Решение по делу 2-93 по иску Чернышова Н.И. к Управлению ПФР о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии



Дело № 2 -93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Светлоград

16 февраля 2011 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Ульянова А.И.,

при секретаре - Чемеркиной М.А.,

с участием истца – Чернышова Н.И.,

представителя ответчика – ГУ управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края Чернышевой Т.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Чернышова Н.И. к ГУ – управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Чернышов Н.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда по ... --- от ***, которым ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая следующим.

В период с *** и по настоящее время он занимается педагогической деятельностью, а с *** по *** проходил военную службу по призыву в рядах Советской армии в Демократической ..., о чем имеются записи, как в трудовой книжке, так и в его военном билете. Стаж его педагогической работы составляет более 25 лет, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Закона РФ от *** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на пенсию по выслуге лет.

*** он обратился в ГУ - управление Пенсионного фонда РФ по ... с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением --- от *** Управление ПФР по ... отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ в учреждениях для детей. Отказ мотивирован тем, что период прохождения военной службы по призыву с *** по *** не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях и в должностях предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Действительно, в указанном списке не имеется указания на то, что служба в армии по призыву засчитывается в вышеупомянутый специальный стаж. Однако, он считает, что отказ Управления ПФР по ... в досрочном назначении трудовой пенсии нарушает его конституционные права, поскольку Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, гарантирует каждому пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Управление ПФР по ..., изучив его документы, установило, что стаж его работы, дающий право на пенсию по выслуге лет, составил только лишь 23 года 11 месяцев 10 дней, то есть менее 25 лет, так как период прохождения военной службы с *** по *** исключило из подсчета и вынесло указанный отказ.

Согласно ст.28 Федерального закона от *** --- «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Согласно постановлению Правительства РФ от *** --- нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части не противоречащей указанным законам.

Постановлением Минтруда РФ от *** --- - утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 закона №173-ФЗ и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. 27, 28 закона --- ФЗ) в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период данной работы (деятельности), с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от *** ----и у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, гражданин вправе осуществлять оценку приобретенных им до *** пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

До этого пенсия назначалась согласно положениям Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от *** ---, который вступил в силу ***. До *** пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от ***, в котором было указано, что при назначении пенсии на льготных условиях служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ***, в котором указано, что наряду, с периодами непосредственно выполнявшейся работы предусмотрено включение в специальный (льготный) трудовой стаж иных периодов общественно-полезной деятельности.

Согласно п.109 указанного Положения в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались следующие периоды общественно-полезной деятельности: служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК ОГПУ, НКВД, НКГБ. МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивается по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе, либо следовала за нею.

То есть время прохождения военной службы не засчитывается в стаж для пенсии на льготных основаниях с ***, когда и вступил в законную силу закон, предусматривающий эти ограничения.

Кроме того, пенсия в связи с педагогической деятельностью назначалась в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР --- от *** «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным выше указанным постановлением. В Положении указано, что (п.1) - учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются: г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Согласно Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от *** ----И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» следует, что согласно п.1.2. при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет»; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

В п.3.2 данного Инструктивного письма разъяснено, что в соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения к работе по специальности относится работа в профессионально-технических учебных заведениях в должности мастера (инструктора) производственного обучения. Таким образом, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР --- от *** служба в составе Вооруженных Сил СССР с *** по *** подлежит зачету в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

Кроме того, согласно ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, в случае, если военная служба проходила до ***, то время её прохождения не должно исключаться из стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, поскольку закон обратной силы не имеет.

В связи с этим он считает отказ ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по ... в назначении ему досрочной пенсии незаконным, так как своим отказом нарушены его права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ, и просит суд признать указанное решение ГУ - управления Пенсионного фонда РФ --- от *** незаконным, обязать ГУ- управление Пенсионного фонда по ... включить в специальный педагогический стаж период его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с *** по ***, с назначением и выплатой пенсии со дня подачи заявления - с ***.

В судебном заседании Чернышов Н.И. настаивал на своих требованиях и пояснил, что вся его трудовая деятельность началась и продолжается в Светлоградском СПТУ с мастера производственного обучения. В 1984 году он набрал группу студентов, был призван в армию, но когда вернулся, то доучил этих же студентов до выпуска. Его сослуживцы - ФИО3, работающий в ... учителем труда, еще в 2007 году в судебном порядке добился назначения досрочной пенсии по старости на льготных условиях, т.е. включения в льготный стаж периода службы в армии с октября 1981 года по ноябрь 1983 года и ФИО4, работающий директором колледжа, где он работает, в 2008 году также в судебном порядке добился назначения пенсии досрочно, а поэтому он также вынужден обращаться в суд.

