Дело №2- 546
ОПРЕДЕЛЕНИЕ31 мая 2011 года
г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Черноволенко С.И.,
с участием:
заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края - Алферова Р.В.,
Мирза Е.Н.,
представителя ответчика - ведущего специалиста - юрисконсульта отдела правового и кадрового обеспечения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края - Тюлюпа Е.Ф., действующей на основании доверенности,
при секретаре - Дубровиной Э.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района в интересах Мирза Е.Н. к администрации Петровского муниципального района, правительству Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Петровского района, в интересах Мирза Е.Н., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петровского муниципального района, правительству Ставропольского края, в котором просит обязать администрацию Петровского муниципального района предоставить Мирзе Е.Н., состоящей на учёте в качестве нуждающейся в улучшении
жилищных условий, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», денежные средства (субсидию) для приобретения жилья размером 33 квадратных метра, исходя из стоимости 17950 рублей за квадратный метр, в сумме 592350 рублей. Обязать Правительство Ставропольского края обеспечить передачу администрации Петровского муниципального района необходимых денежных средств в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для выделения Мирза Е.Н. денежных средств (субсидии) для приобретения жилья размером 33 квадратных метра, исходя из стоимости -.- рублей за квадратный метр, в сумме -.- руб.
Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой Петровского района проведена проверка по поступившему обращению Мирзы Е.Н. о нарушении её жилищных прав. По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Мирза Е.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
27.06.2008 года Мирза Е.Н. закончила обучение в учреждении профессионального образования «Светлоградский педагогический колледж». Постановлением главы администрации г.Светлоград №839 от 20.08.2009 года Мирза Е.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередников для получения жилых помещений. Мирза Е.Н. была включена в утверждённые начальником отдела образования Петровского муниципального района Черниговским В.Н. единые реестры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на внеочередное получение жилья по состоянию на 01.01.2010 года, 01.01.2011 года. В соответствии с действующим законодательством Мирза Е.Н. должна быть обеспечена жильём незамедлительно.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии с положениями ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно положений ст.8 ФЗ №159 от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно требований ст.ст.2,7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
В соответствии с п.п.2,3,5 «Порядка предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждёнными постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п, дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в учреждении среднего и профессионального образования имеют право на субсидии. Субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Решение о предоставлении субсидии принимается в 10-дневный срок.
В соответствии с приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края №71 от 28.03.2011 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края на II квартал 2011 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края на II квартал 2011 года, подлежащая применению при расчете субсидий, единовременных денежных выплат, социальных выплат, доплат к субсидиям и единовременным денежным выплатам за счет средств бюджета Ставропольского края или путем предоставления субсидий на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края в Петровском муниципальном районе составляет -.- рублей за 1 квадратный метр.
В связи с допущенными нарушениями жилищных прав Мирза Е.Н. ранее прокуратурой района в адрес главы администрации Петровского муниципального района внесено представление, однако Мирза Е.Н. до настоящего времени жильём не обеспечена, законное требование заместителя прокурора об обеспечении жильём Мирза Е.Н. не исполнено.
Как следует из ответа главы администрации Петровского муниципального района на указанное представление, в 2011 году приобретение жилья для Мирза Е.Н. не планируется, право на внеочередное приобретение жилья Мирза Е.Н. будет реализовано в последующие годы.
Согласно ответа начальника отдела образования администрации Петровского муниципального района на направленный прокуратурой района запрос в соответствии с размером выделенных денежных средств в 2011 году в Петровском районе планируется приобретение жилья 10 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в число которых Мирза Е.Н. не входит. Субвенции за счет средств краевого бюджета составили -.- руб., субвенции за счет средств федерального бюджета составили -.- руб.
Как следует из «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года», в ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Исходя из определения Верховного Суда РФ № 85-В10-7 от 08.02.2011, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Таким образом, Мирза Е.Н. в нарушение требований законодательства до настоящего времени не обеспечена администрацией Петровского муниципального района жилым помещением. 26.04.2011 года Мирза Е.Н. по месту её постановки на учёт в адрес главы администрации Петровского муниципального района направлено заявление о предоставлении денежных средств (субсидии) на приобретение жилья, по результатам рассмотрения которого Мирза Е.Н. в предоставлении субсидии отказано. Ссылка администрации Петровского муниципального района на то, что Мирза Е.Н. не имеет на данный момент временную или постоянную регистрацию на территории Петровского района, в связи с чем ей необходимо зарегистрироваться на территории Петровского района для решения вопроса о предоставлении ей субсидии, с учётом того, что Мирза Е.Н., не имеет места жительства, как раз по причине бездействия администрации и невыполнения возложенных функций, свидетельствует об игнорировании администрацией требований законодательства и нарушении прав человека, в частности конституционного права на жилище, предусмотренного ст.40 Конституции РФ.
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд в интересах гражданина в случае, если указанный гражданин обратился в прокуратуру района с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном фондах.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Петровского муниципального района Ставропольского края - Тюлюпа Е.Ф. представила копию постановления администрации Петровского муниципального района Ставропольского края №--- от *** года «О предоставлении денежных средств (субсидии) на приобретение жилья лицу из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мирза Е.Н., 15.02.1987 года рождения.
Зам. прокурора Петровского района Алферов Р.В. в судебном заседании отказался от исковых требований и просил прекратить производство по данному делу, а также просил принять его отказ от иска, последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.220, ст.221 ГПК РФ ему понятны, его отказ является добровольным.
Мирза Е.Н. и представитель ответчика - администрации Петровского муниципального района Ставропольского края - Тюлюпа Е.Ф. в судебном заседании не возражали прекратить производство по данному делу в связи с отказом зам. прокурора Петровского района Алферов Р.В. от иска.
Представитель ответчика - ведущий специалист Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - С.И. Саченко, действующая на основании доверенности Правительства Ставропольского края от 26.05.2011г. №01-26/3436, в судебное заседание не явилась, направила возражения на исковое заявление, и просила рассмотреть данное дело в её отсутствие.
Принимая во внимание заявление зам. прокурора Петровского района Алферов Р.В. о прекращении производства по делу, суд приходит к следующему.
Прокурор Петровского района, в интересах Мирза Е.Н., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петровского муниципального района, правительству Ставропольского края, в котором просит обязать администрацию Петровского муниципального района предоставить Мирза Е.Н., состоящей на учёте в качестве нуждающейся в улучшении
жилищных условий, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», денежные средства (субсидию) для приобретения жилья размером 33 квадратных метра, исходя из стоимости -.- рублей за квадратный метр, в сумме 592350 рублей. Обязать Правительство Ставропольского края обеспечить передачу администрации Петровского муниципального района необходимых денежных средств в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для выделения Мирза Е.Н. денежных средств (субсидии) для приобретения жилья размером 33 квадратных метра, исходя из стоимости -.- рублей за квадратный метр, в сумме -.- руб.
Представитель ответчика - администрации Петровского муниципального района Ставропольского края - Тюлюпа Е.Ф. представила копию постановления администрации Петровского муниципального района Ставропольского края №--- от *** года «О предоставлении денежных средств (субсидии) на приобретение жилья лицу из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мирза Е.Н., 15.02.1987 года рождения.
Зам. прокурора Петровского района Алферов Р.В. отказался от исковых требований и просил прекратить производство по данному делу.
Суд считает, что имеются все основания принятия отказа истца от искового заявления и прекращения производства по делу, так как его отказ от иска и прекращение производства по делу не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, а также истцу известны последствия принятия судом его отказа от искового заявления, предусмотренные ст.ст.220,221 ГПК РФ.
Отказ от иска сделан истцом добровольно, без условий совершения каким-либо иным лицом разного рода юридических или фактических действий, а поэтому не является ничтожным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 93, 173, 220,221, 224-227 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края Алферова Р.В. от искового заявления прокурора Петровского района в интересах Мирза Е.Н. к администрации Петровского муниципального района, правительству Ставропольского края о предоставлении жилого помещения.
Производство по делу по исковому заявлению прокурора Петровского района в интересах Мирза Е.Н. к администрации Петровского муниципального района, правительству Ставропольского края о предоставлении жилого помещения прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Ставропольский краевой суд.
Судья Петровского райсуда
С.И. Черноволенко