Решение по делу №2-587 по иску прокурора Петровского района в защиту интересов МО с. Сухая Буйвола и неопределенного круга лиц к главе МО с. Сухая Буйвола Тенькову А.И. о возложении обязанности на главу принять меры по предотвращению возникновения конфли



Дело №2-587Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Светлоград

7 июля 2011 года

Судья Петровского районного суда Ставропольского края Рогозин В.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Блынского С.Л.,

ответчика Тенькова А.И.,

при секретаре Мишура П.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района в защиту интересов муниципального образования с. Сухая Буйвола и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькову А.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петровского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования с. Сухая Буйвола и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькову А.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-управляющей делами муниципального образования с. Сухая буйвола Петровского района ФИО 1 и главой муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца посредством перевода на работу, не связанную с замещением должности муниципальной служащей, либо увольнения, свои требования мотивирует следующим.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от *** «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Закон № 273-ФЗ) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от *** №273-ФЗ).

Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность муниципальных служащих уведомлять представителя работодателя о возникшем конфликте интересов свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы. Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона №273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № Пр-1568 от *** (далее по тексту – Национальный план противодействия коррупции), Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В соответствии с п.5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Генеральному прокурору и подчинённым прокурорам поручено усилить надзор за исполнением главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе.

Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции», утверждённой Указом Президента РФ --- от *** (далее по тексту – Национальная стратегия противодействия коррупции) основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются: повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции, совершенствование работы кадровой службы.

Согласно п.9 Национальной стратегии противодействия коррупции, национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период.

Пунктом 8.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от *** --- определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам противодействия коррупции.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от *** --- – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Закона № 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В соответствии с положениями ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ от *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Устава муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района главой местной администрации является глава муниципального образования, избираемый на муниципальных выборах.

В соответствии с ч.10 ст.32 Устава муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района глава поселения, возглавляя администрацию поселения, разрабатывает и представляет на утверждение представительного органа структуру администрации, формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования. Главой муниципального образования с.Сухая Буйвола непрерывно с *** является Теньков А.И.

Распоряжением главы администрации с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края --- «а»-р от *** была принята на работу муниципальной служащей и назначена на должность управляющей делами администрации муниципального образования ... Буйвола супруга Тенькова А.И. – ФИО 1, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ***.

Указанная должность связана с непосредственной подчинённостью и подконтрольностью. Так, в соответствии с должностной инструкцией управляющего делами администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола, утверждённой главой муниципального образования с. Сухая Буйвола, управляющая делами администрации назначается на должность и освобождается от занимаемой должности распоряжением администрации муниципального образования с.Сухая Буйвола.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 32 Устава муниципального образования с. Сухая Буйвола в случае временного отсутствия главы поселения, а равно в случае отзыва главы поселения, а также в иных случаях невозможности исполнения полномочий главой поселения его полномочия временно исполняет управляющий делами поселения.

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ставропольском крае, установленным Законом Ставропольского края ----кз от *** должности главы администрации и управляющего делами относятся к категории должностей муниципальной службы.

Таким образом, глава муниципального образования с.Сухая Буйвола является для управляющей делами администрации с. Сухая Буйвола представителем нанимателя и, кроме того, фактически, являясь в соответствии с Уставом муниципального образования главой администрации с. Сухая Буйвола, глава муниципального образования с. Сухая Буйвола, занимает должность, соответствующую должности муниципального служащего со всеми вытекающими из фактического положения юридическими полномочиями.

В соответствии с положениями ч.9 ст. 8 Закона №273-ФЗ федеральными законами о муниципальной службе для муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Закона №25-ФЗ предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального Закона --- следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с требованиями ст.4 Закона № 25-ФЗ ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей является одним из принципов прохождения муниципальной службы.

Факт занятия профессиональной деятельностью в администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Теньковой Н.В., являющейся супругой главы муниципального образования, и оценки профессиональной деятельности, компетенции указанного должностного лица, непосредственного подчинения главе администрации свидетельствует о преимуществе должностного положения.

В соответствии с положениями ст.14.1 Закона № 25-ФЗ ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, определяется понятием конфликта интересов.

Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт. С учётом вышеизложенного, имеющие место родственные отношения муниципальной служащей ФИО 1 и главы администрации муниципального образования Тенькова А.И. могут привести к возникновению конфликта интересов.

Кроме того, с учётом того, что управляющая делами администрации муниципального образования Петровского муниципального района ФИО 1 согласно установленному распределению обязанностей в администрации данного муниципального образования самостоятельно исполняет кадровую работу, в том числе обеспечивает деятельность комиссии по урегулированию конфликта интересов, создавшая ситуация, когда в должности муниципального служащего - управляющего делами администрации муниципального образования состоит супруга главы администрации муниципального образования, свидетельствует о грубом нарушении законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

В соответствии с положениями ч.3 ст. 14.1 Закона №25-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч.4 ст. 11 Закона № 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона --- от *** «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц и в защиту интересов муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Блынский С.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил возложить обязанности на главу администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-управляющей делами муниципального образования с. Сухая буйвола Петровского района Теньковой Н.В. и главой администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца посредством перевода на работу, не связанную с замещением должности муниципальной служащей, либо увольнения.

Ответчик Теньков А.И.в судебном заседании пояснил, что в соответствии с п.2 ст.1 ФЗ --- от *** «О муниципальной службе в РФ» он не является муниципальным служащим, в связи, с чем ограничения, связанные с муниципальной службой, установленные данным законом и Законом «О противодействии коррупции» не применим в данном случае. В соответствии с Проектом ---, внесенным в Государственную Думу РФ «О внесении изменений в ст. 13 ФЗ --- «О муниципальной службе в РФ», готовятся для принятия изменения, которые после принятия послужат основанием для удовлетворения искового заявления. В случае удовлетворения исковых требований прокурора, он просил увеличить срок для принятия мер по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе до 3-х месяцев, в связи с тем, что в настоящее время необходимо проделать огромный объем работ по обработки и сдачи материалов в архив, а также подготовки и сдачи отчета о проделанной работы муниципального образования с. Сухая Буйвола и выполнении других запланированных мероприятий, ответственной за данную работу является ФИО 1

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от *** «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации, подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральным законодательством. Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции».

Проведенной прокурором Петровского района проверкой установлено, что на муниципальной службе, в должности управляющей делами администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края работает жена главы администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края ФИО 1 В судебном заседании данные обстоятельства нашли объективное подтверждение на основании совокупности исследованных доказательств, а именно свидетельства о заключении брака I-ДН --- от ***, выданным отделом загса управления загса ..., распоряжением главы муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского ... --- «а»-р от ***, согласно которому на работу муниципальной служащей была принята и назначена на должность управляющей делами администрации муниципального образования с.Сухая Буйвола ФИО 1

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от *** --- – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Закона № 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Закона №25-ФЗ предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального Закона от 25.122008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Согласно Устава муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края п.10 ст. 32 глава поселения в пределах своих полномочий формирует администрацию, руководит её деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством. Управляющий делами администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края принимается на работу и освобождается от должности в соответствии с требованиями ТК РФ и на основании распоряжения главы муниципального образования с. Сухая Буйвола и подчиняется главе. На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу, что профессиональную деятельность и компетентность ФИО 1 оценивает её муж Теньков А.И., что свидетельствует о преимуществе должностного положения, что в свою очередь может привести к конфликту интересов. Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и далеко не всегда позволяет муниципальному служащему уследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт.

Учитывая фактические обстоятельства дела, суд находит, что вероятность возникновения конфликта интересов в администрации МО с. Сухая Буйвола между управляющей делами администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края ФИО 1 и главой муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Теньковым А.И. имеется.

Статья 14.1 Закона о муниципальной службе определено понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Суд установил, что совместная профессиональная деятельность управляющей делами администрации муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края ФИО 1 и главой муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Теньковым А.И. может повлиять на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, что является недопустимым.

В соответствии с ч.3 ст. 14.1 Закона о муниципальной службе представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

Как следует из п.3 ч.1 ст.19 Закона о муниципальной службе трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм закона трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе работодателя, а может быть, и не расторгнут. Выбор мер в целях предотвращения возникновения конфликта интересов является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), комиссии по урегулировании. Конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления.

На основании совокупности изложенного суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на главу муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-управляющей делами муниципального образования с. Сухая буйвола Петровского района ФИО 1 и главой муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что в настоящее время необходимо проделать огромный объем работ по обработки и сдачи материалов в архив, а также подготовки и сдачи отчета о проделанной работы муниципального образования с. Сухая Буйвола и выполнении других запланированных мероприятий, ответственной за данную работу является ФИО 1, суд полагает возможным установить срок в 3 месяца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Петровского района в защиту интересов муниципального образования с. Сухая Буйвола и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькову А.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова А.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе – удовлетворить.

Обязать главу муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Тенькова Александра Ивановича принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-управляющей делами муниципального образования с. Сухая буйвола Петровского района ФИО 1 и главой муниципального образования с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края Теньковым А.И. в срок 3 месяца.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья -