Дело № 2-519 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Светлоград 07 июня 2011 года Судья Петровского районного суда Ставропольского края Рогозин В.В., при секретаре Мишура П.И., рассмотрев ходатайство Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления, исковое заявление Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю к Савченко В.П. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, по налогу на имущество и пени У С Т А Н О В И Л: Межрайонная ИФНС России №3 по Ставропольскому краю обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления, исковым заявлением к Савченко В.П. о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 5 рублей 07 копеек и пени в размере 77 копеек, взыскании недоимки по налогу на имущество в размере 372 рубля 18 копеек и пени в размере 240 рублей 01 копейка. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления в суд мотивировано следующим. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления в суд мотивировано следующим. Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Её реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить её исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица, причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушался бы воплощенный в статье 57 Конституции РФ конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановление Конституционного суда РФ К9-П от 14.07.2005 года). От добровольного исполнения конституционной обязанности в значительной мере зависит выполнение государством своей социальной роли, охраны его суверенитета, обороноспособности. Савченко В.П. не выполнил конституционную обязанность по уплате налогов, тем самым нарушила морально-этический принцип правового государства – добросовестность. Межрайонная ИФНС России №3 по Ставропольскому краю просит суд, защищать право государства в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на своевременное, полное поступление в бюджет налогов и восстановить срок на предъявление в суд искового заявления, поскольку на это имеется юридическая возможность. В соответствиип.2 ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Таким образом, НК РФ предусмотрена возможность восстановления судом срока подачи искового заявления, в случае заявления налоговым органам соответствующего ходатайства. При рассмотрении ходатайства инспекция просит учесть, что обращение в суд с исковым заявлением преследуется цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей. Отказ налоговому органу в осуществлении правосудия, в связи с пропуском срока на обращение с исковым заявлением, повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и как следствие приведет к не полному его формированию. Кроме этого, налогоплательщиком нарушена обязанность, предусмотренная ст.23 НК РФ, по уплате законно установленных налогов в бюджет, вследствие чего за ним числится задолженность по налогам. В случае отказа в восстановлении срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ, указанные суммы задолженности будут являться невосполнимыми потерями для бюджета. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 48 НК РФ, инспекция просит восстановить срок на подачу искового заявления в суд и принять его к производству. Исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю к Савченко В.П. обусловлены следующим. Савченко В.П. ИНН --- проживающий по адресу: Ставропольский край Петровский район г. Светлоград ул. Набережная, 13, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 от 09.12.1991 года налогоплательщик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со сведениями, предоставленными налоговой инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию имущества Савченко В.П. принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу: Ставропольский край Петровский район с. Константиновское ул. Калинина, 46. На основании сведений, имеющихся у налогового органа, в соответствии со ст.5 Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991 года налоговым органом Савченко В.П. была исчислена сумму налога как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, расчет которой был указан в налоговом уведомлении №107586 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В соответствии со статьей.5 Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991 года уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего налогового периода. В нарушении ст.45 НК РФ налогоплательщик Савченко В.П. не исполнил обязанность по уплате налога. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 года №20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель в праве добавить дополнительный платеж – в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В соответствии с п.11 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ. На основании представленных сведений Савченко В.П. в 2008 году имел в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край Петровский район с. Константиновское ул. Калинина, 46. В соответствии со ст.388 НК РФ Савченко В.П. является плательщиком земельного налога. В соответствии с ч.3 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований. На основании сведений, имеющихся у налогового органа, Савченко В.П. была исчислена сумма налога, которая была указана в налоговом уведомлении №2800334 на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год и направленном в адрес налогоплательщика. В соответствии со статьёй 397 НК РФ и решением представительного органа муниципального образования, суммы налога должны уплачиваться: авансовые платежи - не позднее 15 сентября и не позднее 15 ноября, налог - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговым органом уведомление было направлено налогоплательщику, однако обязанность по уплате налога Савченко В.