Решение по делу №2-435 по иску прокурора Петровского района СК в защиту интересов РФ и субъекта РФ- Ставропольского края к Дорохиной А.А., Дорохину Р.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств в качестве социальной выплаты



Дело № 2-435

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года

г.Светлоград

Судья Петровского районного суда Ставропольского края Черноволенко С.И.,

с участием:

истца - помощника прокурора Петровского района Ставропольского края - Блынского С.Л.,

ответчиков - Дорохиной А.А., Дорохина Р.А., третьего лица: главы администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края - Стативкина А.В.,

при секретаре - Дубровиной Э.Л.,

рассмотрев в судебном заседании в зале суда г.Светлограда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ставропольского края к Дорохиной А.А., Дорохину Р.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и по заявлению Дорохиной А.А. о признании постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края №--- от 10.05.2011г. «Об отмене постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.02.2010» г. незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Петровского района, в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ставропольского края, обратился в суд с исковым заявлением к Дорохиной А.А., Дорохину Р.А., в котором просит взыскать с Дорохиной А.А., Дорохина Р.А. в доход Российской Федерации -.- рублей и в доход бюджета Ставропольского края -.- рубля, незаконно полученные в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Высоцкого сельсовета жилищного законодательства при принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и получивших социальные выплаты в рамках программы: «Социальное развитие села до 2012 года».

Так, Постановлением главы муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района СК Стативкина А.В. № --- от 02.02.2010 года Дорохина А.А. не обосновано признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и её семья не обосновано поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она проживала по адресу: ... в доме принадлежащем её свёкру Дорохину А.И. вместе с Дорохиной Л.А., Дорохиной М.А., Дорохиным Р.А., который является её мужем и соответственно сыном собственника жилья.

В соответствии с положениями ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учётная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В нарушение требований п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ Дорохина А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием собственного жилья, так как учётная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в муниципальном образовании Высоцкого сельсовета принята не была, и принята в размере 18 квадратных метров решением --- Совета депутатов МО Высоцкого сельсовета от 18.02.2010 года, а постановление вынесено 02.02.2010 г.

Кроме того, на момент признания Дорохиной А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий общая площадь жилого помещения, в котором она проживала вместе с вышеуказанными гражданами, составляла -.- квадратных метра.

В связи с этим, в нарушение п.п. 4, 5, 12, 14, 26, 28 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (в редакции от 31.01.2009 года) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», Дорохина А.А. незаконно получила социальные выплаты на приобретение жилья, в связи с чем, Российской Федерации и субъекту Российской Федерации - Ставропольскому краю причинен материальный ущерб.

Согласно договору купли-продажи недвижимости от 11.10.2010 Дорохина А.А., Дорохин Р.А., Дорохина Е.Р. приобрели жилое помещение по адресу: ..., общей площадью -.- квадратных метра стоимостью -.- рублей.

22.04.2011 г. прокуратурой района опротестовано постановление --- от 02.02.2010г. «О признании гражданки Дорохиной А.А. и её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на очередь по улучшению жилищных условий», которое постановлением администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета --- от 10.05.2011 г отменено.

Ответчики Дорохина А.А. и Дорохин Р.А. просили отказать в удовлетворении исковых требований, так как Дорохина А.А. не является близким родственником и членом семьи Дорохина А.И. Согласно ст.31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся супруг, дети и родители данного собственника. Общего хозяйства семьи Дорохиной А.А. и Дорохина А.И. не вели, это две отдельные семьи и факт проживания этих семей в 2010 г. на одной жилплощади не свидетельствует о наличии у Дорохиной А.А. собственного жилья. Так как Дорохина А.А. не имела собственного жилья, поэтому и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно в связи с отсутствием собственного жилья. Истцом не оспаривается наличие иных условий, дающих право на получение социальных выплат, установленных ст.26 типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Ответчики являются молодой семьей и молодыми специалистами, проживающими и работающими в сельской местности. Поданные в органы местного самоуправления Дорохиной А.А. документы были оформлены надлежащим образом и содержали достоверную информацию.

Ссылка истца на учетную норму предоставления жилого помещения в муниципальном образовании Высоцкого сельсовета в размере 18 кв.м. неправомерна, поскольку она была установлена после признания Дорохиной А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обратной силы данный подзаконный акт не имеет.

Источником получения денежных средств в размере -.- рублей в качестве социальных выплат на приобретение жилья является финансирование из бюджетов федерального и краевого уровня. Указанное финансирование обосновано положениями ФЦП «Социальное развитие села 2012», а поэтому фактические обстоятельства дела подлежат рассмотрению по специальным нормам права регулирующие спорные взаимоотношения, то есть по правилам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, учитывая, что бюджетным законодательством регулируются отношения, связанные с выделением и использованием бюджетных средств в соответствии с условиями получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, а денежные средства с сумме -.- рублей являются внебюджетными средствами, правовые основания для возмещения их в доход федерального бюджета отсутствуют.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Из статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 N 1082 следует, что целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Поскольку истец - прокуратура Петровского района Ставропольского края не доказал, наличие нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применение к ответчикам мер государственного принуждения, предусмотренных статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

Из отзыва на исковое заявление представителя министерства сельского хозяйства Ставропольского края - Е.А. Герелесовой, действующей на основании доверенности, следует, что Дорохина А.А. была включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858 «О федеральной целевой про­грамме «Социальное развитие села до 2012 года» по Ставропольскому краю на 2010 год, утвержденный приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 25 мая 2010 г. №126, как гражданин, проживающий в сельской местности.

Глава администрации муниципального образования Высоцкого Сельсовета Стативкин А.В. с исковым заявлением не согласился и просил прокурору в иске отказать.

Постановлением Администрацией Муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края от 02 февраля 2010 --- было принято решение «Признать Дорохину А.А., 1986 года рождения проживающую по адресу: ..., работающую в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа --- им. Н.К.Калашникова с. Высоцкое с 1.09.2006г. в должности учителя, нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием собственного жилья. Поставить на учет по улучшению жилищных условий семью Дорохиной А.А., состоящую из двух человек: Дорохина А.А. и муж - Дорохин Р.А., номер общей очереди- один».

Согласно Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

постоянное проживание в сельской местности:

наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами субъектами Российской Федерации:

признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Дорохина А.А. независимо от вышеуказанных учетной нормы жилья относится к лицам нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на момент подачи в орган местного самоуправления заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г. являлась постоянным жителем села, имела наличие собственных средств в размере части стоимости приобретения жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты и у неё не было личного жилья на праве собственности.

На момент признания семьи Дорохиной А.А.нуждающейся в улучшении жилищных условий по адресу: ... были зарегистрированы 6 человек: Дорохин А.П., Дорохина Л.Д., Дорохина А.А., Дорохин Р.А., Дорохина А.А., указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности Дорохину А.И., а поэтому должностные лица администрации не нарушили требования ч.5 ст.50. п.2 ч.1 ст.51 ЖК. Согласно п.1.ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником ему жилым помещением его супруг, а также дети и родители данного собственника. Близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии - это: родители, дети, дедушки, бабушки и внуки.

На 01.02.2010г. в состав семьи Дорохиной А.А. входили следующие лица: Дорохин Р.А.- муж, а на 01.09.2010г. состав ее семьи состоял из трех человек: Дорохин Р.А.- муж, Дорохина Е.Р. – дочь, что подтверждается справкой администрации.

В соответствии с п.2,3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещения, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Дорохина А.А. не владела собственным жилым помещением на момент рассмотрения заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г., что подтверждается Уведомлением исх.№26/006/2010-169 от 02.03.2010 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК, Документом - описанием исх..№43 от 29.01.2010 г., выданным Петровским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация».

Дорохина А.А. обратилась в суд с заявлением о признании постановления Администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета --- от 10 мая 2011 года «Об отмене постановления Администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета СК» незаконным.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.02.2010 г. Дорохина А.А., и члены её семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основанию отсутствия собственного жилья и поставлены на учет по улучшению жилищных условий.

В связи с рождением дочери постановлением администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.09.2010 г. в постановление --- от 02.02.2010 г. были внесены изменения, на основании которых в улучшении жилищных условий нуждалась семья, состоящая из трех человек: Дорохина А.А., Дорохин Р.А., Дорохина Е.Р.

22 сентября 2010 года Дорохина А.А. получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в размере -.- рублей, из которых -.- руб. за счёт средств федерального бюджета, -.- руб. за счёт средств бюджета Ставропольского края. Данная сумма стала составляющей частью при оплате приобретаемого в собственность жилого дома по адресу: ....

Постановление администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета --- от 10.05.2011г. не основано на Законе, противоречит ст.31 и ст.51 ЖК РФ, ст.5, 26 типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Указанное постановление затрагивает и права и законные интересы Дорохиной А.А., поскольку отмененное постановление --- от 02.02.2010г. «О признании гражданки Дорохиной А.А. и ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на очередь по улучшению жилищных условий», а также постановление администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета --- от 02.09.2010 г. являлись правовым основанием для получения социальной выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

В судебном заседании истец требования к Дорохиной А.А., Дорохину Р.А. поддержал, просил их удовлетворить. С требованиями Дорохиной А.А. об отменене постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета не согласен, считает их необоснованными, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что заседание комиссии по постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий 02 февраля 2010 года не проводилось. То, что председатель комиссии Зуева В.И. в рабочем порядке выяснила мнение членов комиссии и представила им на обозрение документы представленные Дорохиной А.А. об отсутствие у последней собственного жилья является незаконным. Так по данному факту в отношении Зуевой В.И. возбуждено уголовное дело по ст.293 УК РФ.

Ответчики Дорохина А.А. и Дорохин Р.А. с иском прокурора не согласились просили в иске отказать, Дорохина А.А. требования об отмене постановления администрации поддержала, просила их удовлетворить.

Глава администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского Стативкин А.В. считает, что постановление Администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета --- от 10 мая 2011 года «Об отмене постановления Администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Ставропольского края» не соответствует положениям Конституции РФ. Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гл. V ст. 46 Устава муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района СК, а поэтому требования Дорохиной А.А. о признании незаконным постановления Администрации Муниципального образования Высоцкого сельсовета --- от 10 мая 2011 года «Об отмене постановления Администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Ставропольскою края» признает в полном объеме, в иске прокурора к Дорохиной А.А. и Дорохину Р.А. просил отказать. Кроме того пояснил, что ежемесячно на основании письма прокурора Петровского района он направляет на проверку в прокуратуру, все изданные администрацией постановления. Оспариваемое Дорохиной А.А. также было подвергнуто проверке Прокуратурой Петровского района в 2010 году, однако замечаний и протеста не было и только после реализации права Дорохиной А.А. в рамках ФЦП, в марте 2011 года был принесен протест на указанное постановление, и поэтому он не разобравшись отменил постановление --- от 02.02.2010 г.

Третье лицо –министерство сельского хозяйство Ставропольского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, направило заявление рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с федеральной целевой программой «Социальное раз­витие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 03 декабря 2002 г. №858, основ­ной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, прожи­вающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых спе­циалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в 2010 году осуществлялось в соответствии с прило­жением №16 «Правила предоставления и распределения субсидий из феде­рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучше­ние жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» к Программе, и Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и моло­дым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Ставро­польского края от 20 мая 2009 г. №136-п.

Приложением №1 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» к Правилам определен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе моло­дым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сель­скую местность и работать там.

Дорохина А.А. была включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858 «О федеральной целевой про­грамме «Социальное развитие села до 2012 года» по Ставропольскому краю на 2010 год, утвержденный приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 25 мая 2010 г. №126, как гражданин, проживающий в сельской местности.

По­этому на неё распространяется п. 4 Типового положения, предусматри­вающий право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если им соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимо­сти строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 5 Типового положения гражданами, нуж­дающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, постав­ленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также граждане, признанные органами местного само­управления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучше­нии жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граж­дан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам со­циального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по дого­вору социального найма либо собственниками жилых помещений или члена­ми семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам соци­ального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по догово­ру социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жи­лых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам соци­ального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой не­сколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тя­желой формой хронического заболевания, при которой совместное прожива­ние с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого по­мещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавли­вается уполномоченным Правительством Российской Федерации федераль­ным органом исполнительной власти.

Следует учесть, что пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Россий­ской Федерации», предусматривается, что членами семьи собственника жи­лого помещения: являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется уста­новления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого по­мещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

могут быть признаны членами семьи другие родственники независимо от степени род­ства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собствен­ника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве чле­нов своей семьи.

На момент постановки на учёт семьи Дорохиной А.А. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни Дорохина А.А., ни члены её семьи (муж и дочь) не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не имели в собственности своего жилья и не являлись членами собственника жилого помещения, поскольку сам по себе факт проживания в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности свёкру Дорохиной А.А. не является бесспорным доказательством того, что Дорохина А.А., её муж и дочь являлись членами семьи собственника жилого помещения. Истцом- прокурором Петровского района СК не представлено доказательств подтверждающих обратное, то есть, что ответчики являлись членами семьи собственника помещения –Дорохина А.И., так как из справки выданной администрацией МО Высоцкого сельского совета следует, что в состав семьи Дорохиной А.А. входит муж и дочь. Для признания членами семьи требуется не только установление юридического факта вселения их собственником жилого помещения, но и волеизъявление собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям( безвозмездное пользование, договор найма ).

Регистрация по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие не является определяющим обстоятельством для вынесения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан предусмотренных Конституцией РФ, Федеральными законами и законами субъектов РФ. Наличие у лица регистрации в жилом доме является лишь доказательством по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

В судебном заседании достоверно установлено, что Дорохина А.А. вселена в жилое помещение принадлежащее её свекру временно, то есть до приобретения собственного жилья, одной семьей с собственником жилья они не жили, жилье было предоставлено Дорохиной А.А. и членам её семьи в безвозмездное пользование, так как членом семьи Дорохиной А.А. является сын собственника жилья –Дорохин Р.А., который в свою очередь, зарегистрировав брак, создал новую –другую семью с Дорохиной А.А., что подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела и пояснениями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля - Дорохина А.И.- собственника жилья.

Статьями 52 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по снятию граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Администрации Муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края от 02 февраля 2010 --- ФИО20, 1986 года рождения, проживающая по адресу: ...», работающая в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №9 им. Н.К.Калашникова с. Высоцкое с 01.09.2006г. в должности учителя, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием собственного жилья и поставлена на учет по улучшению жилищных условий семья Дорохиной А.А., состоящая из двух человек: Дорохиной А.А. и мужа - Дорохина Р.А..

Рассматривая вопрос о правомерности постановки и на учёт семьи Дорохиной А.А.. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий суд приходит к следующему.

Согласно ч.3,4 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

В ч.2 ст.51 ЖК РФ указано, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади жилых помещений занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности, т.е. при определении уровня обеспеченности общей площадью учитываются площадь жилого помещения по договорам социального наймаили площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, однако судом достоверно установлено, что семья Дорохиной А.А., состоящая из 3-х человек

( муж и дочь) в собственности своего жилья не имела, как и не имела жилого помещения по договору социального найма.

К доводам прокурора о том, что протокол заседания комиссии по постановке на учёт по улучшению жилищных условий Дорохину А.А. от 02.02.2010 г. № 1 не может являться основанием для вынесения постановления администрации МО Высоцкого сельского совета о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий как не имеющей собственного жилья, так как комиссия фактически не заседала, а решался данный вопрос в рабочем порядке, и то, что в отношении Зуевой В.И.- председателя комиссии возбуждено уголовное дело по ст.293 УК РФ, суд относится критически. Так, из оспариваемого постановления следует, что оно принято на основании заявления Дорохиной А.А. и других нормативно-правовых актов, а также в связи с тем, что у Дорохиной А.А. отсутствовало собственное жилье. Кроме того, решение комиссии о постановке на учёт и формированию списков граждан на территории МО Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 02.02.2010 г. № --- никем не оспорено и не отменено, а факт отсутствия жилья в собственности Дорохиной А.А. подтверждается Уведомлением исх.№--- от 02.03.2010 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК, Документом - описанием исх. --- от 29.01.2010 г., выданным Петровским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация».

А поэтому суд считает постановление администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 10.05.2011 г. «Об отмене постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.02.2010» г. незаконным.

Свидетели Филатов В.И., Ломшина Н.П., Пульнева Т.Н., являющиеся членами комиссии по постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, подтвердили, что на основании представленных документов Дорохиной А.А.,об отсутствии у последней собственного жилья, работающей в сельской школе учителем, они решили поставить её на учёт по улучшению жилищных условий и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как не имеющую собственного жилья и проживающую в доме принадлежащем её свекру, об учётной норме жилья вопрос по Дорохиной А.А. не возникал и не обсуждался. Кроме того пояснили, что решение они принимали, в рабочем порядке, т.е. Зуева В.И –председатель комиссии показала все необходимые документы и они выразили своё мнение по поводу постановки на учёт Дорохиной А.А., так как им было известно, что у неё собственного жилья не имеется, она работает учителем в сельской школе и поэтому нуждается в улучшении жилищных условий

В соответствии со ст.293 УК РФ, не основаны на законе.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Однако прокурором Петровского района доказательств, подтверждающих иные обстоятельства суду представлено не было.

Судом установлено, что Дорохина А.А. приобретя жильё за свой счёт и за счёт предоставленной субсидии, использовала денежные средства по целевому назначению, так как не стала являться нуждающимся в улучшении своих жилищных условий, как не имеющая собственного жилья.

Так как основной целью федеральной целевой программы является улучшение жилищных условий молодых семей и специалистов, которые не имеют для этого достаточных собственных средств, то суд полагает, что в отношении Дорохиной А.А. цель этой программы достигнута.

В соответствии с п.9 Порядка предоставления социальных выплат, возврат полученных социальных выплат в доход Бюджет Ставропольского края производится получателем социальных выплат, в случаях:

-не исполнения условий предоставления социальных выплат;

-установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат;

-установления факта нецелевого использования социальных выплат.

Дорохиной А.А., при получении социальной выплаты соблюдены все условия в совокупности, а именно постоянное проживание в сельской местности, наличие собственных средств в размере части стоимости жилья, необеспеченной за счёт средств социальной выплаты, признание нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановка на учёт по улучшению жилищных условий, и в последующем целевое использование социальной выплаты. Кроме того преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане работающие по трудовым договорам в сельской местности. Дорохина А.А. как по состоянию на 2010 г., так и по настоящее время работает в сельской местности учителем.

Также суд считает, что наличие нарушений бюджетного законодательства, указанных в ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применение к ответчикам мер государственного принуждения, предусмотренных ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеется.

Суд принимает во внимание требование п. «к» ст.72 Конституции Российской Федерации, п.п.1,2 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а аткже изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ суд оценив, представленные истцом и ответчиками доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, а требования Дорохиной А.А. о признании постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 10.05.2011г. «Об отмене постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.02.2010» г. незаконным, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Петровского района в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ставропольского края к Дорохиной А.А., Дорохину Р.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» - отказать.

Заявление Дорохиной А.А. о признании постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 10.05.2011г. «Об отмене постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.02.2010» г. незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 10 мая 2011года «Об отмене постановления администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края --- от 02.02.2010 «О признании Дорохиной А.А. и её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на очередь по улучшению жилищных условий».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья