Дело № 2 -1031 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года г.Светлоград Петровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кожуховой О.Ф. при секретаре Чернобай С.С. с участием истца Шевченко Е.А., представителя ответчика – ГУ управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Шевченко Е.А. к ГУ – управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии У С Т А Н О В И Л : Шевченко Е.А. обратился в суд с иском в связи с отказом ГУ – управления Пенсионного фонда по Петровскому району Ставропольского края в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости обосновывая свои требования следующим. 22 августа 2011 года он обратился в ГУ - управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением --- от *** управление ПФР отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого стажа. Свой отказ управление Пенсионного фонда РФ мотивировало тем, что период прохождения военной службы по призыву с14 мая 1982 года по 20 декабря 1983 года не может быть засчитан в стаж для исчисления пенсии, так как в соответствии с Правилами исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п..19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях и в должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Действительно в указанном Списке не имеется указания на то, что служба в армии по призыву засчитывается в вышеупомянутый специальный стаж. Однако, по его мнению, отказ УПФР по Петровскому району в досрочном назначении трудовой пенсии нарушает его конституционные права поскольку Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантирует каждому пенсионное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В период с 15 августа 1975 года и по настоящее время он занимается педагогической деятельностью, а в период с 14 мая 1982 года по 20 декабря 1983 года проходил военную службу по призыву в рядах Советской армии, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке и в военном билете. Стаж его педагогической работы составляет более 25 лет, а поэтому в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он имеет право на пенсию по выслуге лет. Однако управление Пенсионного фонда по Петровскому району, изучив его документы, установило, что стаж его работы, дающий право на пенсию по выслуге лет, составляет 23 года 4 месяца 26 дней, т.е. менее 25 лет, поскольку исключило из подсчета период прохождения им военной службы с 14 мая 1982 года по 20 декабря 1983 года. Причиной отказа явилось то, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных отпусков и не предусмотрено включение в специальный стаж на соответствующих видах работ иных периодов, т.е. периода прохождения службы по призыву. Данное решение он считает незаконным по следующим основаниям. Согласно ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу с 01.01.2002 г., сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Согласно постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, гражданин вправе осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. До этого пенсия назначалась согласно положений Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340, который вступил в силу 01 января 1992 года. До 01.01.1992 г. пенсия назначалась в соответствии с Законом « О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в котором было указано, что при назначении пенсии на льготных условиях служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года, в котором указано, что наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы предусмотрено включение в специальный (льготный) трудовой стаж иных периодов общественно-полезной деятельности. Согласно п.109 указанного Положения в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение включались периоды общественно-полезной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах …. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивается по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе либо следовала за ней. То есть время прохождения военной службы не засчитывается в стаж для пенсии на льготных основаниях с 1 октября 1992 года, когда вступил в законную силу закон, предусматривающий эти ограничения. Кроме того, пенсия в связи с педагогической деятельность назначалась в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным выше указанным постановлением. В п.1 Положения указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается : г) служба в Вооруженных Силах СССР и пребывание в партизанских отрядах … Согласно ст.4 ГК РФ (Действие гражданского законодательства во времени) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, в случае, если военная служба проходила до 01.10.1992 года, то время её прохождения не должно исключаться из стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, поскольку закон обратной силы не имеет. Согласно Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» следует, что согласно п.1.2 при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В связи с этим он считает отказ ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края в назначении ему досрочной пенсии незаконным и просит суд признать указанное решение ГУ- управления Пенсионного фонда РФ № 1723 от 15.09.2011 г. незаконным, обязать ГУ- управление Пенсионного фонда по Петровскому району засчитать в стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии период с 14.05.1982 года по 20.12.1983 года прохождения военной службы по призыву и назначить ему пенсию с момента подачи им заявления. В суде Шевченко Е.А. настаивал на своих требованиях. Представитель ГУ–управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края ФИО с иском Шевченко Е.А. не согласилась и пояснила, что в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, Шевченко Е.А. по состоянию на 22.08.2011 года (на день подачи заявления о назначении пенсии) составляет 23 года 4 месяца 26 дней. Отказывая Шевченко Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии УПФ РФ исходило из того, что не всякая педагогическая деятельность в учреждениях для детей может быть включена в специальный стаж для назначения пенсии по п.п. 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так как в соответствии с пунктом 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, т.е. закон делегировал Правительству Российской Федерации право принимать по существу определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения, именно Правительство Российской Федерации решает, следует ли отнести ту или иную «педагогическую должность» к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, а также вправе предусмотреть ряд обязательных условий, без наличия которых даже работа на требуемой должности или в учреждении не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии. Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 11.07.2002 г. № 516 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Так как в соответствии с названными Правилами в специальный стаж засчитываются только периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня, и не предусмотрено включение в специальный стаж периодов прохождения военной службы по призыву; период, в течение которого заявитель проходил военную службу по призыву с 14 мая 1982 года по 20 декабря 1983 года не может быть включен в подсчет его специального стажа. Ссылка заявителя на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» является несостоятельной, т.к., во-первых, указанное Постановление на основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года, во-вторых, данное постановление содержит 3 условия для назначения пенсии: 1). Стаж работы по специальности не менее 25 лет согласно Перечню, утвержденному данным постановлением; 2). Назначение и выплата пенсии производится работникам просвещения оставившим работу; 3). Пенсия назначается в размере 40% ставки заработной платы. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения служба в рядах Вооруженных Сил СССР могла быть засчитана в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем. Кроме того, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 года № 320 – О и разъяснением Минтруда РФ «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70 (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27 ноября 2003 года № 5284) в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии. Поэтому Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г., которое действовало в период службы заявителя в составе Вооруженных сил СССР в данном случае не может применяться, так как на день его отмены заявитель полностью не выработал необходимый трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Учитывая, что для включения в специальный стаж Шевченко Е.А. периода, в течение которого он проходил военную службу по призыву с 14.05.1982 г. по 20.12.1983 г. не имеется законных оснований, то указанный период обоснованно исключен из подсчета специального стажа заявителя и ему в удовлетворении исковых требований следует отказать. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет ( статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих требуемый законом стаж педагогической работы. В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями) трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173 лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2002 г. № 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным законам. Согласно записям трудовой книжки Шевченко Е.А. следует, что с *** по *** он проходил службу в рядах Вооруженных Сил ССР и перед призывом в армию работал учителем физкультуры и труда в Светлоградской средней школе №2 (запись №5 от 31.08.1979 г. и запись №6 от 13.05.1982 г.) После демобилизации из рядов Советской армии принят на должность учителя физвоспитания и трудового обучения в Светлоградскую в среднюю школу №2 ( запись № 8). Факт прохождения Шевченко Е.А. военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 14.05.1982 года по 20.12.1983 года подтверждается также записью в военном билете. Решением --- от *** управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району отказало Шевченко Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого законом 25 летнего педагогического стажа, исключив из специального стажа период прохождения военной службы по тем основаниям, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, и не предусмотрено включение в специальный стаж на соответствующих видах работ иных периодов, то есть периода прохождения службы по призыву. Суд считает незаконными действия Пенсионного фонда РФ по Петровскому району поскольку до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340, который вступил в силу 01 января 1992 года. До 01 января 1992 года пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года, согласно которого при назначении пенсии на льготных условиях служба в Вооруженных Силах СССР приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Порядок назначения пенсии определялся Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года, в котором указано, что наряду с периодами непосредственно выполняющейся работы предусмотрено включение в специальный трудовой стаж иных периодов общественно-полезной деятельности. Согласно п.109 указанного Положения в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включался, в том числе, период службы в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах, служба в армии приравнивается по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею. Кроме того, пенсия в связи с педагогической деятельностью назначалась в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В п.1 Положения указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения следует, что согласно п.1.2. при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» ; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70 - утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа ( абзац 3 статьи 2 закона № 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 закона № 173 –ФЗ) в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период данной работы (деятельности), с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством ( в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Таим образом, занимаясь педагогической деятельностью, а затем проходя военную службу в Вооруженных Силах СССР с 14 мая 1982 года по 20 декабря 1983 года Шевченко Е.А. имел право на зачет указанного периода в специальный стаж, однако на момент решения вопроса о назначении досрочной пенсии законодательство изменилось. Данное обстоятельство ставит его в неравное положение по сравнению с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, что не может быть признано законным. Учитывая, что ст.ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о том, что нарушение законно возникшего права Шевченко Е.А. на пенсионное обеспечение является недопустимым. Специальный стаж Шевченко Е.А. с учетом оспариваемого периода на день подачи заявления - 22 августа 2011 года составляет 25 лет 2 дня. С учетом изложенного суд считает доводы представителя ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о законности отказа Шевченко Е.А. в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа не могут быть приняты во внимание, а поэтому он вправе рассчитывать на льготный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При таких обстоятельствах суд считает незаконным решение ГУ- управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от *** об отказе в назначении Шевченко Е.А. досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения им военной службы с 14.05.1982 года по 20.12.1983 года подлежит включению в льготный стаж с назначением ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением, т.е. с 22 августа 2011 года. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, ст. 39 Конституции РФ, ст.27 п.1 п.п. 19 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным решение ГУ - управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** об отказе Шевченко Е.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края произвести досрочное назначение пенсии Шевченко Е.А. с включением в специальный педагогический стаж периода его службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 14.05.1982 года по 20.12.1983 года, с назначением и выплатой пенсии со дня подачи заявления - с 22 августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней. Судья -