджете муниципального образования нет. Средства на оформление документов о захоронении для подачи заявления в регистрационную службу в администрации не предусмотрены. Если администрацию обяжут заняться постановкой сибиреязвенного захоронения на учет как бесхозяйного, то это повлечет не целевое использование бюджетных средств. На балансе администрации муниципального образования сибиреязвенное захоронение не состоит и не состояло. Ранее оно принадлежало колхозу им.Кирова, реорганизованному в СПК им.Кирова, которое в настоящее время ликвидировано и на его основе создано ООО им. С.М.Кирова.
Представитель администрации муниципального образования с.Благодатное Мишура Н.А, действующий по доверенности, с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что в нарушение п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 заявителем не представлено достаточных документов, свидетельствующих о том, что сибиреязвенное захоронение является бесхозяйной недвижимой вещью, а именно документы, подтверждающие, что сибиреязвенное захоронение не имеет собственника или его собственник неизвестен, выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.
Как следует из ветеринарно-учётной карточки на сибиреязвенное захоронение оно находится на территории МО с.Благодатное, принадлежит СПК «Кирова», имеется подпись о получении указанной карточки исполнительным директором СПК-колхоз им.Кирова. Доказательств того, что сибиреязвенное захоронение не принадлежит этому предприятию, или не находится в его ведении, заявителем в судебное заседание представлено не было.
Доводы заявителя о том, что сибиреязвенное захоронение является недвижимым имуществом несостоятельны по следующим основаниям:
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) мО государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, а также раскрывает понятие термина недвижимого имущества (недвижимости), право на которое подлежит государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, что также указывается и в ст. 130 ч. ГК РФ. Кроме того, ст. 17 указанного Федерального закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, а ст. 18, прямо предписывает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества, которое выдаются организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, установлено, что к заявлению о принятии на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем, из представленного сообщения от 24.01.2011 г. Петровского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» - организации, осуществляющей кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории Петровского района Ставропольского края, следует, что сооружение - сибиреязвенное захоронение на учете не состоит.
В связи с этим указанное сибиреязвенное захоронение не является недвижимым имуществом, а следовательно не может быть предметом постановки на учет в соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
На незаконность требования заявителя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по постановке на учет в регистрирующем органе скотомогильников как бесхозяйных указывает и сложившаяся судебная практика, что подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2010 года № 32-В10-5, согласно которому в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации по конкретному гражданскому делу указал на незаконность возложения обязанности на орган местного самоуправления мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника.
Представитель государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград Горбатенко А.А. поддержал заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и пояснил, что при переходе указанных сибиреязвенных захоронений от одного собственника к другому потерялись все документы. На этих участках земли никогда ничего нельзя делать и население может оказаться потерпевшим от этих захоронений, могут наступить непоправимые последствия. В связи с этим указанные захоронения должны иметь собственника, который будет осуществлять соответствующий контроль над ними и уход. Петровской районной станцией ведется ветеринарно-санитарная карточка на указанное сибиреязвенное захоронение, расположенные на территории муниципального образования с.Благодатного. Сведения о захоронении, расположенном ..., свидетельствуют о том, что в 1970 году произведено захоронение 7 голов овцематок павших от сибирской язвы. В настоящее время действуют иные правила по обустройству скотомогильников. Каких – либо данных о том, имеется ли в этом захоронении строительное сооружение, не имеется.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Поливода И.Н. пояснила, что для обращения с заявлением о постановке на учет в государственный реестр бесхозяйной вещи необходимо представить сведения о том, что она является именно недвижимой, что может подтверждаться кадастровым паспортом, техническим паспортом, изготавливают которые уполномоченный орган по инвентаризации, то есть в частности ГУП СК «Крайтехинвентаризация». Единственным критерием определения объекта как недвижимого имущества, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без причинения ему соразмерного вреда. При постановке объекта на учет они руководствуются документами органа технического учета. С заявлением о постановке недвижимого объекта на учет может обратиться только орган местного самоуправления, который должен представить доказательства того, что у объекта нет собственника, и что объект является недвижимым имуществом с присущими ему уникальными характеристиками. Ветеринарная карточка не является тем документом, который может служить основанием для определения технической характеристики сооружения и соответственно постановки его на учет. Земельные участки не могут быть бесхозными, так как в настоящее время у всех земельных участков есть хозяин. В данном случае идет речь о просто земельном участке с определенным рельефом местности. Из представленных в деле документов невозможно признать указанное захоронение бесхозным и произвести его регистрацию в государственном реестре. Если будет принято решение об удовлетворении заявления прокурора, то она будет невыполнимым, так как регистрацию объекта при таких обстоятельствах осуществить невозможно. Кроме этого, по её мнению, осуществлять полномочия по контролю и содержанию указанного захоронения возможно и без постановки его на учет в государственном реестре, а поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Авилова С.В. поддержала заявление прокурора и по пояснила, что у сибиреязвенных захоронений должен быть хозяин и определено ответственное лицо за эти объекты.
Представитель ГУП «Крайтехинвентаризация» Сергеев С.В. пояснил, что сибиреязвенное захоронение, расположенное ... на учете в Петровском филиале ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не состоит. Вскрыть указанное захоронение, чтобы произвести инвентаризацию его, они не могут, а поэтому не смогут сделать соответствующие технические документы необходимые для государственной регистрации объекта. Он выезжал на место и видел, что имеется холм земли, но что в нем и как попасть внутрь неизвестно, да и невозможно. Каких либо индивидуальных технических, строительных характеристик объекта выявить не удалось, поэтому сибиреязвенное захоронение возле с.Благодатного как объект, не подлежит техническому учету. Изготовление документов технического учета является платным. Заявление прокурора просил рассмотреть на усмотрение суда.
Привлеченный в качества 3-его лица представитель ООО им.С.М.Кирова в суд не явился и просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявлений относительно предмета спора не имеет.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения и возложении на администрацию муниципального образования с.Благодатного обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на ... расположено сибиреязвенное захоронение, с захоронением в нем в 1970 году 7 голов овцематок, павших вследствие заболевания сибирской язвой.
Площадь скотомогильника -.- квадратных метра. Почва суглинистая. Глубина залегания грунтовых вод 8 м. Захоронение оканавлено рвом. Другого обозначения нет. Сибиреязвенное захоронение расположено ... .... Указанные данные подтверждаются ветеринарно-санитарной карточкой ---.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что достоверных данных о том, что представляет собой сибиреязвенное захоронение, не имеется. По пояснениям представителей администрации муниципального с.Благодатного, представителей третьих лиц также следует, что установить в настоящее время соблюдение требований, предусмотренных Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к сибиреязвенным захоронениям, а именно, как производилось его строительство, и как произведено захоронение павших овцематок, где насыпан холм земли, который оканавлен, не представляется возможным.
Таким образом, произвести техническое описание сибиреязвенного захоронения не представляется возможным в виду объективных причин – сибиреязвенное захоронение в настоящий момент представляет собой оканавленный земляной холм. Выявить какие либо технические характеристики, позволяющие установить, что данный объект можно отнести к недвижимому имуществу, как того требует закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", невозможно, так как какой-либо технической документации, регламентирующей строительство сибиреязвенного захоронения, его эксплуатацию в соответствии с требованиями, в судебном заседании не добыто.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, а также раскрывает понятие термина недвижимого имущества (недвижимости), право на которое подлежит государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, что также указывается и в ст.130 ч.1 ГК РФ.
Кроме того, ст.17 указанного Федерального закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, а ст.18, прямо предписывает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества, которое выдаются организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа.
Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, установлено, что к заявлению о принятии на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5). Из представленного сообщения Петровского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 24.01.2011 г. следует, что сибиреязвенное захоронение, ... на учете в Петровском филиале ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не состоит.
Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка.
Указанные документы носят непредусмотренный расходный характер бюджетных средств муниципального образования.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (п.7).
Из представленного сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 18.11.2010 г., а также Петровского отдела данного Управления от 17.11.2010 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется записи о регистрации прав, принятии на учёт как бесхозяйного имущества сибиреязвенного захоронения, ...
Прокурором не представлено достаточных документов, что сибиреязвенное захоронение является бесхозяйной недвижимой вещью, в то время как суд, обязывая администрацию муниципального образования поставить на учёт объект как бесхозяйную недвижимую вещь, должен иметь полную уверенность, что данный объект является таковым.
Данных органов учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, не представлено.
Прокурор в заявлении указывает, что сибиреязвенное захоронение является бесхозяйным. Как следует из ветеринарно-учётной карточки --- на сибиреязвенное захоронение, следует указанное сибиреязвенное захоронение принадлежит СПК «Кирова». В карточке имеется подпись о получении указанной карточки исполнительным директором СПК к-з им.Кирова. Доказательств того, что сибиреязвенное захоронение не принадлежит этому предприятию, или не находится в его ведении, прокурором не представлено. В суде также установлено, что СПК имени Кирова ликвидировано в связи с завершением конкурсного производства согласно определения арбитражного суда Ставропольского края от 18.08.2005 года и внесена в ЕГРЮЛ запись о его ликвидации.
Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования сибиреязвенное захоронение на балансе администрации МО с.Благодатного не состоит.
Рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы прокурора об обязанности администрации муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения, ошибочны.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
К полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации Государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно эпидемиологического надзора.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию не передавались.
В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края обязанности обратиться в Управление Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Благодатного Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного ... и возложении на администрацию муниципального образования с.Благодатного обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного сибиреязвенного захоронения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья