решение по делу №2-386 по иску Тарала В.И. к ГУП СК `Ставрополькрайводоканал` в лице филиала ГУП СК `Ставрополькрайводоканал` - Светлоградский `Межрайводоканал` о признании действий незаконными, обязании зарегистрировать прибор учета холодной воды.



Дело №2–386

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года

г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,

при секретаре Харченко Л.И.

с участием: истца Тарала В.И. и его представителя по доверенности Жарова С.А.;

представителя ответчика Козырева Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарала В.И. к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о признании действий не законными, обязании зарегистрировать прибор учета холодной воды, обязании произвести перерасчет оплаты услуг за водоснабжение и произвести регистрацию прибора учета воды.

У С Т А Н О В И Л:

Тарала В.И. обратился в суд с иском к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о признании действий не законными, обязании зарегистрировать прибор учета холодной воды, обязании произвести перерасчет оплаты услуг за водоснабжение и произвести регистрацию прибора учета воды, мотивируя свои требования тем, что в октябре -.- г. ему было дано устное распоряжение контролера Светлоградский «Межрайводоканал», о том, что установленный у него в летней кухне водяной счетчик необходимо заменить или провести поверку его работоспособности. Так как в их районе нет организации которая может производить поверку счетчиков он купил новый водяной счетчик, сам снял старый водяной счетчик и на его место установил новый, а старый счетчик показал на поверку контролеру ***

*** он подписал заявление с просьбой о регистрации водомера, однако «Межрайводоканал» отказал ему в регистрации счетчика, так как счетчик находиться у него в летней кухне, а должен, по мнению ответчика, находиться в общем колодце на расстоянии 50 метров от его дома.

Требования Светлоградского «Межрайводоканала» ему были не понятны, счетчик постоянно с момента покупки ? дома по адресу: ... находился в летней кухне, контролер водоканала регулярно снимала показания с него.

*** ему письменно было отказано в опломбировании прибора учета воды, согласно которого Светлоградский «Межрайводоканал» отказывается опломбировать прибор учета холодной воды в принадлежащем ему домовладении, в том месте, где счетчик расположен сейчас и был расположен ранее - в летней кухне. Установка счетчика, по мнению Светлоградского «Межрайводоканала», может быть осуществлена на границе сетей. Со слов контролера водоканала он понял, что граница сетей водоканала расположена в 50 метрах от его дома и находится в бесхозяйном колодце, где произведены врезки его водопровода и ближайших домов в водопроводную трубу, по которой подается вода по их улице. Кому принадлежит данный колодец, находится ли он на балансе «Межрайводоканала», кому принадлежит трубопровод, по которому подается вода, ему ни кто не смог дать ответа. В администрации села -.- ему устно сообщили, что муниципальная земля под водопроводный колодец по ... не выделялась.

Он считает, что Светлоградский «Межрайводоканал» предъявляет к нему незаконное требование об установке индивидуальных приборов учета холодной воды (счетчиков) в технологических колодцах, расположенных в местах врезки в центральный водопровод.

По его мнению, жильцы частных домов должны иметь возможность установления приборов учета в помещении, что соответствует СНиП02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация».

Ст. 52 «Правил предоставления коммунальных услуг» на потребителя возложен ряд обязанностей, в том числе: при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Статьей 210 ГК РФ установлены обязанности собственника по содержанию имущества. По его мнению, эти требования невыполнимы при выносе счетчика, никто не может обеспечить сохранность счетчиков и пломб, расположенных за пределами домовладения, на улице, в месте общего доступа. Он считает, что только размещение индивидуального прибора учета в составе внутридомовых инженерных сетей будет соответствовать требованиям СНиП 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация», иначе, при размещении индивидуальных приборов учета холодной воды в технологических колодцах, за пределами домовладений частных лиц автоматически наступают последствия в виде массового нарушения прав потребителей.

