Дело №2–414
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года
г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,
при секретаре Харченко Л.И.
с участием: истца Стрельцова В.Ф.;
представителя ответчика Чернышевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельцова В.Ф. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району в назначении досрочной трудовой пенсии.
У С Т А Н О В И Л:
Стрельцов В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району от *** --- в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что *** он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как его трудовой стаж дает право на назначение такой пенсии.
*** Управлением Пенсионного фонда РФ по Петровскому району было вынесено решение об отказе в назначении пенсии за ---. Указанное решение было мотивировано тем, что согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым право на назначение досрочной трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Период прохождения военной службы по призыву с *** по *** не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлениями Правительства РФ от 11 июля 2002г. №516 в стаж на соответствующих видах работ засчитывается период получения пособия по государственном социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ иных периодов.
По мнению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 24 года 7 месяцев.
С решением Управления пенсионного фонда РФ по ... ---, в части указанного периода, он не согласен по следующим причинам.
Он действительно в период времени с *** по *** проходил военную службу по призыву в рядах ВС СССР, что подтверждается военным билетом. До службы в армии он работал учителем в -.- ... с ***. В армию его призвали непосредственно с должности учителя. После службы в армии он также сразу пошел работать преподавателем черчения и рисования в Светлоградской средней школе ---. В период прохождения им службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившее юридическую силу с ***. В соответствии с п. 1 п.п. «а», «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается и служба в составе Вооруженных сил СССР. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-п в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно - правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Он находился на службе в Советской Армии по призыву в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
В период времени с -.-., когда он проходил срочную службу в рядах ВС ССР, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, и поэтому он считает, что ссылка работников Пенсионного фонда РФ по Петровскому району на постановление Правительства РФ от 1 июля 2002г. №516, согласно которому в стаж на соответствующих видах работ засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ иных периодов, является незаконной, так как на тот период времени оно не действовало.
Он считает, что своим решением управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району нарушило его Конституционные права, а в частности ст. 39 Конституции РФ, где указано, что государство устанавливает право граждан на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Он считает, что его право на досрочную пенсию нарушено, так как стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет более 25 лет и является достаточным для назначении досрочной трудовой пенсии по старости, согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании истец Стрельцов В.Ф. настаивал на удовлетворении исковых требований, и просил суд признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от *** на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным, и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району включить ему в специальный трудовой стаж период прохождения военной службы по призыву с *** по ***, с назначением и выплатой ему пенсии с момента подачи заявления, т.е. с ***
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК по доверенности Чернышева Т.В. исковые требования не признала и просила суд отказать Стрельцову В.Ф. в удовлетворении иска, мотивируя свои доводы тем, что период прохождения Стрельцовым В.Ф. военной службы по призыву с *** по *** не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлениями Правительства РФ от 11 июля 2002г. №516 в стаж на соответствующих видах работ засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ иных периодов.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Стрельцов В.Ф. обратился *** в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** Стрельцову В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого стажа работы, так как по мнению Пенсионного фонда на момент обращения ***, стаж работы заявителя Стрельцова В.Ф., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составил -.- года -.- месяцев. Период прохождения Стрельцовым В.Ф. военной службы по призыву с *** по *** не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлениями Правительства РФ от *** --- в стаж на соответствующих видах работ засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ иных периодов.
В соответствии с п.п.19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно записям в трудовой книжке Стрельцова В.Ф., *** он принят на работу в Киевскую среднюю школу ... учителем технического труда и уволен *** в связи с уходом в ряды Советской Армии, приказ --- от ***
Согласно записям военного билета Стрельцова В.Ф., он призван на действительную военную службу *** и на основании приказа МО СССР --- от *** уволен в запас ***.
Также согласно справке отдела образования администрации Апаначсенковского муниципального района Ставропольского края ---, Стрельцов В.Ф. был принят учителем труда с *** в -.-, приказ -.- от ***, и уволен *** в связи с уходом в ряды Советской Армии, приказ --- от ***. Основание выдачи справки: приказы заведующего Апанасенковского РОНО за -.- г.
В период прохождения Стрельцовым В.Ф. службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п.1, п.п. «а», «г» указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается и служба в составе Вооруженных сил СССР.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу и, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подп. "г" п. 1 которого предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Стрельцова В.Ф. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст. 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые подлежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П).
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положением ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление КС РФ от 29.01.04 № 2-П).
Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в определении от 5.11.2002 года по жалобе Ю.И.Спесивцева на нарушение его Конституционных прав положениями ст. ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционных суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 3.06.2004 года № 11-П).
На основании изложенного, суд находит заявление Стрельцова В.Ф. на действия «Управления» по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, а отказ «Управления» незаконным и ограничивающим его конституционные права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право гражданина на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях предусмотренных законом. Из положения ст. 55 Конституции РФ следует, что не подлежат применению законы, ущемляющие установленные права гражданина. Не включение в специальный стаж указанного периода незаконно ограничивает конституционные права Стрельцова В.Ф., т.к. определением Конституционного суда РФ по запросу Сормовского райсуда г.Нижнего Новгорода о проверки Конституционности п.п.2,п.1, п.2, п.3, ст.27, п.1, п.2, ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что положение п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не препятствует суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела суд пришел к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющих какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, принять решение на основе Конституции РФ, Федерального Закона, а поэтому, исходя из этого, суд находит требования Стрельцова В.Ф. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.39, 55 Конституции РФ, п.п. 19, п. 1, ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение об отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** в назначении Стрельцову В.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным, и обязать Государственное учреждении Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края включить Стрельцову В.Ф. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период прохождения Стрельцовым В.Ф. военной службы по призыву с *** по ***, с назначением и выплатой пенсии с момента подачи заявления с ***.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.
Судья Петровского районного суда
Былинкин В.П.