Представитель ГУ–управления Пенсионного фонда РФ по ... Чернышева Т.В. с иском Чернышова Н.И. не согласилась и пояснила, что Управлением ПФР по ... были изучены документы Чернышова Н.И. и установлено, что на день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости – ***, стаж его работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 23 года 11 месяцев 10 дней.

Период прохождения военной службы по призыву с *** по *** не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях и в должностях предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Учитывая, что для включения в специальный стаж Чернышова Н.И. периода, в течение которого он проходил военную службу по призыву с *** по ***, не имеется законных оснований, то указанный период обоснованно исключен из подсчета специального стажа заявителя и ему в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от *** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих требуемый законом стаж педагогической работы.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от *** № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от *** --- нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части не противоречащей указанным законам. Согласно записям трудовой книжки (л.д.9, 10), Чернышов Н.И. с *** и по настоящее время занимается педагогической деятельностью. В период с *** по *** Чернышов Н.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, что подтверждается записью в военном билете. До призыва на действительную военную службу и после демобилизации он работал в должности мастера производственного обучения Светлоградского СПТУ ---.

Управление ПФР по ... отказало Чернышову Н.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого законом 25 летнего педагогического стажа, исключив из специального стажа период прохождения военной службы по тем основаниям, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от *** ---, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях и в должностях предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Суд считает незаконными действия ответчика, поскольку до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от *** пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ от *** ---, который вступил в силу ***. До *** пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от ***, согласно которому при назначении пенсии на льготных условиях служба в Вооруженных Силах СССР приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Порядок назначения пенсии определялся Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ***, в котором указано, что наряду с периодами непосредственно выполняющейся работы предусмотрено включение в специальный трудовой стаж иных периодов общественно-полезной деятельности.

Согласно п.109 указанного Положения в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включался, в том числе, период службы в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах, служба в армии приравнивается по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе, либо следовала за нею.

Кроме того, пенсия в связи с педагогической деятельностью назначалась в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от *** «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В п.1 Положения указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 данного Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2 Положения).

Согласно Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от *** ----И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения следует (п.1.2), что при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет»; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно п.3.2 указанного Инструктивного письма разъяснено, что в соответствии с абзацем вторым п.2 Положения к работе по специальности относится работа в профессионально-технических учебных заведениях в должности мастера (инструктора) производственного обучения.

Постановлением Минтруда РФ от *** --- утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 закона № 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую ( статьи 27, 28 закона --- –ФЗ), в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период данной работы (деятельности), с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством ( в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таим образом, занимаясь педагогической деятельностью с ***, а затем проходя военную службу в Вооруженных Силах СССР с *** по ***, а затем продолжая педагогическую деятельность, Чернышов Н.И. имел право на зачет указанного периода в специальный стаж. При этом никем не оспаривается то обстоятельство, что действующим в настоящее время пенсионным законодательством не предусмотрена возможность включения в педагогический стаж службы в рядах Вооружённых Сил РФ. На момент решения вопроса о назначении досрочной пенсии законодательство изменилось. Данное обстоятельство ставит Чернышова Н.И. в неравное положение по сравнению с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшим на пенсию ранее, что не может быть признано законным. Учитывая, что ст.ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о том, что нарушение законно возникшего права Чернышова Н.И. на пенсионное обеспечение является недопустимым.

Специальный стаж Чернышева Н.И. с учетом оспариваемого периода на день подачи заявления - *** составляет более 25 лет.

С учетом изложенного суд считает, что доводы представителя ответчика о законности отказа Чернышову Н.И. в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа не могут быть приняты во внимание, а поэтому Чернышов Н.И. вправе рассчитывать на льготный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд считает незаконным решение ГУ- управления Пенсионного фонда РФ по ... --- от *** об отказе в назначении Чернышову Н.И. досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения им действительной военной службы с *** по *** подлежит включению в льготный стаж с назначением досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением, т.е. с ***.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по ... --- от *** об отказе Чернышову Н.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФ по ... произвести досрочное назначение пенсии Чернышову Н.И. с включением в специальный педагогический стаж периода его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с *** по ***, с назначением и выплатой пенсии со дня подачи заявления - с ***.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Петровского районного суда

А.И. Ульянов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200