Решение по делу №2-804 по иску Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю к Грибановой В.И. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени



Дело № 2-804

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Светлоград

17 августа 2011 года

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Ульянова А.И.,

при секретаре – Чемеркиной М.А.,

рассмотрев ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ставропольскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления, исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ставропольскому краю к Грибановой В.И. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Ставропольскому краю обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления, исковым заявлением к Грибановой В.И. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2009 год в размере -.- и пени в размере 678,72 рублей.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления в суд мотивировано следующим.

Согласно 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет «публично-правовой; а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующий с правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица, причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушался бы воплощенный в статье 57 Конституции РФ конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

От добровольного исполнения конституционной обязанности в значительной мере зависит выполнение государством своей социальной роли, охраны его суверенитета, обороноспособности.

Грибанова В.И. не выполнила Конституционную обязанность по уплате налогов, тем самым нарушила морально-этический принцип правового государства - добросовестность.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю просит суд защитить право государства в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на своевременное, полное поступление в бюджет налогов и восстановить срок на предъявление в суд искового заявления, поскольку на это имеется юридическая возможность.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. При рассмотрении вопроса о восстановлении срока для подачи заявления истец просит учесть те обстоятельства, что в целях защиты интересов государства инспекцией были предприняты все действия, направленные на исчисление земельного налога в отношении Грибановой В.И., уведомления об этом налогоплательщика и дальнейшего взыскания недоимки по земельному налогу. Для этого своевременно были направлены
уведомления и требования.

Вместе с тем, истец просит учесть наличия обстоятельств, повлиявших на процесс вручения налоговых уведомлений, а именно, что на учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю состоит более 180 тысяч налогоплательщиков, проживающих на территории 40 муниципальных образований, расположенных в границах трех муниципальных районов. Удаленность населенных пунктов от налоговой инспекции и ее территориальных подразделений составляет от 5 до 95 км. Количество налоговых уведомлений на уплату имущественных налетов ежегодно, подлежащих вручению физическим лицам достигает 210 тысяч. Вручить налоговое уведомление всем налогоплательщикам под роспись невозможно. И связано это не только с объемами вручаемых документов, отдаленностью проживания налогоплательщиков от места нахождения инспекции, но и с обстоятельствами не зависящими на прямую от организации налоговым органом процесса вручения налоговых уведомлений. Сотрудники налоговых органов, приходят к одним и тем же лицам по несколько раз, но результат зачастую один - налогоплательщик отсутствует дома или вообще отказывается от получения налогового уведомления. В связи с этим, вручение налоговых уведомлений затягивается на неопределенное время. Поэтому, в отношении налогоплательщиков, которым не удалось вручить налоговые уведомления лично, вручение осуществляется в соответствии со статьей 52 Налогового Кодекса путем направления по почте. Большинство налогоплательщиков при получении налоговых уведомлений уплачивают законно установленные налоги и сборы, не пытаясь найти в законодательстве и действиях государственного органа оправдание своему нежеланию платить налоги. На долю должников приходится до 15%, а это примерно по 25-30 тыс. налогоплательщикам взыскание задолженности, будет производиться в принудительном и судебном порядке. Это очень трудоемкий процесс, требующий значительных затрат времени и материальных ресурсов не только для налогового органа но и для судебных органов. Сформировать в среднем 5 тыс. заявлений в месяц практически невозможно, в связи с этим применяются различные методы по сокращению числа должников, путем проведения информационных кампаний, выездов на территории муниципальных образований, проведения индивидуальных бесед, встреч с работодателями и другие мероприятия. Цель - максимально уменьшить количество должников, сократить тем самым задолженность, подлежащую взысканию в судах. Однако, на практике, проведение всех выше перечисленных мероприятий не дает в полной мере взыскать задолженность с недобросовестных налогоплательщиков в установленные законодательством сроки.

Совокупность всех приведенных выше обстоятельств не позволяет в полном объеме выдержать шести месячный срок, предусмотренный статьей 48 Налогового Кодекса в связи с чем, налоговый орган, руководствуясь ст.48 НК РФ и ст.ст. 112,131-133 ГПК РФ, ходатайствует о восстановлений пропущенного срока на подачу искового заявления о взыскании налогов, пени с ответчицы.

Исковые требования Межрайонной ИФНС №3 по Ставропольскому краю к Грибановой В.И. обусловлены следующим.

Грибанова В.И., ИНН --- проживающая по адресу: 356530, Россия, ..., *** года рождения, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю.

В соответствии с п.11 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.

На основании представленных сведений, Грибанова В.И. в 2009г. имела в собственности следующие земельные участки: - с кадастровым номером ---, с датой возникновения собственности ***, расположенный в ..., дача; - с кадастровым номером ---, с датой возникновения собственности ***, расположенный в ..., пай; - с кадастровым номером ---, с датой возникновения собственности ***, расположенный в ....

В соответствии со ст.388 НК РФ, Грибанова В.И. является плательщиком земельного налога. В соответствии с ч.3 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.

В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

На основании сведений, имеющихся у налогового органа, в соответствии со ст.396 НК РФ, ответчице была исчислена сумма налога, которая указана в налоговых уведомлениях ---, --- на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год, направленном *** в адрес налогоплательщика согласно реестру 471930.

В соответствии со статьёй 397 Кодекса и решением представительного органа муниципального образования, суммы налога не позднее 15 ноября должны уплачиваться: авансовые платежи - не позднее 15 сентября и, налог - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно определения Конституционного суда Российской Федерации то *** ----О-О, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета
от налоговых органов бесплатную информацию, в том числе в письменной форме о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях плательщиков. Следовательно, в данном случае ответчица не была лишена права при неполучении налогового уведомления до даты уплаты соответствующего налогового платежа самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой (заявлением) о выдаче уведомления непосредственно на руки направленном в адрес налогоплательщика. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте
заказным письмом.

В соответствии со ст.52 НК РФ налоговым органом уведомление было отправлено заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога Грибанова В.И. не исполнила.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Неуплата
налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В силу п.2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Налоговой инспекцией, налогоплательщику в сроки, предусмотренные ст.70 НК РФ было направлено требование от *** ---, об оплате земельного налога в размере -.- руб. и соответствующей суммы пени -.- руб. сложившиеся на момент выставления требования об уплате земельного налога. При получении вышеуказанных документов, обязывающих налогоплательщика произвести уплату земельного налога и пени, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм, ответчица задолженность по земельному налогу за 2009 год не погасила.

В целях соблюдения требований ст.ст.52, 69 НК РФ, *** налоговым органом Грибановой В.И. были повторно направлены уведомление ---, --- и требование от *** --- об уплате налога, о чем свидетельствует список почтовых отправлений и квитанция об оплате заказной корреспонденции. Из этого следует, что плательщик был надлежащим образом уведомлен об обязанности уплаты налога. Согласно п.4 ст.57 НК РФ если расчет налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления. В силу п.6 и 8 ст.58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления. Следовательно, по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления по земельному налогу у ответчицы возникла обязанность по уплате налога. Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора Инспекцией соблюден.

До настоящего времени земельный налог Грибановой В.И. не
уплачен.

В судебное заседание начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ставропольскому краю не явился, письменно просил рассмотреть дело по иску к Грибановой В.И. в его отсутствие, исковые требования поддерживает, с рассмотрением дела в порядке заочного производства согласен.

Ответчица Грибанова В.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о дате, месте и времени судебного заседания, что подтверждается личной подписью на уведомлении о вручении от ***, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.

При таких обстоятельствах, с учетом согласия истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС №3 по Ставропольскому краю подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 2 ст.48 НК РФ устанавливает, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть, фактически, как следует из требования --- об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на *** (л.д. 16), срок подачи соответствующего заявления окончился ***, так как истице было предложено погасить имеющуюся задолженность до ***, тогда как исковое заявление поступило в суд ***.

В тоже время, изложенные в ходатайстве о восстановлении процессуального срока обстоятельства - защита интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, позволяют суду отнести их к уважительным, а поэтому суд считает необходимым восстановить его.

Правоотношения в сфере земельного налогообложения регулируются нормами гл.31 НК РФ. В частности, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которая в свою очередь признает объектом налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из представленных сведений (л.д.7) следует, что Грибанова В.И. являлась собственницей трех земельных участков: - с кадастровым номером --- с датой возникновения собственности ***, расположенный в ..., дача; - с кадастровым номером ---, с датой возникновения собственности ***, расположенный в ..., пай; - с кадастровым номером ---, с датой возникновения собственности ***, расположенный в ....

Исчисление земельного налога, размер платежа произведены в налоговых уведомлениях --- от *** и --- от *** на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год (л.д.8,11). Направление указанных уведомлений ответчице подтверждается реестрами заказной корреспонденции от *** и (л.д.9-10, 12-13).

Согласно требованию --- (л.д. 16) по состоянию на *** за ответчицей числилась задолженность по уплате земельного налога в размере -.-. и пени в размере -.- рублей, которую было предложено погасить в срок до ***. Уведомление и требования повторно были направлены Грибановой В.И. *** (л.д. 14), однако, сведения об оплате установленного налога и пени до настоящего времени отсутствуют.

Размер и произведенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы --- по ... исчисление суммы по уплате земельного налога в размере -.- руб. и пени в размере -.- рублей суда сомнений не вызывает, ответчица доводов о необоснованности исчисленных размеров налога и пени, не предъявила.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии с п.2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Таким образом, пени начисляются за весь период времени прошедший с момента, когда нужно было исполнить обязанность по уплате налога и начисляются до момента фактической уплаты налога. Расчет пени (л.д.23), произведенный истцом по состоянию расчетов на ***, судом проверен, сомнений не вызывает, признан обоснованным и произведенным в соответствии с требованиями ст.75 НК РФ, пеня исчислена за период с ***.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявленные Межрайонной ИФНС №3 по Ставропольскому краю требования нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Также в соответствии со ст.103 ГПК РФ следует взыскать с Грибановой В.И. в доход бюджета государственную пошлину, от которой истец освобождён в силу закона, в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.112, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю срок обращения в суд исковым заявлением к Грибановой В.И. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2009 год и пени.

Взыскать с Грибановой В.И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ставропольскому краю недоимку по земельному налогу за 2009 год в размере -.- рублей и пени в размере -.- рублей, а также взыскать с Грибановой В.И. в доход бюджета Петровского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, а Грибанова В.И. вправе подать в Петровский районный суд заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения ей копии этого решения.

Судья Петровского районного суда

Ставропольского края

А.И. Ульянов