Согласно п. 11.5 утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.1.0.85. № 189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 N АЧ-2358-8, Изменения № 1. утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.1 1.9 1 № 20, Изменения № 2. утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 № 18-46); счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов по Цельсию. Счетчики типа ВСХ-15, ВСХ-20, ВСХ-25, ВСХ-32, ВСХ-40, ВСХд-15, ВСХд-20, ВСХд-25, ВСХд-32, ВСХд-40 работают в диапазоне температур от +5 до +50 0С (холодная вода), а в части 5 п. 5.2 ГОСТ Р52931-2008 изделия которые требуют диапазона температур от +5 до +50 относятся к группе исполнения В4 и требуют следующих условий размещения - "Обогреваемые и (или) охлаждаемые помещения без непосредственного воздействия солнечных лучей, осадков, ветра, песка и пыли отсутствие или незначительное воздействие конденсации".

Он считает, что настаивая на незаконных требованиях по выносу счетчиков, Светлоградский "Межрайводоканал" провоцирует нарушения: Не исполняется требование размещения счетчиков в помещении, так как согласно ГОСТ 25151-82 водопроводный "колодец" - это сооружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети, а совсем не помещение, предназначенное для установки прибора учета; В колодце невозможно соблюсти требование по соблюдению температурного режима от +5 до +50 градусов по Цельсию и невозможно соблюсти требование по влажности не выше 80%, так как зачастую в колодец подходят грунтовые воды, а в период ливневых дождей и паводков колодцы заливаются водой.

Также он считает, что в этой ситуации грубо нарушаются права потребителей, так как при установке счетчика в недопустимых условиях, условиях отличающихся от установленных, он как потребитель, автоматически лишается установленных ФЗ «О защите прав потребителей» прав на расторжение договора, гарантийное обслуживание и ремонт. В этом случае, при любой поломке продавец откажет в ремонте, обмене, либо возврате денег, сославшись, совершенно законно, на нарушение условий эксплуатации товара (прибора учета). Не могут быть признаны законными действия, направленные на нарушение норм Федерального законодательства.

Он считает, что граница сетей, это место присоединения водопровода к его внутридомовым инженерным системам. Установка прибора учета должна производиться именно на границе с принадлежащими ему как собственнику сетями, то есть в месте присоединения сетей водоснабжения к внутридомовым инженерным системам моего дома. И считает, что именно такая трактовка на самом деле является соответствующей действующему законодательству. В противном случае нарушается основополагающее право граждан на потребление коммунальных услуг, установленных «Правилами предоставления коммунальных услуг», а именно п.51., согласно которому потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу».

В четвертом абзаце ответа от *** водоканал ссылается на пункт 5 ст. 426 ГК РФ разъясняя ему данный пункт статьи - «Это означает, что вновь подключаемые абоненты, в обязательном порядке устанавливают приборы учета на границе сетей, следовательно, ранее подключенные абоненты должны быть приравнены к данной статье.»

Пункт 5 ст. 426 ГК РФ устанавливает, что условия сделки являются ничтожными, если они не одинаковы для всех потребителей. Но в случае с многоквартирными домами Светлоградский «Межрайводоканал» имеет подводящие сети на своем балансе и поставляет воду прямо в жилое помещение, что в свою очередь позволяет жильцам дома устанавливать коллективный счетчик в помещении и не обременяет их содержанием подводящих сетей. Здесь нормы законодательства соблюдены. Но от жильцов частных домов требуются иные условия, а значит, эти условия должны быть признаны ничтожными.

Согласно пункту 7 главы 1 «Правил предоставления коммунальных услуг»: «…ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры». По его мнению, если признать верной позицию Светлоградского «Межрайводоканала», то его ответственность по подаче воды завершается сразу за центральной трубой разводящих сетей, перед счетчиком расположенным в колодце. Но в этом случае подачу воды в жилое помещение (жилой дом) Светлоградский «Межрайводоканал» не обеспечивает, что прямо противоречит нормам действующего законодательства, так как требованиями по предоставлению коммунальных услуг, в п.9 «Правил предоставления коммунальных услуг» установлено: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; Также в п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг» дано понятие «Холодное водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Оба раза речь идет о подаче холодной воды не к счетчику, размещенному в колодце на улице, а в его жилой дом, согласно п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг»: "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Это означает одно - граница сетей и есть место соединения с внутридомовыми инженерными системами. Иное означает, что с Водоканала будет незаконно снято обязательство по подаче воды в его жилой дом (жилое помещение).

Отказываясь регистрировать счетчик водоканал настаивает на расчете за отпуск питьевой воды исходя из нормативов водопотребления, показания прибора учета во внимание не берет, считая его неопломбированым, что на самом деле не так. Счетчик опломбирован заводом изготовителем. Лицензии на поверку водяных счетчиков и их опломбировку у Светлоградского «Межрайводоканала» нет.

Он с пониманием подходит к тому, что Светлоградский «Межрайводоканал» хочет произвести опломбировку, поэтому он не возражает, против проведения опломбировки места установки счетчика, а именно соединения счетчика и трубы по которой подается в его дом вода, после регистрации водяного счетчика.

Поскольку договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод лично с абонентом не заключен, то в соответствии с п.1 ст.540 ГК договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.

Верховным судом Российской Федерации в своих решениях от 13 декабря 2007 № ГКПИ07-933, от 06 марта 2008 № ГКПИ08-232 и кассационных определениях от 17 апреля 2008 № КАС08-116, от 19 июня 2008 г. N КАС08-236 также указал, что собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов.

Он считает, что Светлоградский «Межрайводоканал» ущемляет его права по оплате потребленной воды по счетчику, навязывая ему невыгодные для него условия по оплате водопотребления исходя из нормативов водопотребления.

В судебном заседании истец Тарала В.И. и его представитель по доверенности Жаров С.А. настаивали на удовлетворении исковых требований и просили суд признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» в требовании к Тарала В.И. об установке прибора учета расхода воды в смотровом колодце на месте врезки за пределами его домовладения, расположенного по адресу: ..., незаконными, признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал – Светлоградский «Межрайводоканал», выразившееся в отказе Тарала В.И. как абоненту в регистрации прибора учета воды, незаконными, обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» зарегистрировать прибор учета расхода холодной воды, расположенного по адресу: ..., обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» произвести перерасчет оплаты за потребленную холодную воду, согласно показаниям прибора учета расхода холодной воды, начиная с ***, расположенного по адресу: ..., а также просили взыскивать с ответчика в пользу истца понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины -.- рублей и расходы по оплате услуг юриста -.- рублей.

В судебном заседании представитель ответчика филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» по доверенности Козырев Н.А. возражал против удовлетворения исковых требований и просил в удовлетворении исковых требований Тарала В.И. отказать, мотивируя свои возражения следующим.

В соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006г. №83, регулирующих порядок подключения водопроводных сетей абонента и ресурсоснабжающей организации ***, гражданину ---, у которого в -.- году истец приобрел жилой дом, выданы технические условия с последующим изготовлением рабочего проекта на строительство дворового внутридомового водопровода, в которых указано, что прибор учета должен быть установлен в колодце №1 на врезки. Следовательно, при продаже жилого дома, место подключения осталось неизменным, так как заявление на реконструкцию водопровода от абонентов не поступало, поэтому ранее выданные технические условия и существующий рабочий проект прежнему хозяину не утрачивает юридическую значимость документа для нового собственника.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).

Так как договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, распространяются на отношения с любыми потребителями как заключившими договор, так и имеющими намерение его заключить.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307, устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.

Согласно п. 7 Правил № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления.

Судебные органы неоднократно проверяли абз. 2 п. 7 Правил № 307 на соответствие действующему законодательству и не обнаружили нарушений в действующей системе оплаты за коммунальные ресурсы положениям Жилищного кодекса РФ, другим федеральным законам, в том числе и Закону РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

По мнению представителя ответчика, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления. Применение порядка оплаты в соответствии с нормами действующего законодательства РФ устанавливает равноправные, паритетные условия при исполнении договора.

Он считает, что принятие в эксплуатацию приборы учета, установленные не на границе сетей, является нарушением и не исполнением п. 7 Правил № 307. Оплата по показаниям прибора учета установленного внутри жилого помещения действующим законодательством не предусмотрена. Правилами № 307 предусмотрено право потребителя самостоятельно определять способ оплаты.

В том случае, если потребитель желает оплачивать за потребленную воду по показаниям прибора учета ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал» выдает технические условия на оборудование водопроводного колодца на границе сетей принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры тем потребителям, у которых водопроводный колодец отсутствует, его необходимо построить, так как иного места установки прибора учета воды как не на границе сетей действующим законодательством не предусмотрено.

Он считает, что предприятие своими действиями исполняет условия публичного договора, но никак не злоупотребляет доминирующим положением на рынке и не навязывает потребителям невыгодные для него условия.

Обоснованность установки прибора учета в водопроводном колодце заключается в следующем.

В соответствии с п.4.1 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, производственного, противопожарного) включают: вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.

Согласно п.49 Государственного стандарта ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения» водопроводным вводом признается трубопровод, соединяющий водопроводную сеть с внутренним водопроводом здания или сооружения. Пунктом 45 указанного Государственного стандарта предусмотрено, что водопроводная сеть это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления.

В соответствии с п. 10.5 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях надлежит предусматривать на каждом вводе.

Согласно п. 8.30. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах).

При подключении водопроводного ввода к водопроводной сети должна быть установлена запорная арматура в водопроводном колодце, на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, и водопроводный колодец должен быть оборудован у каждого собственника жилого дома. При отсутствии запорной арматуры и колодца на водопроводном вводе, собственнику жилого дома необходимо построить водопроводный колодец и установить запорную арматуру.

П. 11.5 СНиП 02.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»: установлено, что счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 50 С.

Он считает, что водопроводный колодец является помещением для установки водомерного узла, так как в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением является часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Под водопроводным колодцем понимается сооружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети (п. 50 Государственного стандарта ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения»).

Водопроводные колодцы проектируются в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». При этом требования СНиП 2.04.02-84*«Водоснабжение» наружные сети и сооружения» обеспечивают выполнение условий в части установки счетчиков холодной воды: удобность для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом, естественные освещение и температуру внутреннего воздуха не ниже 5 градусов. СНиП 02.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» предусматривает для снятия показаний и обслуживания счетчиков холодной воды наличие эксплуатационного персонала.

Требования заявителя по обустройству колодца не противоречат СНиП 02.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Следующим моментом, указывающий на наличие приборов учета на границе сетей, предусмотрено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет требование обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.

Также предусмотрено, что в случае если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены указанным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, то исполнение требований указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам. Иное Правилами № 307 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает на обязанность собственников жилых домов обеспечить до 1 января 2012г. введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона т.е. на 27 ноября 2009 г., так как в соответствии со ст. 49 указанного закона предусмотрено, что в законную силу вступает со дня его официального опубликования

В силу п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Указанный порядок не является нормативным правовым актом, так как не обладает вышеперечисленными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

Порядок разработан во исполнение п.5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому до 1 января 2012 года собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Верховный суд Российской Федерации в своих решениях от 13 декабря 2007 № ГКПИ07-933, от 12 декабря 2006 № ГКПИ06-1228, от 06 марта 2008 № ГКПИ08-232 и кассационных определениях от 17 апреля 2008 № КАС08-116, от 26 апреля 2007 № КАС07-128, от 19 июня 2008 г. N КАС08-236 также указал, что собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативу потребления.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009г. № 5290/09 учет потребления производится либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях собственника на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и собственником, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.

Он считает, что правомерность действий ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по отказу в опломбировании прибора учета, установленного внутри жилого помещения подтверждается также постановлением суда надзорной инстанции Ставропольского краевого суда от 18.03.2010г., решением Кочубеевского районного суда от 04 мая 2010г., оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 июня 2010г., кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2011г. Также проводилась проверка Прокуратурой Петровского района, на действия филиала по понуждению абонентов производить установку приборов учета на границе сетей. Однако результатами проверки установлено, что требования водоканала являются законными и мер прокурорского реагирования нет. В связи с этим прокурор Петровского района опубликовал статью в местной газете «Петровские Вести, в которой указал гражданам, о правомерных действиях со стороны филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал». Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, применению подлежат п. 2,4,5 ст. 426, ст.167,168 ГК РФ.

В случае если предусмотренные законом обязательные для сторон при заключении и исполнении условия публичных договоров, не соответствуют требованиям Правил № 307, то они являются ничтожными и не подлежат применению.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Ответчик не требует оплату по нормативу потребления в случае отсутствия прибора учета на границе сетей до вступления Правил № 307 в силу.

В связи он считает, что необоснованны выводы антимонопольного органа о том, что в данном случае акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.

Суд, заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и предоставленные сторонами доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Тарала В.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., на основании договора продажи недвижимости от ***, а также собственником земельного участка площадью -.- кв.м., расположенного по тому же адресу, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии -.- --- и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** ---.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В судебном заседании установлено, что с абонентом Тарала В.И. договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод не заключался, а в соответствии с п.1 ст.540 ГК в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Также в судебном заседании установлено, что в октябре -.- г. истцу контролером Светлоградского «Межрайводоканала было дано устное распоряжение о том, что установленный у него в летней кухне водяной счетчик необходимо заменить или провести поверку его работоспособности.

Абонентом Тарала В.И. установлен новый прибор учета потребления воды на место прежнего прибора учета в своем домовладении, в летней кухне, после чего *** Тарала В.И. обратился с письменным заявлением в филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» об опломбировке прибора учета в его домовладении, при этом им произведена оплата в сумме -.- рублей. Однако ему было отказано в опломбировке прибора учета и предъявлено требование об установке прибора учета в колодце за пределами территории его домовладения на расстояние 50 метров.

Из ответа филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» абоненту Тарала В.И. от *** за исх. --- за подписью директора филиала Антонова И.Г. следует, что по результатам рассмотрения заявления Тарала В.И. о регистрации водомера, Светлоградский «Межрайводоканал» отказывает Тарала В.И. в опломбировании водомера, установленного в летней кухни домовладения последнего, на прежнем месте, в виде отсутствия законных оснований. Также из ответа следует, что ответчиком расчет за отпуск питьевой воды будет исчисляться по нормативам потребления, пока прибор учета не будет опломбирован, и показания неопломбированного прибора учета ответчиком во внимание приниматься не будут.

Суд считает требования ответчика филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» об установке прибора учета потребления воды в смотровом колодце, расположенном за пределами земельного участка, расположенного по адресу: ..., принадлежащего Тарала В.И., незаконными по следующим основаниям.

Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Министерством регионального развития РФ было подготовлено письмо от 20.03.07 №4967-СК/07 «О применении п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ил принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Сети инженерно-технического обеспечения согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газ-, водоснабжения и водоотведения.

Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю либо ресурсоснабжающей организации не указывается, тем самым прибор учета воды устанавливается на границе сетей жилого дома, к каковым относятся внутридомовые инженерные сети с системами коммунальной инфраструктуры не зависимо, в чьей собственности находятся последние.

Это положение относится с утвержденным постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 г. №189 строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85 (в ред. поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 №АЧ-2358-8, Изменения №1. утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 №20, Изменения №2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 №18-46)», согласно которым счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов.

Как следует из утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.85 №189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 04.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 №АЧ-2358-8, Изменения №1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 №20, Изменения №2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 №18-46):

11.5. Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов.

14.6. Для контроля за утечкой воды из трубопроводов, проложенных в каналах, следует предусматривать устройство контрольных колодцев диаметром 1 м. Расстояние от дна канала до дна колодца следует принимать не менее 0,7 м. Стенки колодца на высоту 1,5 м. и его днище должны иметь гидроизоляцию. При устройстве колодцев в грунтовых условиях типа 2 основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м. Контрольные колодцы следует оборудовать автоматической сигнализацией о появлении в них коды.

Учитывая, что по определению, данному в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.03 №475, от 13.02.06 №83, от 23.05.06 №307) «контрольный канализационный колодец» - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации, суд считает требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» об установке в таком колодце прибора учета противоречащими правовым нормам, поскольку колодец предназначен только лишь для целей, указанных выше.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, при установке прибора учета за пределами домовладения абонента Тарала В.И., бремя содержания, а также и ответственность за сохранность самого прибора и пломбы на нем, остается на собственнике, т.е. Тарала В.И.

В соответствии с указанной нормой закона Тарала В.И. несет ответственность за сохранность своего индивидуального прибора учета воды, а как установлено судом смотровой колодец находится за пределами ее домовладения на расстоянии 50 метров, и располагается на землях муниципального образования .... Поэтому суд считает, что в указанном смотровом колодце невозможна надлежащая эксплуатация прибора учета расхода воды.

Согласно приложению №1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 (ред. от 04.09.2000), домовладение – жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

В соответствии с ч.2, ст.16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании.

В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно.

Под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю, либо по иным предусмотренным законом основаниями, отличительной чертой, которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.

Согласно ч.1, ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В судебном заседании установлено, что земельный участок под строительство и обустройство смотрового колодца администрацией села Благодатное Тарала В.И. не предоставлялся.

Таким образом, границей эксплутационной ответственности является линия раздела между земельным участком Тарала В.И. и муниципальными землями. Следовательно, требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» к Тарала В.И. об обязании последнего произвести вынос индивидуального прибора учета холодного водоснабжения за территорию земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в колодец, расположенный на землях муниципального образования ..., являются незаконными, поскольку у Тарала В.И. имеются юридические права только на собственный земельный участок.

Согласно п.3 Правил №307 «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.8 Правил №307 условия договора о потреблении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам №307 и иным нормативным правовым актам РФ.

Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными, достоверно установленными, а исковые требования подлежащими удовлетворению, так как из анализа указанных выше положений и с учетом вышеуказанных положений нормативно-правовых актов следует, что требования ответчика об установке приборов учета в смотровом колодце за пределами внешних границ домовладения, как жилого дома, так и земельного участка, находящегося в собственности абонента, незаконны.

Суд считает, что доводы филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о том, что обязанность абонента устанавливать прибор учета потребления воды в колодец на врезке установлена п.6, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. №262-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не обоснованными, так как указанная норма не содержит норм, обязывающих абонентов устанавливать прибор учета именно в колодце. Кроме того, доводы ответчика о том, что прибор учета потребления воды необходимо устанавливать в колодце противоречит положениям подп. «г» п.52 Правил, в соответствии с которым потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что за период незаконного отказа Тарала В.И. в опломбировке вновь установленного в домовладении прибора учета холодной воды оплата за холодное водоснабжение начислялась по нормативам потребления.

С заявлением на опломбировку нового прибора учета Тарала В.И. обратился в филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» *** Таким образом, прибор учета не был опломбирован в течение 30 календарных дней не по вине абонента Тарала В.И.

Кроме того, необходимо учитывать требования, закрепленные в п. 32 вышеназванных Правил, что в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, отведенных бытовых стоков, для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. У абонента Тарала В.И. прибор учета воды был заменен в срок, не превышающей 30 дней, поэтому оплату следует производить по показаниям индивидуального прибора учета.

Суд, руководствуясь ст.100 ГПК РФ, исходя из принципов разумности и справедливости, считает необходимым уменьшить сумму расходов истца по оплате услуг представителя с -.- рублей до -.- рублей, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, и суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме -.- рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расхода по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 151, 209, 210, 215, 539-543, 546-548, 1101 ГК РФ, пунктами 3, 6, 7, 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» в части требований к Тарала В.И. об установке прибора учета расхода воды в смотровом колодце на месте врезки за пределами его домовладения, расположенного по адресу: ..., - незаконными.

Признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал – Светлоградский «Межрайводоканал», выразившееся в отказе Тарала В.И. как абоненту в регистрации прибора учета расхода холодной воды, установленного в его домовладении, расположенным по адресу: ..., - незаконными.

Обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» произвести опломбировку прибора учета потребления воды в установленном законом порядке на территории домовладения, расположенного по адресу: ....

Обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» произвести абоненту Тарала В.И. перерасчет оплаты за потребленную воду за период незаконного отказа в опломбировки прибора учета с ***, исходя из показаний индивидуального прибора учета расхода воды, установленного в домовладении Тарала В.И. по адресу: ....

Взыскать с филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Светлоградский «Межрайводоканал» в пользу Тарала В.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере -.- рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере -.- рублей, а всего -.- рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.

Судья Петровского районного суда

Былинкин В.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200