решение по делу № 2-62 по иску Зайцевой В.А. к Пенсионному фонду о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.



Дело №2–62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года

г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,

при секретаре Харченко Л.И.,

с участием: истца - Зайцевой В.А.; представителя ответчика – Чернышовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой В.А. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

У С Т А Н О В И Л:

Зайцева В.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что *** она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как её трудовой стаж дает право на назначение такой пенсии. Однако, -.- года Управлением Пенсионного фонда РФ по Петровскому району вынесено решение об отказе в назначении пенсии за ---.

Данное решение было мотивировано тем, что согласно п.п. 19, п. 1, ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, имеющие стаж работы не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы с *** по *** в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района в должности старшей пионервожатой не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19, п. 1, ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Согласно решению пенсионного фонда стаж её работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 24 года 15 дней.

С решением Управления пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- она не согласна, так как считает, что период её работы с *** по *** в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района в должности старшей пионервожатой составляет 1 год и данный стаж должен быть засчитан в стаж её работы в качестве старшей пионервожатой, что даст право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.06.1956 г., работа в должности старшего пионервожатого засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 установлено, что с 01.10.1993г. на территории РФ Постановление Совмина СССР № 1397 не применяется и положение, дающее право на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, отменено. Однако, до принятия Закона РФ «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Верховный суд РФ в определении от 24.04.2006г. по делу № 1-В06-5 указал необходимым учитывать, что до 1993г. действовало постановление Совмина СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. № 1397. Она, работая в должности старшей пионервожатой, не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и она будет лишена права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.

Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В судебном заседании Зайцева В.А. настаивала на удовлетворении исковых требований и просил суд признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от *** на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району включить ей в специальный трудовой стаж период работы с *** по *** в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района в должности старшей пионервожатой с выплатой пенсии с момента подачи заявления, т.е. с ***

Ответчик исковые требования не признал и представитель «Управления» по доверенности Чернышева Т.В. в судебном заседании просила суд отказать Зайцевой В.А. в удовлетворении иска, мотивируя свои доводы тем, что период работы Зайцевой В.А. с *** по *** в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района в должности старшей пионервожатой не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** Зайцевой В.А. отказано в назначение пенсии за выслугу лет как педагогу и в подсчёт специального педагогического стажа не включён период её работы с *** по *** в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района в должности старшей пионервожатой, т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.

Согласно справке от *** за ---, выданной Муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа --- ..., за подписью директора ---, Зайцева В.А. действительно работала старшей пионервожатой в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района Ставропольского края с *** (приказ по РОНО --- от *** § 14; приказ по СШ --- от *** § 3) по *** (приказ РОНО --- от *** § 21; приказ по СШ --- от *** § 9). Основание: книга приказов -.-

Согласно справке от *** за --- выданной Муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа --- ..., за подписью директора ---, Константиновская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением петровского района Ставропольского края с момента образования являлось юридическим лицом, находящимся в ведении районного отдела образования.

Учреждение имело обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельно отвечало по своим обязательствам, от своего имени заключало договора, приобретало имущественные и неимущественные права, выступало в качестве истца и ответчика в суде.

Учреждение имело самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, финансировалось по смете за счет средств краевого бюджета.

-.- средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением Петровского района Ставропольского края переименована в Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу ... на основании приказа Министерства образования Ставропольского края ----Л, Постановления главы Петровской райгосадминистрации Ставропольского края от *** ---.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ... переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу --- ..., на основании постановления главы администрации Петровского муниципального района --- от ***, приказа по отделу образования администрации Петровского муниципального района --- от ***

Согласно записям в трудовой книжке Зайцевой А.В., она работала в период с *** по *** в должности старшей пионервожатой в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района Ставропольского края.

Суд считает доводы ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края необоснованными по следующим основаниям.

Так, в период с -.- год, когда Зайцева В.А. работала в должности старшей пионервожатой, действовал совсем иной перечень организаций, учреждений и должностей, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства. Указанное Положение было утверждено Постановлением Совета Министров СССР 17.12.1959 года № 1397 и действовало до 01 октября 1991 г. В п. 2 указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения указывается, что работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывается в стаж работы учителей и других работников просвещения. При таких обстоятельствах следует исходить из принципа, что закон обратной силы не имеет, т.к. факт отсутствия в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 должности старшей пионервожатой с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» ухудшает её положение, что недопустимо по смыслу закона.

Так, в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях установленных законом и государственные пенсии и социальное пособие устанавливаются государством.

А в соответствии со ст. 55 Конституции РФ не должны применяться законом, отменяющие и умоляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно «Приложения № 1» перечня учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж и работников образования к «Письму» Министерства образования и науки РФ» от 26.10.2004 года «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» в него входит должность «старшего вожатого (пионервожатые)».

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих требуемый законом стаж педагогической работы.

В силу п.п. 19, п. 1, ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

ГУ УПФ РФ по Петровскому району пришло к выводу, что должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463.

Вместе с тем, ответчиком не учтено, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2002г. №30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части не противоречащей указанным законам.

С учетом этого, суд считает доводы ГУ УПФ РФ по Петровскому району о не включении периода работы Зайцевой В.А. с *** по *** год в должности старшей пионервожатой в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района Ставропольского края в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, являются несостоятельными и не основанными на законе.

Кроме того, Конституционный суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст. 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые подлежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П).

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положением ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление КС РФ от 29.01.04 № 2-П).

Кроме того, Верховный суд Российской Федерации, исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, указал, что период работы в должности пионервожатая «подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на это пенсию», а поэтому периоды работы в должности пионервожатой, имевшие место до 1 -.- 1993 года, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день установлении указанной пенсии.

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в определении от 5.11.2002 года по жалобе Ю.И. Спесивцева на нарушение его Конституционных прав положениями ст. ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционных суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 3.06.2004 года № 11-П).

На основании изложенного, суд находит заявление Зайцевой В.А. на действия «Управления» по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, а отказ «Управления» незаконным и ограничивающим его конституционные права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право гражданина на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях предусмотренных законом. Из положения ст. 55 Конституции РФ следует, что не подлежат применению законы, ущемляющие установленные права гражданина. Не включение в специальный стаж указанного периода незаконно ограничивает конституционные права Батищевой Н.А., т.к. определением Конституционного суда РФ по запросу Сормовского райсуда г.Нижнего Новгорода о проверки Конституционности п.п.2,п.1, п.2, п.3, ст.27, п.1, п.2, ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что положение п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не препятствует суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела суд пришел к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющих какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, принять решение на основе Конституции РФ Федерального Закона, а поэтому исходя из этого суд находит требования Зайцевой В.А. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом необоснованно исключенных из стажа периодов работы стаж педагогической деятельности Зайцевой В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 25 лет, в связи с этим отказ «Управления» в досрочном назначении Зайцевой В.А. пенсии незаконен и требования Зайцевой В.А. следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.39, 55 Конституции РФ, ст. 12 Закона РФ «Об образовании», ст.27, ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** об отказе в назначении Зайцевой В.А. досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным, и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края включить Зайцевой В.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы *** по *** в должности старшей пионервожатой в -.- средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением Петровского района Ставропольского края, с назначением и выплатой пенсии с момента подачи заявления с ***.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.

Судья Петровского районного суда

Былинкин В.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200