Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года г.Светлоград Петровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично, с участием: истца Литовченко С.Ф.; представителя ответчика ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края по доверенности Чернышовой Т.В., при секретаре судебного заседания Харченко Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литовченко С.Ф. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. У С Т А Н О В И Л: Литовченко С.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от *** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что решением об отказе в назначении пенсии за ---, принятом начальником ГУ –Управления Пенсионного фонда РФ ***, ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по п.п. 20, п.1, ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого стажа в учреждениях здравоохранения. С данным решением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В указанном решении не засчитан в ее специальный трудовой стаж период работы с *** по *** в должности медсестры участковой в детской консультации -.- территориального медицинского объединения, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях в соответствии с п.п. 20, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за №781. Петровское территориальное медицинское объединение в указанный период было единственным медицинским учреждением на территории Петровского района Ставропольского края и занималось врачебной деятельностью. Детская консультация в составе Петровского территориального медицинского объединения выполняла функции оказания медицинских услуг детям. Поэтому она считает, что ее работа в детской консультации должна засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как работнику учреждения здравоохранения в календарном исчислении. Также в указанном решении начальника Управления ПФР в ее специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***. Она считает, что указанные периоды должны быть включены в ее специальный стаж в календарном исчислении. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Указанная позиция Верховного Суда РФ изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» от 07.06.2006г., 14.06.2006г. Поэтому она считает, что периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. А всего, она считает, что ей незаконно не засчитано в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, -.- По мнению ответчика, на день ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ***, ее трудовой стаж составил -.- дней. Она считает, что если к данному стажу прибавить -.- дня стажа, который не был включен, то ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составит -.- месяца. Для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости необходим стаж не менее 30 лет. И она считает, что на день ее обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости необходимый стаж как работника здравоохранения у нее имелся, поэтому ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия. В судебном заседании истец Литовченко С.Ф. настаивала на удовлетворении исковых требований и просила суд признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району за --- от *** об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п.20, п.1, ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным, и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края включить ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с *** по *** в должности медсестры участковой в детской консультации -.- территориального медицинского объединения в календарном исчислении, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по *** в календарном исчислении, с назначением и выплатой пенсии с момента подачи заявления ***. В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края по доверенности Чернышова Т.В. исковые требования Литовченко С.Ф. не признала и просила суд отказать в удовлетворении иска, мотивируя свои доводы тем, что период работы Литовченко С.Ф. с *** по *** в должности медсестры участковой в детской консультации -.- территориального медицинского объединения не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, в соответствии с п.п. 20, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Также, по мнению представителя ответчика, не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения Литовченко С.Ф. на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года №516, в стаж на соответствующих видах работ кроме периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, и не предусмотрено включению в стаж на соответствующих видах работ иных периодов. Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Литовченко С.Ф. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ***. Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** Литовченко С.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого стажа работы, так как, по мнению Пенсионного фонда, на момент обращения *** стаж работы заявителя Литовченко С.Ф., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составляет 20 лет 7 месяцев 8 дней. Период работы Литовченко С.Ф. с *** по *** в должности медсестры участковой в детской консультации Петровского территориального медицинского объединения не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, в соответствии с п.п. 20, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от *** ---. Также, не включены в специальный стаж периоды нахождения Литовченко С.Ф. на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от *** ---, в стаж на соответствующих видах работ кроме периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, и не предусмотрено включению в стаж на соответствующих видах работ иных периодов. Согласно ст.27, ч.1, п.20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно записи в трудовой книжке Литовченко С.Ф., она -.- года принята на должность участковой медсестры в детскую консультацию в Петровскую райбольницу согласно приказа --- от ***. *** Петровская райбольница переименована в Петровское ТМО на основании приказа Управления здравоохранения --- от *** «О переводе учреждений здравоохранения на новый хозяйственный механизм», приказ --- от *** Решением Петровского районного суда от *** установлен юридический факт – факт принадлежности Литовченко С.Ф., *** года рождения, трудовой книжки серии АТ-III --- от *** и архивной справки о стаже работы от *** за ---, выданной Государственным учреждением «объединенный ведомственный архив министерства здравоохранения Ставропольского края». Из ответа главного врача МУЗ Петровской ЦРБ --- от *** за --- следует, что в период с *** по *** детская консультация относилась к Петровскому ТМО в качестве обособленного подразделения, не имеющего статус юридического лица. Также из ответа следует, что согласно Уставу государственного учреждения -.- территориального медицинского объединения, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом Петровской районной государственной администрацией, распоряжение --- от ***, в детской консультации осуществлялся вид деятельности: педиатрия общая, офтальмология, отоларингология, инфекционные заболевания детские, психиатрия, физиотерапия и т.д., согласно п.8 данного Устава. Согласно Устава ГУ «-.- территориальное медицинское объединение» зарегистрированного в Петровской районной администрации *** государственное учреждение Петровское территориальное медицинское объединение, именуемое в дальнейшем Учреждение, учреждено в соответствии постановления Губернатора Ставропольского края --- от *** распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Петровской районной государственной администрации --- от *** и приказом Министерства здравоохранения Правительства Ставропольского края --- от *** Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета на основе сметы. Официальное наименование Учреждения: полное – Государственное Учреждение -.