Гражданское дело № 2-14 Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Просянского сельсовета Петровского района СК



Дело № 2- 14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Светлоград

26 января 2011 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Кожуховой О.Ф.,

при секретаре - Чернобай С.С.,

с участием:

заявителя – помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизова Д.В.,

главы администрации муниципального образования Просянского сельского Совета Петровского района Ставропольского края Грибинчукова Н.Я., представителя администрации муниципального образования Просянского сельсовета Петровского района Ставропольского края Мишура Н.А., действующего по доверенности,

представителей: государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград Горбатенко А.А., Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Авиловой С.В., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Шабалдас М.В., ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Сергеева С.В., действующих по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального об­разования Просянского сельсовета Петровского района Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л :

И.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Петровский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального об­разования Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенных захоронений, расположенных ... и возложении на администрацию муниципального образования Просянского сельсовета обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных сибиреязвенных захоронений, обосновывая следующим.

В ходе проверки исполнения законода­тельства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой установлено, что на территории муниципального образо­вания Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края расположено два сибиреязвенных захоронения:

...

...

По данным Управления Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на указанные выше сибиреязвенные захоронения не зарегистрированы, эксплуати­рующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч.3 ст.225 ГК РФ органами местного самоуправления, не принято.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч.3 ст.225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет ор­ганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории кото­рого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхо­зяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17.09.2003 №580. В полномочия иных органов обращение с таким заявлением не входит.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» (далее Закон № 131-ФЗ) муниципальное образование - городское или сель­ское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии со ст.ст.1, 2 Устава муниципального образования Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края (в ред. решений совета депутатов Просянского сельсовета Петровского района СК от 11.05.2007 №53, от 02.11.2007 № 77) Просянский сельсовет является сельским поселением, в территорию которого входят земли населенных пунктов с.Просянка.

Законодательные акты РФ определяют земельные уча­стки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назна­чения (п.13. ст.35 Градостроительного кодекса РФ, пп.7 п.1 ст.85 Земельного кодекса РФ), объекты, влияющие на со­стояние подземных вод (ч.2 ст.102 Водного кодекса РФ), участки с возможным заражением почвы.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О сани­тарно-эпидемиологическом благополучии населения», постанов­лением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», согласно которым сибиреязвен­ные захоронения не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя, так как возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Резервуаром возбудителя сибир­ской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие воз­будителя в споровых и вегетативных формах. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов жи­вотных, павших от сибирской язвы (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»).

Таким образом, наличие бесхозяйных сибиреязвенных захоронений на территории Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края ставит под угрозу экологическое благополучие сельского поселения и мо­жет привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. В результате чего могут быть нарушены права и законные интересы неограничен­ного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвы­чайных ситуаций, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизов Д.В. поддержал заявление, просил суд удовлетворить его и, кроме того, пояснил, что на территории муниципального образования Просянского сельсовета находятся два бесхозяйных сибиреязвенных захоронения, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В ч.1 ст.225 ГК РФ закреплено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В ч.3 ст.225 ГК РФ указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В связи с этим обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки его на учет возложена на муниципальное образование и другие участники гражданского оборота, которые могли бы подавать заявление о постановке на учет указанное недвижимое имущество не указаны.

В связи с этим он просил признать незаконным бездействие администрации МО Просянского сельсовета, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенных захоронений, расположенных ... и возложить на администрацию МО Просянского сельсовета обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных сибиреязвенных захоронений.

Глава администрации муниципального образования Просянского сельсовета Петровского муниципального района Грибинчуков Н.Я. просил отказать в удовлетворении заявления и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора мотивируя тем, что он обращался в ГУП «Крайтехинвентаризация», но ему ответили, что имеющиеся захоронения не являются объектом регистрации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Средств на подготовку и содержание сибиреязвенных захоронений в бюджете муниципального образования нет. Средства на оформление документов о захоронении для подачи заявления в регистрационную службу в администрации не предусмотрены. На балансе администрации Просянского сельсовета сибиреязвенные захоронения не состоят и не состояли, а поэтому, почему в ветеринарных карточках на сибиреязвенные захоронения указано, что они принадлежат администрации Просянского сельсовета, ему не известно.

Представитель администрации Просянского сельсовета Мишура Н.А, действующий по доверенности, с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что в нарушение п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 заявителем не представлено достаточных документов, свидетельствующих о том, что сибиреязвенные захоронения являются бесхозяйной недвижимой вещью, а именно документы, подтверждающие, что сибиреязвенные захоронения не имеет собственника или их собственник неизвестен, выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данные объекты недвижимого имущества не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Как следует из ветеринарно-учётных карточек на сибиреязвенные захоронения они находятся в ведении администрации Просянского сельсовета, однако доказательств того, что сибиреязвенные захоронения не находятся в его ведении или собственности или ведении другого предприятия заявителем в судебное заседание представлено не было.

Доводы заявителя о том, что сибиреязвенные захоронения являются недвижимым имуществом несостоятельны по следующим основаниям:

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, а также раскрывает понятие термина недвижимого имущества (недвижимости), право на которое подлежит государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, что также указывается и в ст. 130 ч. ГК РФ. Кроме того, ст. 17 указанного Федерального закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, а ст. 18, прямо предписывает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества, которое выдаются организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, установлено, что к заявлению о принятии на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Вместе с тем, из представленного сообщения от 24.12.2010 г. Петровского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» - организации, осуществляющей кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории Петровского района Ставропольского края, следует, что сооружения - сибиреязвенные захоронения на учете не состоят.

В связи с этим указанные сибиреязвенные захоронения не является недвижимым имуществом, а следовательно не могут быть предметом постановки на учет в соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

На незаконность требования заявителя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по постановке на учет в регистрирующем органе скотомогильников как бесхозяйных указывает и сложившаяся судебная практика, что подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2010 года № 32-В10-5, согласно которому в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации по конкретному гражданскому делу указал на незаконность возложения обязанности на орган местного самоуправления мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника.

Представитель государственного учреждения «Петровская районная станция по борьбе с болезнями животных» г.Светлоград Горбатенко А.А. поддержал заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и пояснил, что при переходе указанных сибиреязвенных захоронений от одного собственника к другому потерялись все документы. На этих участках земли никогда ничего нельзя делать и население может оказаться потерпевшим от этих захоронений, могут наступить непоправимые последствия. В связи с этим указанные захоронения должны иметь собственника, который будет осуществлять соответствующий контроль над ними и уход. Петровской районной станцией ведутся ветеринарно-санитарные карточки на указанные сибиреязвенные захоронения, расположенные на территории муниципального образования Просянского сельсовета, ведутся две карточки. Сведения одного захоронения – ... свидетельствуют о том, что в 1965 году произведено захоронение 1 головы крупного рогатого скота павшей от сибирской язвы. В другом сибиреязвенном захоронении - ... захоронена 1 голова крупного рогатого скота, павшая от сибирской язвы в 1973 году. В настоящее время действуют иные правила по обустройству скотомогильников. Каких –либо данных о том, имеется ли в этом захоронении строительное сооружение, не имеется.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Шабалдас М.В. пояснила, что для обращения с заявлением о постановке на учет в государственный реестр бесхозяйной вещи необходимо представить сведения о том, что она является именно недвижимой, что может подтверждаться кадастровым паспортом, техническим паспортом, изготавливают которые уполномоченный орган по инвентаризации, то есть в частности ГУП СК «Крайтехинвентаризация». Единственным критерием определения объекта как недвижимого имущества, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без причинения ему соразмерного вреда. При постановке объекта на учет они руководствуются документами органа технического учета. С заявлением о постановке недвижимого объекта на учет может обратиться только орган местного самоуправления, который должен представить доказательства того, что у объекта нет собственника, и что объект является недвижимым имуществом с присущими ему уникальными характеристиками. Ветеринарная карточка не является тем документом, который может служить основанием для определения технической характеристики сооружения и соответственно постановки его на учет. Земельные участки не могут быть бесхозными, так как в настоящее время у всех земельных участков есть хозяин. В данном случае идет речь о просто земельных участках с определенным рельефом местности. Из представленных в деле документов невозможно признать указанные захоронения бесхозными и произвести их регистрации в государственном реестре. Кроме этого, по её мнению, осуществлять полномочия по контролю и содержанию указанных захоронений возможно и без постановки их на учет в государственном реестре, а поэтому решение по делу просит принять на усмотрение суда.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Авилова С.В. поддержала заявление прокурора и по пояснила, что у сибиреязвенных захоронений должен быть хозяин и определено ответственное лицо за эти объекты.

Представитель ГУП «Крайтехинвентаризация» Сергеев С.В. пояснил, что 2 сибиреязвенных захоронения, ..., на учете в Петровском филиале ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не состоят. Вскрыть указанные захоронения, чтобы произвести инвентаризацию их, они не могут, а поэтому не смогут сделать соответствующие технические документы необходимые для государственной регистрации объектов. Изготовление документов технического учета является платным. Заявление прокурора просил рассмотреть на усмотрение суда.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление и.о.Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального об­разования Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенных захоронений и возложении на администрацию муниципального образования Просянского сельсовета обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных сибиреязвенных захоронений не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ... расположены два сибиреязвенных захоронения, с захоронением в первом из них в 1973 году 1 головы крупного рогатого скота, павшей вследствие заболевания сибирской язвой, и с захоронением во втором из них в 1965 году 1 головы крупного рогатого скота, павшей от заболевания сибирской язвой.

Площадь скотомогильников --- кв. м и --- кв.м соответственно. Почва глинистая. Глубина залегания грунтовых вод 2,5 м и 6 м соответственно. Захоронения оканавлены рвом, установлены таблички. Сибиреязвенные захоронения располагаются на территории муниципального образования Просянского сельсовета Петровского района Ставропольского края. Указанные данные подтверждаются ветеринарно-санитарными карточками --- и ---.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что достоверных данных о том, что представляют собой сибиреязвенные захоронения, не имеется. По пояснениям представителей администрации муниципального образования Просянского сельсовета, представителей третьих лиц также следует, что установить в настоящее время соблюдение требований, предусмотренных Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к сибиреязвенным захоронениям, а именно, как производилось их строительство, и как произведено захоронение павших коров, где насыпан холм земли и установлены таблички, не представляется возможным.

Таким образом, произвести техническое описание сибиреязвенного захоронения не представляется возможным в виду объективных причин – сибиреязвенные захоронения в настоящий момент представляют собой земляной холм с установленной на нем табличкой с пояснительной надписью. Выявить какие либо технические характеристики, позволяющие установить, что данный объект можно отнести к недвижимому имуществу, как того требует закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", невозможно, так как какой-либо технической документации, регламентирующей строительство сибиреяз­венного захоронения, его эксплуатацию в соответствии с требованиями, в судебном заседании не добыто.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, а также раскрывает понятие термина недвижимого имущества (недвижимости), право на которое подлежит государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, что также указывается и в ст.130 ч.1 ГК РФ.

Кроме того, ст.17 указанного Федерального закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, а ст.18, прямо предписывает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и в том числе, должны содержать описание недвижимого имущества, которое выдаются организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа.

Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, установлено, что к заявлению о принятии на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5). Из представленного сообщения Петровского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 24.12.2010 г. следует, что сибиреязвенные захоронения, расположенные ... на учете в Петровском филиале ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не состоят.

Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка.

Указанные документы носят непредусмотренный расходный характер бюджетных средств муниципального образования.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (п.7).

Из представленного сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 18.11.2010 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется записи о регистрации прав, принятии на учёт как бесхозяйного имущества сибиреязвенных захоронений на территории Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края.

Прокурором не представлено достаточных документов, что сибиреязвенные захоронения является бесхозяйной недвижимой вещью, в то время как суд, обязывая администрацию муниципального образования поставить на учёт объект как бесхозяйную недвижимую вещь, должен иметь полную уверенность, что данный объект является таковым.

Данных органов учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, не представлено.

Прокурор в заявлении указывает, что сибиреязвенные захоронения являются бесхозяйными. Как следует из ветеринарно-учётных карточек на сибиреязвенные захоронения, следует, что они находятся в ведении администрации муниципального образования Просянского сельсовета Петровского муниципального района, однако доказательств того, что сибиреязвенные захоронения не принадлежит этому учреждению или другому предприятию заявителем в судебное заседание представлено не было.

Судом установлено, что имеющиеся на территории муниципального образования сибиреязвенные захоронения на балансе администрации Просянского сельсовета не состоят.

Рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы прокурора об обязанности администрации муниципального образования Просянского сельсовета Петровского муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о при­нятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных сибиреязвенных захоронений, ошибочны.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

К полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации Государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно эпидемиологического надзора.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального об­разования Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края обязанности обратиться в Управление Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенных захоронений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального об­разования Просянского сельсовета Петровского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенных захоронений, расположенных ... и возложении на администрацию муниципального образования Просянского сельсовета обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных сибиреязвенных захоронений - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200