П. не исполнил. В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 года № 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В силу п.2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Налогоплательщику в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ, было направлено требование №330895 от 17.12.2008 года об уплате налогов, в котором указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность по состоянию на 17.12.2008 года: по земельному налогу 5 рублей 07 копеек, пени 77 копеек, по налогу на имущество в размере 372 рубля 18 копеек и пени в размере 240 рублей 01 копейка. Налоговое уведомление №107586 и требование №30895 направлены налогоплательщику повторно 21.03.2011 года заказным письмом, что подтверждается почтовым реестром. До настоящего времени задолженность не уплачена. Ответчик и.о. начальника Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ставропольскому краю Овсянников В.А. просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Инспекции и вопрос о взыскании недоимки по налогу оставляет на усмотрение суда. Ответчик Савченко В.П. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещённым о дате, месте и времени судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС №3 по Ставропольскому краю подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Пункт 2 ст.48 НК РФ устанавливает, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть, фактически, как следует из требования №30895 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.12.2008 года, срок подачи соответствующего заявления окончился 11.07.2009 года, тогда как исковое заявление поступило в суд 11.05.2011 года. В тоже время, изложенные в ходатайстве о восстановлении процессуального срока обстоятельства - защита интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, позволяют суду отнести их к уважительным, а поэтому суд считает необходимым восстановить его. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 от 09.12.1991 года налогоплательщик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со сведениями, предоставленными налоговой инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию имущества Савченко В.П. в 2008 году принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу: Ставропольский край Петровский район с. Константиновское ул. Калинина, 46. На основании сведений, имеющихся у налогового органа, в соответствии со ст.5 Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991 года налоговым органом Савченко В.П. была исчислена сумму налога как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, расчет которой был указан в налоговом уведомлении №107586 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008 год. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Правоотношения в сфере земельного налогообложения регулируются нормами гл.31 НК РФ. В частности, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которая в свою очередь признает объектом налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Из представленных сведений следует, что Савченко В.П. в 2008 году имел в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край Петровский район с. Константиновское ул. Калинина, 46. Исчисление земельного налога, размер платежа произведены в налоговом уведомлении №280334 на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год. Согласно требованию №30895 по состоянию на 17.12.2008 года за Савченко В.П. числилась задолженность по уплате земельного налога в размере 5 рублей 07 копеек и пени в размере 77 копеек, по налогу на имущество в размере 372 рубля 18 копеек и пени в размере 240 рублей 01 копейка, которую было предложено погасить в срок до 11.01.2009 года. Уведомление и требование повторно были направлены Савченко В.П. 21.03.2011 года, однако, сведения об оплате установленных налогов и пени до настоящего времени отсутствуют. Размер и произведенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Ставропольскому краю исчисление суммы по уплате земельного налога и налога на имущество у суда сомнений не вызывает. Ответчик доводов о необоснованности иска не предъявил. Кроме того, в соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии с п.2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Таким образом, пени начисляются за весь период времени прошедший с момента, когда нужно было исполнить обязанность по уплате налога и начисляются до момента фактической уплаты налога. Расчет пени, произведенный истцом в выписке из лицевого счета по состоянию расчетов на 22.04.2011 года, судом проверен, сомнений не вызывает, признан обоснованным и произведенным в соответствии с требованиями ст.75 НК РФ, сумма пени в размере 77 копеек и пени в размере 240 рублей 01 копейка определена за период с 01.01.2008 года по 01.01.2009 года. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленные Межрайонной ИФНС №3 по Ставропольскому краю требования нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы и подлежат удовлетворению. Также в соответствии со ст.103 ГПК РФ следует взыскать с Савченко В.П. в доход бюджета государственную пошлину, от которой истец освобождён в силу закона, в сумме 400 рублей. Руководствуясь ст.ст.112, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Восстановить Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю срок обращения в суд исковым заявлением к Савченко В.П. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2008 год и пени, и взыскании недоимки по налогу на имущество за 2008 год и пени. Взыскать с Савченко В.П. в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю недоимку по земельному налогу в размере 5 рублей 07 копеек и пени в размере 77 копеек, взыскании недоимки по налогу на имущество в размере 372 рубля 18 копеек и пени в размере 240 рублей 01 копейка, а также взыскать с Савченко В.П. в доход бюджета Петровского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, а Савченко В.П. вправе подать в Петровский районный суд заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Судья -