- территориальное медицинское объединение, сокращенное – ГУПТМО. Юридический адрес Учреждения: -.- Учреждение является юридическим лицом, действует в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом. Его учредителем является комитет по управлению государственным имуществом Петровской районной государственной администрации, а вышестоящим органом управления – Министерство здравоохранения Правительства Ставропольского края. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления, бланки. Учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а именно: Центральная районная больница, Районная поликлиника, Детская консультация, Женская консультация и отделение скорой медицинской помощи. В соответствии с должностной инструкцией участковой медсестры детской консультации, утвержденной главным врачом Петровской ТМО --- и согласованной председателем профкома ---, основными задачами участковой медсестры является выполнение лечебных и диагностических назначений врача в амбулатории и на дому, проведение профилактических и санитарно-просветительных мероприятий среди населения участка. Назначение и увольнение участковой медсестры осуществляется главным врачом ТМО в соответствии с действующим законодательством. Участковая медсестра непосредственно подчиняется врачу-терапевту и работает под его руководством. В своей работе руководствуется указаниями и распоряжениями главного врача ТМО, настоящей должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего персонала амбулаторно-поликлинических учреждений. Суд считает, что после указанных преобразований и переименований медицинского учреждения Петровское территориальное медицинское объединение, ни характер, ни специфика работы Литовченко С.Ф. не поменялась, она продолжила исполнять свои функциональные обязанности участковой медицинской сестры в детской консультации -.- и данные функциональные обязанности не поменялись и до сих пор, не смотря на переименование названия Петровской центральной районной больницы. В период с -.- года по -.- год -.- территориальное медицинское объединение также осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и являлось учреждением здравоохранения, что подтверждается уставом учреждения. Кроме того, согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» периодов работы в территориальных медицинских объединениях следует, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 указанного Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. Согласно ст.55 Конституции РФ следует, что не подлежат применению законы, ущемляющие права граждан. Ст. 39 Конституции РФ устанавливает право гражданина на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Суд считает, что отказ «Управления» является незаконным и необоснованным, т.к. в п. 9 п.п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на досрочные пенсии» прямо указано в соответствии с п. 9, п. 10 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Поэтому суд считает, что в судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что Литовченко С.Ф. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в исследуемый период в должности «медицинской участковой сестры» в указанном учреждении, а доводы «Управления» являются необоснованными, не основанными на законе. Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года в Законе «О государственных пенсиях в РФ» не содержатся требования о том, чтобы педагогическая лечебная, творческая деятельность, осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работниками занятыми в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей... независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности. Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения. Положение п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не препятствует суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела он придёт к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющим какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также о несоответствии предписаний такого акта нормам Федерального Закона, принять решение на основе Конституции РФ и Федерального Закона. Также суд считает, что ГУ УПФ РФ по Петровскому району незаконно и необоснованно не включило Литовченко С.Ф. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по *** Так, Федеральным законом от 17 декабря 2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Согласно ст. 27 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. А поэтому суд считает, что ГУ УПФ РФ по Петровскому району незаконно и необоснованно не включило Литовченко С.Ф. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по *** Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и от 3.06.2004 года № 11-П и определение Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 года № 197-О Конституционный суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые подлежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П). Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положением ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление КС РФ от 29.01.04 № 2-П). Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в определении от 5.11.2002 года по жалобе Ю.И. Спесивцева на нарушение его Конституционных прав положениями ст. ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционных суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права (Постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 3.06.2004 года № 11-П) При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписание ст. 15 ч. 1 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (Определение КС РФ от 03.06.2004 № 11-П). Кроме того, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ по запросу Сормовского райсуда Нижнего Новгорода о проверки Конституционности п.п.2, п.1, п.2,п.3,ст.27 п.1,п.2, ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не препятствует суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела суд пришел к выводу о нарушении Конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, определяющих какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, принять решение на основе Конституции РФ Федерального Закона. Таким образом, суд считает, что на момент подачи заявления Литовченко С.Ф., у неё имеется специальный стаж работы для назначения ей досрочной трудовой пенсии за выслугу лет и ей незаконно отказано в назначении пенсии. Руководствуясь ст.39, ст. 55 Конституции РФ, ст.27, п.1, п.п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать решение об отказе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от ***, в назначении Литовченко С.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным, и обязать Государственное учреждении Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому району Ставропольского края включить Литовченко С.Ф. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с *** по *** в должности медсестры участковой в детской консультации -.- территориального медицинского объединения, и периоды нахождения Литовченко С.Ф. на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, – с назначением и выплатой пенсии с момента подачи заявления с ***. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней. Судья Петровского районного суда Былинкин В.П.РЕШЕНИЕ