Именем Российской Федерации г.Светлоград 07 сентября 2011 года Петровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Былинкина В.П. – единолично, при секретаре Харченко Л.И. с участием: представителя истца помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Блынского С.Л.; ответчика – главы муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района в защиту интересов муниципального образования Дон-Балковского сельсовета и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунову В.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе У С Т А Н О В И Л: Прокурор Петровского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования Дон-Балковского сельсовета и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунову В.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-специалистом администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района --- и главой муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца, свои требования мотивирует следующим. В соответствии с положениями ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона). Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ). Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность муниципальных служащих уведомлять представителя работодателя о возникшем конфликте интересов свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы. Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона №273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции. Согласно подпункту «б» пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № Пр-1568 от 31.07.2008 года, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В соответствии с п.5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Генеральному прокурору и подчинённым прокурорам поручено усилить надзор за исполнением главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе. Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции», утверждённой Указом Президента РФ №460 от 13.04.2010 года (далее по тексту – Национальная стратегия противодействия коррупции) основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе, являются: повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции, совершенствование работы кадровой службы. Согласно п.9 Национальной стратегии противодействия коррупции, национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период. Пунктом 8.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 года №195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам противодействия коррупции. В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). В соответствии с положениями ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. В соответствии с ч. 1, ст. 33 Устава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования. В соответствии с ч.10 ст.33 Устава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района глава поселения формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством, назначает и освобождает от должностей заместителей главы поселения, руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации. Главой муниципального образования Дон-Балковского сельсовета с *** является Полетунов В.И. Распоряжением главы администрации Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края ----р/лс от *** была принята на работу муниципальной служащей – специалистом администрации МО Дон-Балковского сельсовета -.- – ---, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ***. *** был заключен трудовой договор между администрацией МО Дон-Балковского сельсовета в лице главы МО Полетунова В.И. и ---, при заключении которого Полетунов В.И. являлся представителем работодателя. В соответствии с условиями указанного заключенного трудового договора муниципальный служащий обязан исполнять распоряжения и указания главы муниципального образования и вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, именно работодатель вправе требовать от муниципального служащего выполнение обязанностей, предусмотренных договором, привлекать муниципального служащего к дисциплинарной ответственности. Указанная должность связана с подчинённостью и подконтрольностью главе администрации, что также следует из устава муниципального образования. Также в соответствии с должностной инструкцией специалиста администрации муниципального образования специалист назначается и освобождается от должности распоряжением главы МО Дон-Балковского сельсовета. В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ставропольском крае, установленным Законом Ставропольского края №65-кз от 18.12.2007 года должности главы администрации и управляющего делами относятся к категории должностей муниципальной службы. Таким образом, глава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета является для специалиста администрации Дон-Балковского сельсовета --- представителем нанимателя и, кроме того, фактически, являясь в соответствии с Уставом муниципального образования главой администрации, глава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета, занимает должность, соответствующую должности муниципального служащего со всеми вытекающими из фактического положения юридическими полномочиями. В соответствии с положениями ч.9 ст. 8 Закона №273-ФЗ федеральными законами о муниципальной службе для муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения. Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Закона №25-ФЗ предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального Закона №273 следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В соответствии с требованиями ст.4 Закона № 25-ФЗ ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей является одним из принципов прохождения муниципальной службы. Факт занятия профессиональной деятельностью в должности муниципальной служащей в администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета ---, являющейся супругой главы муниципального образования, и оценки профессиональной деятельности, компетенции указанного должностного лица, непосредственного подчинения главе администрации свидетельствует о преимуществе должностного положения. В соответствии с положениями ст.14.1 Закона № 25-ФЗ ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, определяется понятием конфликта интересов. Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт. По мнению прокурора, имеющие место родственные отношения муниципальной служащей --- и главы муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Полетунова В.И. могут привести к возникновению конфликта интересов. Создавшаяся ситуация, когда в должности муниципального служащего - специалиста администрации муниципального образования состоит супруга главы администрации муниципального образования свидетельствует о грубом нарушении законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции. В соответствии с положениями ч.3 ст. 14.1 Закона №25-ФЗ представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В соответствии с ч.4 ст. 11 Закона № 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке. В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц и в защиту интересов муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Блынский С.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд возложить обязанность на главу администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией - специалистом администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района --- и главой администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца. Ответчик - глава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунов В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, и пояснил, что специалист администрации Дон-Балковского сельсовета --- с *** будет переведена с муниципальной службы на должность, не замещающую муниципальную должность муниципальной службы и исполняющую обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации МО Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации, подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральным законодательством. Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции». Проведенной прокурором Петровского района проверкой установлено, что на муниципальной службе, в должности специалиста администрации муниципального Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края работает жена главы администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. В судебном заседании данные обстоятельства нашли объективное подтверждение на основании совокупности исследованных доказательств, а именно свидетельства о заключении брака от ***, распоряжением главы муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. ----р/лс от ***, согласно которому на работу муниципальной служащей была принята и назначена на должность специалиста администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета --- В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Закона №25-ФЗ предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального Закона от 25.122008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В соответствии с ч.10 ст.33 Устава муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района глава поселения формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством, назначает и освобождает от должностей заместителей главы поселения, руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации. На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу, что профессиональную деятельность и компетентность --- оценивает её муж Полетунов В.И., что свидетельствует о преимуществе должностного положения, что в свою очередь может привести к конфликту интересов. Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и далеко не всегда позволяет муниципальному служащему уследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт. Учитывая фактические обстоятельства дела, суд находит, что вероятность возникновения конфликта интересов в администрации МО Дон-Балковского сельсовета между специалистом администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края --- и главой муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетуновым В.И. имеется. Статья 14.1 Закона о муниципальной службе определено понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Суд установил, что совместная профессиональная деятельность специалиста администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края --- и главой муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетуновым В.И. может повлиять на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, что является недопустимым. В соответствии с ч.3 ст. 14.1 Закона о муниципальной службе представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы. Как следует из п.3 ч.1 ст.19 Закона о муниципальной службе трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм закона трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе работодателя, а может быть, и не расторгнут. Выбор мер в целях предотвращения возникновения конфликта интересов является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), комиссии по урегулировании. Конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления. На основании совокупности изложенного суд считает, что исковые требования прокурора о возложении обязанности на главу муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-специалистом администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района --- и главой муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетуновым В.И. в срок 2 месяца, подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Петровского района в защиту интересов муниципального образования Дон-Балковского сельсовета и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунову В.И. о возложении обязанности на главу муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе – удовлетворить. Обязать главу муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетунова В.И. принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальной служащей администрацией-специалиста администрации муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района --- и главой муниципального образования Дон-Балковского сельсовета Петровского района Ставропольского края Полетуновым В.И. в срок 2 месяца. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней. Судья Петровского районного суда В.П. Былинкин