Дело № 2 -112
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года
г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Кожуховой О.Ф.
при секретаре Чернобай С.С.
с участием истца Мкртичян Н.А.,
представителя ответчика – ГУ управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края ФИО, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Мкртичян Н.А. к ГУ – управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии
У С Т А Н О В И Л :
Мкртичян Н.А. обратилась в суд с иском в связи с отказом ГУ – управления Пенсионного фонда по Петровскому району Ставропольского края в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости обосновывая свои требования следующим.
В настоящее время она работает в должности учителя истории и английского языка в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе ...
23.11.2010 года она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как ее трудовой стаж дает право на назначение такой пенсии. Однако 20.01.2011 года управлением ПФР было вынесено решение за --- об отказе в назначении ей пенсии ввиду того, что согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, имеющие стаж работы не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы с *** по *** в ... средней школе с производственным обучением ... в должности старшей пионервожатой не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Согласно решения управления Пенсионного фонда РФ по ... стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 24 года 27 дней.
С решением управления Пенсионного фонда РФ по ... --- она категорически не согласна, так как период ее работы в должности старшей пионервожатой с *** по ***, составляющий 11 месяцев 10 дней, должен быть засчитан в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.06.1956 года, работа в должности старшего пионервожатого засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 установлено, что с 01.10.1993 года на территории РФ Постановление Совмина СССР № 1397 не применяется и положение дающее право на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, отменено. Однако, до принятия Закона РФ «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Верховный суд РФ в определении от 24.04.2006 года по делу № 1-В06-5 указал необходимым учитывать, что до 1993 года действовало постановление Совмина СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397. Она, работая в должности старшей пионервожатой, не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и она будет лишена права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.
Таким образом, ч.2 ст. 6, ч.4 ст.15, ч. 1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч. 1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из вышеизложенного она считает, что стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет более 25 лет.
В связи с этим она считает отказ ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по ... в назначении ей досрочной пенсии незаконным, так как своим отказом нарушены ее права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ и просит суд признать указанное решение ГУ-управления Пенсионного фонда РФ по ... --- от *** незаконным и обязать его включить ей в специальный трудовой стаж период работы с *** по *** год в должности старшей пионервожатой в ... средней школе с производственным обучением ... с назначением пенсии с момента подачи заявления, то есть с ***.
В суде Мкртичян Н.А. настаивала на своих требованиях, просила суд признать незаконным отказ ГУ – УПФ РФ по ... --- от *** и обязать включить в её специальный стаж периоды работы с *** по *** в ... средней школе с производственным обучением ... в должности старшей пионервожатой с выплатой пенсии с момента подачи заявления – с ***.
Представитель ГУ–управления Пенсионного фонда РФ по ... ФИО с иском Мкртичян Н.А. не согласилась и пояснила, что в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, Мкртичян Н.А. по состоянию на *** (на день подачи заявления о назначении пенсии) составляет 24 года 27 дней.
Отказывая Мкртичян Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии, УПФР исходило из того, что не всякая педагогическая деятельность в учреждениях для детей может быть включена в специальный стаж для назначения пенсии по п.п.19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так как в соответствии с пунктом 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, то есть закон делегировал Правительству Российской Федерации право принимать по существу определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения, именно Правительство Российской Федерации решает, следует ли отнести ту или иную «педагогическую должность» к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, а также вправе предусмотреть ряд обязательных условий, без наличия которых даже работа на требуемой должности или в учреждении не дают права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Требования законодательства для ПФР и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Фонду не предоставлено.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Пунктом 3 Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденнном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Согласно указанным нормативным актам право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий – работы в конкретных должностях и в определенных учреждениях.
Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, не предусматривает должности пионервожатой в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. В Правилах, утвержденных указанным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы в должности пионервожатой.
Лица, работавшие в качестве штатных пионервожатых и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.
Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления с 01.10.1993 года.
Учитывая, что для включения в специальный стаж Мкртичян Н.А. периода работы с *** по *** в должности старшей пионервожатой в ... средней школе не имеется законных оснований, то решение ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по ... от *** --- об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства и не имеется основания для признания его незаконным, а поэтому в удовлетворении ее исковых требований следует отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования Мкртичян Н.А. законными и обоснованными по следующим основаниям.
В суде установлено, что Мкртичян Н.А. обратилась в ГУ - управление Пенсионного фонда РФ по ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ***.
Решением --- от *** Мкртичян Н.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии за отсутствием требуемого стажа в учреждениях для детей ввиду исключения из ее специального стажа периода работы с *** по *** в качестве старшей пионервожатой в ... средней школе с производственным обучением ..., т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
На день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ( ***)ГУ УПФ РФ по ... засчитало в стаж работы Мкртичян Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 24 года 27 дней.
Согласно трудовой книжке Мкртичян Н.А. и справке МОУ средней общеобразовательной школы --- ... --- от *** следует, что согласно приказа ---А от ***, приказа --- от *** Мкртичян Н.А. с *** по *** работала в должности старшей пионервожатой в ... средней школе с производственным обучением ....
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих требуемый законом стаж педагогической работы.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года. В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 01.01. 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
ГУ УПФ РФ по ... пришло к выводу, что Списком должностей не предусмотрена должность пионервожатой в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года.
Вместе с тем, ответчиком не учтено, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2002 года № 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части не противоречащей указанным законам.
Доводы ГУ УПФ РФ по ... о не включении периода с *** по *** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, являются несостоятельными и не обоснованными на законе.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001года пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 2011.1990 года №340, который вступил в силу 01.01.1992 года. До 01.01.1992 года пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года.
В соответствии с п.4 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых являлась основанием для включения данного периода в специальный стаж. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 г. №70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 закона №173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 закона №173-ФЗ) в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Работая в должности старшей пионервожатой Мкртичян Н.А., имела право на включение указанного периода в специальный стаж. Однако на момент решения вопроса о назначении досрочной пенсии законодательство изменилось. По своему смыслу ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая". На основании этого суд приходит к выводу, что нарушение законно возникшего права Мкртичян Н.А. на пенсионное обеспечение является недопустимым.
Мкртичян Н.А. выработала общий стаж по специальности, предусмотренный и Постановлением СМ СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - не менее 25 лет.
Специальный стаж Мкртичян Н.А. с учетом оспариваемых периодов составляет 25 лет 7 дней.
С учетом этого обстоятельства и, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета.
При таких обстоятельствах доводы представителя ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по ... о законности отказа Мкртичян Н.А. в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа в учреждениях для детей не могут быть приняты во внимание, а поэтому она вправе рассчитывать на льготный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, ст. 39 Конституции РФ, п.п. 19 п.1 ст. 27 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Мкртичян Н.А. к ГУ – управлению Пенсионного фонда РФ по ... о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии – удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по ... --- от *** об отказе Мкртичян Н.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФ по ... произвести досрочное назначение пенсии Мкртичян Н.А. с включением в специальный педагогический стаж периодов ее работы в должности старшей пионервожатой с *** по *** в ... средней школе с производственным обучением ..., с назначением и выплатой пенсии со дня подачи заявления - с ***.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья