Решение по делу №2-895 по иску Серяк В.П. к ГУП СК `Ставрополькрайводоканал` о признании действий незаконными



Дело № 2- 805

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Светлоград

09 августа 2011 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Ульянова А.И.,

при секретаре – Чемеркиной М.А.,

истца – Серяк В.П., его представителя – Ефимова В.В., представителя ответчика – государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» Козырева Н.А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серяк В.П. к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании действий незаконными и возложении обязанности заключить договор,

У С Т А Н О В И Л:

Серяк В.П. обратился в суд иском о признании действий филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал - Светлоградский «Межрайводоканал», выразившихся в направлении ему как абоненту проекта договора на установку прибора учёта расхода холодной воды за пределами его домовладения, расположенного по адресу: ..., отличающегося от поданной им заявки на заключение договора, регулирующего условия замены прибора учёта холодной воды и нарушающего его права как потребителя, - незаконными, о возложении на филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» обязанность заключить с ним договор, регулирующий условия замены прибора учета расхода холодной воды, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на месте ранее установленного прибора учёта холодной воды в дворовом колодце, мотивируя следующим.

*** он согласно договора дарения недвижимого имущества стал собственником жилого дома, расположенного по адресу ..., *** им было получено свидетельство о праве собственности на землю данного домовладения.

С данного времени и по настоящее время он является потребителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению предоставляемых филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал». Оплату услуг по водоснабжению он производит в срок и в полном объёме согласно показаниям индивидуального прибора учёта (водомера).

В этом месяце истекает срок межповерочного интервала, предусмотренного для установленного в его домовладении водомера. В соответствии со статьёй 13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 12.07.2011 г. им была направлена письменная заявка директору филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» Антонову И.Г. для заключения договора на замену прибора учёта холодной воды (водомера).

На его заявку о замене прибора учёта холодной воды (водомера) был получен проект договора №18/07-2011г.-01-100 от 18.07.2011г. на оказание услуг (выполнение работ). В данном проекте договора по неизвестным ему причинам изменён предмет договора с «замены прибора учёта холодной воды (водомера)» на «выполнение работ по установке прибора учёта», кроме того, место установки водомера с указанного в заявке «на месте ранее установленного прибора учёта (водомера) в дворовом колодце» изменено на «на границе сетей абонента и ресурсоснабжающей организации в уличном колодце».

Полагает, что действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Светлоградский «Межрайводоканал» по навязыванию неприемлемых для потребителя условий договора ведут к нарушению его прав как потребителя и являются незаконными по следующим основаниям.

Изменение условий договора от указанных в его заявке увеличивает цену в три раза с 470 рублей до 1357 рублей.

В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п.1 ст.540 ГК в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с п.9, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет полномочия самостоятельно принимать нормативно-правовые акты по порядку заключению и определению существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденным приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее -прибор учета). Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

В разделе 2 указанного выше Порядка, предусматривающего порядок заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, указано, что договор заключается в простой письменной форме. Для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку.

Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Министерством регионального развития РФ было подготовлено письмо от 20.03.07 №4967-СК/07 «О применении п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю либо ресурсоснабжающей организации не указывается, тем самым прибор учета воды устанавливается на границе сетей жилого дома, к каковым относятся внутридомовые инженерные сети с системами коммунальной инфраструктуры не зависимо, в чьей собственности находятся последние.

Как следует из утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.85 №189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 04.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 №АЧ-2358-8, Изменения №1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 №20, Изменения №2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 №18-46): 11.5. Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов; 14.6. Для контроля за утечкой воды из трубопроводов, проложенных в каналах, следует предусматривать устройство контрольных колодцев диаметром 1 м. Расстояние от дна канала до дна колодца следует принимать не менее 0,7 м. Стенки колодца на высоту 1,5 м. и его днище должны иметь гидроизоляцию. При устройстве колодцев в грунтовых условиях типа 2 основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м. Контрольные колодцы следует оборудовать автоматической сигнализацией о появлении в них воды. Учитывая, что по определению, данному в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.03 №475, от 13.02.06 №83, от 23.05.06 №307) «контрольный канализационный колодец» - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации, требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» об установке в таком колодце прибора учета противоречат правовым нормам, поскольку колодец предназначен только лишь для целей, указанных выше.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, при установке прибора учета за пределами домовладения абонента бремя содержания, а также и ответственность за сохранность самого прибора и пломбы на нем, остается на собственнике.

В соответствии с указанной нормой закона собственник несет ответственность за сохранность своего индивидуального прибора учета воды, а смотровой колодец находится за пределами его домовладения. Поэтому в указанном смотровом колодце невозможна надлежащая эксплуатация прибора учета расхода воды.

Согласно приложению №1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 (ред. от 04.09.2000), домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

В соответствии с ч.2, ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно.

Под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю, либо по иным предусмотренным законом основаниями, отличительной чертой, которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.

Согласно ч.1, ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Земельный участок под строительство и обустройство смотрового колодца администрацией города Светлограда ему не предоставлялся.

Таким образом, границей эксплутационной ответственности является линия раздела между земельным участком его домовладения и муниципальными
землями. Следовательно, требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» к нему об обязании произвести вынос индивидуального прибора учета холодного водоснабжения за территорию земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в колодец, расположенный на землях муниципального образования город Светлоград, являются незаконными, поскольку у него имеются юридические права только на собственный земельный участок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены «Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг; "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем)».

Таким образом, граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры (системами централизованного снабжения энергетическими ресурсами) не может выходить за пределы земельного участка, на котором расположен жилой дом. Согласно п.3 Правил №307 «потребитель» - гражданин, использующий

коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 8 Правил №307 условия договора о потреблении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам №307 и иным нормативным правовым актам РФ.

Из анализа указанных выше положений и с учетом вышеуказанных положений нормативно-правовых актов следует, что требования ответчика об установке приборов учета в смотровом колодце за пределами внешних границ домовладения, как жилого дома, так и земельного участка, находящегося в собственности абонента, незаконны.

Доводы филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о том, что обязанность абонента устанавливать прибор учета потребления воды в колодец на врезке установлена п.6, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №262-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не обоснованны, так как указанная норма не содержит норм, обязывающих абонентов устанавливать прибор учета именно в колодце, к тому же данная норма относится исключительно к жилым домам, дачным домам или садовым домам, которые объединены принадлежащими им или созданными ими организациями (объединениями) общими сетями инженерно-технического обеспечения. Кроме того, доводы ответчика о том, что прибор учета потребления воды необходимо устанавливать в колодце противоречит положениям подп. «г» п.52 Правил, в соответствии с которым потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.

Согласно ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителя» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» -Светлоградский «Межрайводоканал», выразившиеся в направлении ему, как абоненту, проекта договора с условиями отличными от условий указанных в заявке незаконны. Данные незаконные действия ведут к нарушению его прав как потребителя.

В судебном заседании истец Серяк В.П. и его представитель Ефимов В.В. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их и Серяк В.П. пояснил, что водопровод был проложен его родителями в 1977 году, в 2009 году ему меняли пломбу на счетчике и претензий по месту его установки не предъявляли.

В судебном заседании представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Козырев Н.А. возражал против удовлетворения требований истца и пояснил, что в соответствии со ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).

Поскольку договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование п.4 ст.426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительст­вом Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключе­нии и исполнении публичных договоров.

Условия публичного договора, распространяются на отношения с любыми потребителями как заключившими договор, так и имеющими намерение его за­ключить. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 (далее - Правила № 307) устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.

Согласно п. 7 Правил № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) хо­лодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний прибо­ров учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутст­вия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления.

Судебные органы неоднократно проверяли абз.2 п.7 Правил № 307 на со­ответствие действующему законодательству и не обнаружили нарушений в действующей системе оплаты за коммунальные ресурсы положениям Жилищного кодекса РФ, другим федеральным законам, в том числе и Закону РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем ис­ходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке норма­тивов водопотребления.

Более того, применение порядка оплаты в соответствии с нормами дейст­вующего законодательства РФ устанавливает равноправные, паритетные усло­вия при исполнении договора. Таким образом принимать в эксплуатацию приборы учета, установлен­ные не на границе сетей, является нарушением и не исполнением п. 7 Правил №307.

Оплата по показаниям прибора учета установленного внутри жилого помещения действующим законодательством не предусмотрена.

Правилами № 307 предусмотрено право потребителя самостоятельно оп­ределять способ оплаты.

В том случае, если потребитель желает оплачивать за потребленную воду по показаниям прибора учета ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светло-градский «Межрайводоканал» выдает технические условия на оборудование водопроводного колодца на границе сетей принадлежащих собственникам жи­лых домов, с системами коммунальной инфраструктуры тем потребителям, у которых водопроводный колодец отсутствует, его необходимо построить, так как иного места установки прибора учета воды как не на границе сетей дейст­вующим законодательством не предусмотрено.

Предприятие своими действиями исполняет условия публичного догово­ра, но никак не злоупотребляет доминирующим положением на рынке и не на­вязывает потребителям невыгодные для него условия.

Обоснованность установки прибора учета в водопроводном колодце за­ключается в следующем.

В соответствии с п.4.1 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и ка­нализация зданий» системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, производственного, противопожарного) включают: вводы в здания, водомер­ные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и техно­логическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регули­рующую арматуру.

Согласно п.49 Государственного стандарта ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения» водопроводным вводом при­знается трубопровод, соединяющий водопроводную сеть с внутренним водо­проводом здания или сооружения. Пунктом 45 указанного Государственного стандарта предусмотрено, что водопроводная сеть это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления.

В соответствии с п.10.5 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и ка­нализация зданий» установку запорной арматуры на внутренних водопровод­ных сетях надлежит предусматривать на каждом вводе.

Согласно п. 8.30. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и со­оружения» при подземной прокладке запорная, регулирующая и предохрани­тельная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (каме­рах).

Таким образом, при подключении водопроводного ввода к водопроводной сети должна быть установлена запорная арматура в водопроводном колодце, на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Следовательно, водопроводный колодец должен быть оборудован у каждо­го собственника жилого дома.

При отсутствии запорной арматуры и колодца на водопроводном вводе, собственнику жилого дома необходимо построить водопроводный колодец и установить запорную арматуру.

П. 11.5 СНиП 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зда­ний»: установлено, что счетчики холодной и горячей воды следует устанавли­вать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным пер­соналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5° С. Таким образом, водопроводный колодец является помещением для уста­новки водомерного узла, так как в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 2 Федераль­ного закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением является часть объема зда­ния или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Под водопроводным колодцем понимается со­оружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети (п. 50 Государственного стандарта ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения»).

Водопроводные колодцы проектируются в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». При этом требования СНиП 2.04.02-84*«Водоснабжение» наружные сети и сооружения» обеспечивают выполнение условий в части установки счетчиков холодной во­ды: удобность для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персо­налом, естественные освещение и температуру внутреннего воздуха не ниже 5 градусов. Необходимо отметить, что СНиП 02.04.01-85* «Внутренний водопро­вод и канализация зданий» предусматривает для снятия показаний и обслужи­вания счетчиков холодной воды наличие эксплуатационного персонала.

Требования заявителя по обустройству колодца не противоречат СНиП 02.04.01 -85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Указание на наличие приборов учета на границе сетей предусмотрено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет требование обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с при­менением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Как предусмотрено при этом, требования данной статьи в части организа­ции учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объек­ты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.

Также предусмотрено, что в случае если иные требования к местам уста­новки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены указанным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, то исполнение требований указанной статьи в части ор­ганизации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объ­ектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответст­вующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энерге­тических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственно­сти или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным ли­цам.

Иное Правилами № 307 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбереже­нии и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает на обя­занность собственников жилых домов обеспечить до 1 января 2012г. введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, т.е. на 27 ноября 2009 г., так как ст. 49 указанного закона предусмотрено, что в законную силу вступает со дня его официального опубликования.

В силу п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практи­ке рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов пол­ностью или в части» существенными признаками, характеризующими норма­тивный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Указанный порядок не является нормативным правовым актом, так как не обладает вышеперечисленными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

Порядок разработан во исполнение п.5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетиче­ской эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные ак­ты Российской Федерации» согласно которому до 1 января 2012 года собст­венники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Более того, Верховный суд Российской Федерации в своих решени­ях от 13 декабря 2007 № ГКПИ07-933, от 12 декабря 2006 № ГКПИ06-1228, от 06 марта 2008 № ГКПИ08-232 и кассационных определениях от 17 апреля 2008 № КАС08-116, от 26 апреля 2007 № КАС07-128, от 19 июня 2008 г. N КАС08-236 также указал, что собственники жилых домов вносят плату за при­обретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов уче­та, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае отсутствия ука­занных приборов учета расчет размера платы производится по нормативу по­требления.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009г. № 5290/09, учет потребления производится либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях собственника на границе эксплуатационной ответ­ственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и собственником, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвер­жденных нормативов потребления.

Правомерность действий ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по отказу в оп­ломбировании прибора учета, установленного внутри жилого помещения под­тверждается также постановлением суда надзорной инстанции Ставропольско­го краевого суда от 18.03.2010 г., решением Кочубеевского районного суда от 04 мая 2010 г., оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 июня 2010 г., кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2011 г..

Более того, Арбитражным судом было отменено предписание УФАС в котором водоканалу предписывали отозвать все уведомления и требова­ния обязывающие абонентов производить вынос прибора учета за пределы домовладения. Также кассационным определением Ставропольского краевого суда было отменено решение Петровского районного суда, в котором суд постановил водоканал произвести регистрацию прибора учета на прежнем месте, а также произвести перерасчет за коммунальные услуги.

Следовательно, в случае если предусмотренные законом обязательные для сторон при заключении и исполнении условия публичных договоров, не соот­ветствуют требованиям Правил № 307, то они являются ничтожными и не под­лежат применению.

Таким образом филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» внес изменения в заявку истца на установку прибора учета и направил проект договора, где предметом договора является установка прибора учета на границе сетей, а не в дворовом колодце.

В настоящее время водопровод по ул.Промежуточная г.Светлограда принадлежит филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» и согласно техническим условиям подсоединения водопроводной сети истца, граница его сетей и ресурсоснабжающей организации находится в уличном колодце.

Исследовав доводы стороны истца и ответчика, представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что в удовлетворении заявления Серяк В.П. следует отказать по следующим основаниям.

Из свидетельства о праве собственности на землю ---, выданного *** Светлоградской городской администрацией следует, что Серяк В.П. для индивидуального жилищного строительства предоставлен в собственность земельный участок по ..., --- площадью 0.0985 га. Из договора дарения от ***, удостоверенного государственным нотариусом Петровкой государственной нотариальной конторы ... ФИО5, регистрационная запись 4-95-953 следует, что Серяк В.П. принял в дар жилой дом по ..., ---, ..., то есть истец является собственником жилого дома и земельного участка по указанному адресу.

В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии с п.2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).

Поскольку договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование п.4 ст.426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством РФ правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Пункт 5 статьи 426 ГК РФ говорит о ничтожности условий договора, если они не одинаковы для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от *** --- устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.

Согласно п. 7 Правил, собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размере платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил, то есть по нормативу потребления.

Следовательно, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

Из договора --- от *** на отпуск питьевой воды, заключенного между сторонами следует, что «ресурсоснабжающая организация» обязуется обеспечить на границе сетей, принадлежащих собственнику жилого дома, с системами коммунальной инфраструктуры «ресурсоснабжающая организация», подачу питьевой воды, а «потребитель» принять и оплатить количество полученной воды.

Из исследованного судом проекта водоснабжения домовладения по ... от 1976 года видно, что в примечании к нему указано об установке водомера в дворовом колодце, который в зимнее время утепляется.

Однако, учитывая давность выполнения проекта, указанные выше нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу, что указанное примечание в настоящее время применено быть не может.

Из проекта также следует, что в домовладении истца имеется колодец ВК-2 в котором и был установлен прибор учета холодной воды, что не оспаривается сторонами. Однако, на месте врезки к сетевому водопроводу, принадлежащего ответчику, также имеется колодец ВК-1, который расположен вне границ земельного участка домовладения истца.

*** истец обратился с заявлением в филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о заключении договора, регулирующего условия замены прибора учета холодной воды в связи с истечением срока межповерочного интервала установленного в его домовладении водомера и приложением заявки на установку водомера на месте ранее установленного прибора учета воды в дворовом колодце.

Ответчиком истцу был представлен проект договора --- г.-01-100 от ***, согласно которому работы по установке прибора учета будут выполнены на границе сетей абонента и ресурсоснабжающей организации в уличном колодце.

В судебном заседании установлено, что сетевой водопровод по ... принадлежит ответчику, каких-либо доказательств принадлежности линии водопровода от колодца ВК-1 до колодца ВК-2 длиной 7.5 м. ответчику, суду не представлено, поэтому суд пришел к выводу, что границей принадлежности сетей следует считать колодец ВК-1 и действия ответчика являются обоснованными.

Рассматривая действия ответчика согласно указанным выше нормам действующего законодательства, суд не усматривает каких -либо нарушений прав истца, а доводы Серяк В.П., основанные на анализе приведенных им норм жилищного и земельного законодательства, не являются тому подтверждением, так как изложенные им выводы, основаны на неверном их толковании.

Доводы о невозможности сохранности принадлежащего истцу прибора учета холодной воды в колодце, расположенном за территорией его домовладения, также не могут являться достаточным основанием к удовлетворению заявленных требований, так как истец не лишен возможности обеспечить его сохранность.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Серяк В.П. о признании действий филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал - Светлоградский «Межрайводоканал», выразившихся в направлении ему как абоненту проекта договора на установку прибора учёта расхода холодной воды за пределами его домовладения, расположенного по адресу: ..., отличающегося от поданной им заявки на заключение договора, регулирующего условия замены прибора учёта холодной воды и нарушающего его права как потребителя, - незаконными, о возложении на филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» обязанности заключить с ним договор, регулирующий условия замены прибора учета расхода холодной воды на месте ранее установленного прибора учёта холодной воды в дворовом колодце – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Петровского районного суда

Ставропольского края

А.И. Ульянов