решение по делу №2-133 по иску прокурора Петровского района в защиту интересов Кабаковой О.Ю. к администрации г.Светлограда об обязании предоставить жилое помещение.



Дело №2–133

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года

г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,

при секретаре Харченко Л.И.

с участием: пом. прокурора Петровского района Блынского С.Л.,

истца - Кабаковой О.Ю.,

представителя ответчика – администрации г.Светлограда по доверенности Сухомлинова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту интересов Кабаковой О.Ю. к администрации г.Светлограда, Петровского района, Ставропольского края об обязании предоставить жилое помещение.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петровского района Ставропольского края в защиту интересов Кабаковой О.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Светлограда, Петровского района, Ставропольского края об обязании предоставить жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Кабаковой О.Ю., поступившему ***.

В ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что решением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации г. Светлоград --- от *** и созданной распоряжением администрации г. Светлоград --- от *** жилой дом, расположенный по адресу: ... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В указанном домовладении, признанном непригодным для проживания, проживают: Кабакова О.Ю., ---, ---, ---, ---, которые являются членами одной семьи.

На основании постановления главы администрации г. Светлоград --- от *** семья Кабакова О.Ю., а также четверо других указанных членов её семьи, были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, предоставляются жилые помещение вне очереди по договорам социального найма.

Согласно ч.ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Таким образом прокурор считает, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ с учётом решения --- от *** Светлоградского городского совета Кабаковой О.Ю. и членам её семьи вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с нормой предоставления не менее 15 метров на одного члена семьи, то есть площадью не менее 75 метров.

До настоящего времени Кабакова О.Ю. и члены её семьи в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим требованиям ЖК РФ, не обеспечены.

Ранее в связи с допущенными нарушениями федерального законодательства прокуратурой района в адрес главы администрации г.Светлоград внесено представление об устранении допущенных нарушений жилищных прав Кабаковой О.Ю., по результатам рассмотрения которого администрацией г.Светлограда направлен ответ в прокуратуру района, из которого следует, что у администрации не имеется возможностей для улучшения жилищных условий Кабаковой О.Ю.

Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении по делу № 34-В08-9 ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года") реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

Прокурор считает, что администрацией города Светлограда нарушено субъективное право Кабаковой О.Ю. на предоставление ей жилого помещения, закреплённое в вышеуказанных правовых нормах.

Исходя из положений ст.ст. 88-89 ЖК РФ, а также из позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.2006 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года" Кабакова О.Ю. имеет право на получение с учётом состава её семьи – 5 человек благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

Прокурор считает, что в связи с непрекращающимися процессами обрушения берега реки Калаус, с учётом местоположения домовладения, расположенного по адресу: г. ... бездействие администрации г. Светлоград, выразившееся в не предоставлении в установленном законом порядке жилого помещения, отвечающего предъявляемым требованиям, может привести к обрушению указанного жилого дома и человеческим жертвам.

Предъявление прокурором заявления в интересах Кабаковой О.Ю. обосновано тем, что самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав она не может, обратилась в прокуратуру района за защитой нарушенных прав.

В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обращается в суд в интересах гражданина без ограничений в случае, если основанием для заявления явилось обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Кроме того, членами семьи Кабаковой О.Ю. являются двое несовершеннолетних детей.

В исковом заявлении прокурор просил суд обязать администрацию г.Светлоград предоставить гражданке Кабаковой О.Ю. на условиях договора социального найма на состав семьи в количестве 5 человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: г. ... - общей площадью не менее 39,6 метра, и жилой площадью не менее 33,4 метра, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Светлограда.

В судебном заседании пом. прокурора Петровского района Блынский С.Л. уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию г.Светлоград предоставить гражданке Кабаковой О.Ю. на условиях договора социального найма на состав семьи в количестве 5 человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: г. ... общей площадью не менее 39,6 метра, и жилой площадью не менее 33,4 метра, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Светлограда, вне зависимости от нахождения её в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя уточненные исковые требования тем, что в соответствии с положениями п.6, ч.1, ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с определением Верховного суда РФ №85-В08-3 от 30 сентября 2008 г. в ч.2, ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

В судебном заседании истица --- О.Ю. поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить, и пояснила, что ее семья признана малоимущей, и в подтверждении этого представила суду справку --- от ***, выданную Управлением труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края, а также пояснила, что в настоящее время -.- -.-, о чем предоставила суду справку --- от *** о том, что она находится на -.-

В судебном заседании представитель ответчика – администрации г.Светлограда по доверенности Сухомлинов Е.В. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора и просил в удовлетворении исковых требований прокурору Петровского района отказать, мотивируя свои возражения следующим.

Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный найм вне очереди. Должна существовать объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов, либо экономическая (или иная) нецелесообразность по их устранению.

В исковом заявлении указывается, что администрация не предоставляет Кабаковой О.Ю. и членам ее семьи вне очереди жилое помещение (стр. 2, 1 абзац.). Однако, не компетенция администрации предоставлять помещение. Статья 32 ч. 10 ЖК РФ определяет признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В этой же статье и расписан порядок сноса помещений, кто их сносит и за чей счет. Однако аналогичный порядок по признанию частных домов аварийными и порядок сноса в ЖК РФ не определен.

Представитель ответчика считает, что ссылка на п.5 Определения по делу №34-В08-9 не обоснована, так как данном пункте анализируется спор, предметом исследования которого явились иные обстоятельства, нежели по настоящему делу, а именно: истец К по договору социального найма проживал в 2-х комнатной квартире, то есть она не принадлежала ему на праве собственности.

И также считает, что ссылка на вопрос 33 абзаца судебной практики Верховного суда РФ от 01.03.2006 года так же необоснованна, так как там речь также идет о нанимателе жилого помещения в доме, подлежащему сносу. То есть не собственника и речь идет о помещении, то есть о многоквартирном доме.

В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 и отражено в вопросе 3 обзора законодательства и судебной практике и Верховного суда РФ за 3 квартал 2009 года указано, что в силу части 10 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, является, по общему правилу, основанием для предъявления и собственникам таких помещений требований о сносе в разумный срок за счет его средств аварийного помещения. Необходимо тогда ставить вопрос о сносе аварийного жилого дома. В вышеуказанном разъяснении также отражено, что и межведомственные комиссии должны создаваться исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, и органом местного самоуправления. Изначально в положении о межведомственной комиссии речь шла только по объектам жилого фонда, находящегося в собственности МО г. Светлоград, однако по настоянию прокуратуры были внесены изменения и отражены частные жилые дома, письмо прокуратуры от *** ---.

В статье 2 на стр. 2 искового заявления указывается, что ранее прокуратура Петровского района Ставропольского края в адрес главы города Светлограда вынесла представление об устранении допущенных нарушений жилищных прав Кабаковой О.Ю. Однако, прокуратурой не ставился вопрос о предоставлении гражданке Кабаковой О.Ю. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения. Администрация же, со своей стороны предлагали Кабаковой О.Ю. переселиться в муниципальный жилищный фонд по адресу ..., комната 1,2. Кабакова О.Ю. письменно отказалась от переселения по данному адресу. Иного же, свободного помещения в администрации города нет.

В исковом заявлении прокуратура Петровского района ссылается на статьи ЖК РФ входящие в главу 7 кодекса (стр. 1, 5 и 6 абзацы, стр. 3 3 абзц.), распространяется только на правоотношения между гражданами и органами государственной власти, в том числе местными органами самоуправления, возникшими вследствие заключения (расторжения, действия) договора социального найма жилья. Домовладение Кабаковой О.Ю. по адресу: ... находится на праве собственности, поэтому, как считает представитель ответчика, правоотношения между администрацией города Светлограда и гр. Кабаковой О.Ю. регулироваться вышеуказанной главой ЖК РФ не могут.

При составлении акта обследования домовладения, по вышеуказанному адресу, комиссия руководствовалась п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, согласно которого, как считает представитель ответчика, орган местного самоуправления не обязано, а только вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории непригодными для проживания, данное Положение не обязывает местные органы власти предоставлять такой категории граждан жилые помещения по договорам социального найма.

Администрация города Светлограда заявляет о ненадлежащем истце в исковом заявлении прокуратуры Петровского района. На учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города Светлограда, на основании заявления и представленного пакета документов включен в список нуждающихся ---.

В исковом заявлении прокуратура Петровского района ссылается (стр. 2, 5 абзц.) на ст.ст. 88-89 ЖК РФ, которые определяют порядок предоставления гражданам другого жилья или жилого помещения в связи проведением капитального ремонта или реконструкции дома, указанные статьи ЖК РФ распространяются на гражданско-правовые отношения между нанимателем и наймодателем, когда жилье, не принадлежит гражданам на праве собственности.

В исковом заявлении, ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, прокуратура Петровского района, требует предоставление жилого помещения по договорам социального найма гр. Кабаковой О.Ю. во внеочередном порядке. Однако, согласно постановления администрации города Светлограда от *** --- гражданин --- признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как гражданин нуждающийся в жилых помещениях, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования г.Светлоград Петровского района Ставропольского края на очередной финансовый год ежегодно утверждается решением представительного органа МО г.Светлоград, которым является Светлоградский городской Совет. Формирование проекта бюджета осуществляется в соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании г.Светлоград Петровского района Ставропольского края, утвержденным решением Светлоградского Городского Совета Петровского района № 3 от 29.01.2010 года, а также методическими рекомендациями по планированию доходов и бюджетных ассигнований органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края ежегодно утверждаемых приказом министерства финансов Ставропольского края.

В статье 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определен принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. Соответственно для обеспечения сбалансированности городского бюджета многие статьи расходов, за исключением приоритетных, подверглись вынужденному сокращению.

Приоритетные статьи расходов, финансируемые в первоочередном порядке оговариваются в Решениях о бюджете города на очередной финансовый год, ими являются: - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; - обслуживание и погашение муниципального долга; - безвозмездные перечисления бюджетам;- коммунальные услуги.

В связи с недостатком финансовых ресурсов в бюджете города Светлограда на 2010, 2011 годы средства на покупку, строительство жилого фонда не предусмотрены.

Поэтому представитель ответчика считает, что признание межведомственной комиссией домовладения, являющимся частным жилищным фондом непригодными для проживания, не является основанием для предоставления жилья по договору социального найма во внеочередном порядке. Глава 7, а также ст.ст. 88-89 ЖК РФ распространяются только на гражданско-правовые отношения между нанимателями и наймодателями, когда жилье, не принадлежит гражданам на праве собственности.

В настоящее время, на учете в администрации города Светлограда в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят более 500 семей. Все они, кроме ветеранов ВОВ, детей-сирот и молодых семей, являются малоимущими, все эти семьи находятся в сложной жизненной ситуации в большинстве не имеют вообще никакого жилья и стали на очередь намного раньше чем, поставлена на очередь к качестве нуждающихся в жилых помещениях семья Кабаковой О.Ю.

Администрация города Светлограда считает, что предоставление жилья семье Кабаковой О.Ю. должно быть осуществлено в соответствии с очередностью поступивших заявлений нуждающихся в жилых помещениях внеочередников.

Суд, заслушав представителя истца помощника прокурора Петровского района Блынского С.Л., истца Кабакову О.Ю., представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и предоставленные доказательства, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор Петровского района Ставропольского края в защиту интересов Кабаковой О.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Светлограда, Петровского района, Ставропольского края об обязании предоставить жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Кабаковой О.Ю., поступившему ***.

В ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что решением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации г. Светлоград --- от *** и созданной распоряжением администрации г. Светлоград --- от *** жилой дом, расположенный по адресу: ... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В указанном домовладении, признанном непригодным для проживания, проживают: Кабакова О.Ю., ---, ---, ---, ---, которые являются членами одной семьи.

На основании постановления главы администрации г. Светлоград --- от *** семья Кабакова О.Ю., а также четверо других указанных членов её семьи, были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, предоставляются жилые помещение вне очереди по договорам социального найма.

Согласно ч.ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Таким образом прокурор считает, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ с учётом решения --- от *** Светлоградского городского совета Кабаковой О.Ю. и членам её семьи вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по общей площади, ранее занимаемому лому помещению.

В соответствии с определением Верховного суда РФ №85-В08-3 от 30 сентября 2008 г. в ч.2, ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

В судебном заседании установлено, что семья Кабаковой О.Ю., состоящая из трех человек: --- – мужа, --- – сына, --- –сына, признана в установленном порядке малоимущей, что подтверждается справкой --- от ***, выданной Управлением труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края, действительной по ***.

Также из справки ---, -.-

Согласно п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28 января 2006г. №47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из акта обследования помещения от *** межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы города Светлограда от *** --- и созванной распоряжением администрации города Светлограда от *** ---, следует, что по результатам обследования помещения в г.Светлограде Петровского района по ... принадлежащего Кабаковой О.Ю., межведомственной комиссией сделано заключение о том, что жилой дом по указанному адресу, расположенный в опасной зоне обрушения берега реки Калаус, признать непригодным для проживания и подлежащим сносу.

*** указанной выше межведомственной комиссией вынесено заключение о непригодности жилого ... для проживания и подлежащим сносу вследствие расположения в опасной зоне обрушения реки Калаус.

Постановлением главы города Светлограда Петровского района Ставропольского края от *** --- «Об утверждении протокола --- от *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Светлоград», по результатам рассмотрения заявления --- о постановке на учет в администрации города Светлограда для получения жилых помещений, социальных выплат на приобретения жилья, постановлено: Признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить в списки очередников для получения жилых помещений, субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», актом обследования помещения от *** и Жилищным кодексом РФ, ---, заявление от ***, количество проживающих – 5 человек: он, жена – Кабакова О.Ю., сын –-.-, *** г.р., сын Оксаны Юрьевны – ---, *** г.р., сын Оксаны Юрьевны – ---, *** г.р., проживают по адресу: ..., в общий список ---, (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ).

Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а также занимающих жилые помещения иных форм собственности при условии, что на момент возникновения чрезвычайных обстоятельств они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" признано, что при этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

При рассмотрении жалобы гражданина Алексеева Романа Владимировича в своем указанном определении Конституционный Суд РФ исходил из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Кроме того, Конституционный Суд РФ в определении от 05.03.2009 №376-О-П исходил из того, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что семья Кабаковой О.Ю. согласно справки --- от *** является малоимущей.

Таким образом Кабакова О.Ю. и члены её семьи в соответствии со ст.57, ч.2, п.1 ЖК РФ как малоимущая семья, фактически лишившиеся своего жилья, которое является непригодным для проживания и подлежащее сносу, как расположенное в опасной зоне обрушения берега реки Калаус, имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди, т.е. не в порядке какой-либо очереди.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, Определением Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту интересов Кабаковой О.Ю. и членов ее семьи к администрации города Светлограда, Петровского района, Ставропольского края об обязании предоставить жилое помещении, - удовлетворить.

Обязать администрацию города Светлограда, Петровского района, Ставропольского края предоставить Кабаковой О.Ю. на условиях договора социального найма на состав семьи в количестве 5 человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: г. ... - общей площадью не менее 39,6 метра, и жилой площадью не менее 33,4 метра, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Светлограда, вне зависимости от нахождения её в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.

Судья Петровского районного суда

Былинкин В.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200