Гражданское дело №2-1258 по иску Ледовских Е.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2 -1258

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Светлоград

21 декабря 2011 года

Петровский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Кожуховой О.Ф.

при секретаре Чернобай С.С.

с участием истца Ледовских Е.В.,

представителя ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края ФИО, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ледовских Е.В. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Ледовских Е.В. обратилась в суд с иском в связи с отказом ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости обосновывая свои требования следующим.

В настоящее время она работает в должности медсестры приемного покоя в муниципальном учреждении здравоохранения Петровской ЦРБ.

15.08.2011 года она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как ее трудовой стаж дает право на назначение такой пенсии.

Однако 18.11.2011 года ГУ-Управлением Пенсионного Фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края было вынесено решение об отказе в назначении пенсии за № 1664. Данное решение мотивировано тем, что согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, а стаж её работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составляет 19 лет 1 месяц 28 дней.

Период работы с 12.09.1989 года по 21.01.1993 год в должности старшей медсестры в ясли – саду № 55 станции Светлоград не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Период работы с 22.01.1991 года по 23.07.2000 года в должности медсестры в приемном отделении Петровского территориального медицинского объединении не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком № 781.

С решением ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- она не согласна, так как в период с 12.09.1989 года по 21.01.1993 года она работала в должности старшей медсестры в ясли – саду № 55 станции Светлоград, что подтверждается архивной справкой, выданной 12.07.2011 года ОАО «РЖД» филиал «Северо-Кавказская железная дорога».

До 01.10.1993года на территории РФ действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Это Постановление не применяется на территории РФ с *** в связи с изданием Постановления Правительства РФ от *** N 953.

На основании Постановления N 1397 все медицинские сестры, независимо от занимаемой должности, работавшие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, имели право на получение пенсии по выслуге лет. То есть деятельность в образовательных учреждениях в качестве медсестры включалась в "льготный" стаж.

Кроме того, правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ (см. Постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).

В период с 22.01.1993 года по 23.07.2000 года она работала в должности медсестры в приемном отделении Петровского территориального медицинского объединении. Согласно прилагаемой справки главного врача МУЗ Петровской ЦРБ следует, что на основании приказа управления здравоохранения Ставропольского края 06.11.1990 года Петровская ЦРБ была переименована в Петровское территориальное медицинское объединение. Согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.05.2001 года № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, по нормам ст.81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» периодов работы в территориальных медицинских объединениях следует, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.

Она считает, что своим решением Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району нарушило ее Конституционные права, а в частности ст. 39 Конституции РФ, где четко указано, что государство устанавливает право граждан на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Она также считает, что ее право на досрочную пенсию нарушено, так как стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет более 30 лет.

В связи с этим она просит суд признать решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края №1664 от 18.11.2011 года на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным, обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району включить ей в специальный трудовой стаж период работы с 12.09.1989 года по 21.01.1993 год в должности старшей медсестры в ясли – саду № 55 станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги и период работы с 22.01.1993 года по 23.07.2000 года в должности медсестры в приемном отделении Петровского территориального медицинского объединении с выплатой пенсии с момента подачи заявления, т.е. с 15.08.2011 года.

В суде Ледовских Е.В. настаивала на своих требованиях и просила их удовлетворить, признав решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от 18.11.2011 года незаконным, обязав его включить ей в стаж работы указанные периоды с назначением и выплатой пенсии со дня подачи ею заявления о назначении пенсии, то есть с 15.08.2011 года.

Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края ФИО с иском Ледовских Е.В. не согласилась и пояснила, что в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, а специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, Ледовских Е.В. по состоянию на 15.08.2011года - день подачи заявления о назначении пенсии, составляет 19 лет 1 месяц 28 дней. В связи с этим ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края обоснованно отказало Ледовских Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а поэтому в удовлетворении ее исковых требований следует отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования Ледовских Е.В. законными и обоснованными по следующим основаниям.

В суде установлено, что Ледовских Е.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 15.08.2011 года.

Решением --- от 18.11.2011 года Ледовских Е.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии за отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ ввиду исключения из ее стажа периода работы в должности старшей медсестры в ясли – саду № 55 станции Светлоград с 12.09.1989 года по 21.01.1993 год, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 – Список № 781; период работы с 22.01.1993 года по 23.07.2000 год в должности медсестры в приемном отделении Петровского территориального медицинского объединении не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение и структурное подразделение не предусмотрены Списком № 781. На день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (15.08.2011 года) стаж работы заявителя, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 19 лет 1 месяц 28 дней.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) в связи с осуществлением лечебной, иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, если они проработали не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

По мнению суда доводы ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о том, что период работы Ледовских Е.В. с 12.09.1989 года по 21.01.1993 года в должности старшей медсестры в ясли-саду №55 станции Светлоград не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, ввиду того, что Списком № 781 не предусмотрено данное учреждение и структурное подразделение являются не обоснованными. Фактически Ледовских Е.В., работая в должности старшей медицинской сестры в ясли-саду № 55 станции Светлоград, оказывала лечебно-профилактическую помощь детям, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, а также архивной справкой, выданной 12.07.2011 года ОАО «РЖД» филиал «Северо-Кавказская железная дорога».

Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

После принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе старших, дошкольных образовательных учреждений (детских садов) применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, как отметил в определении № 868-О-О от 20.11.2008 года Конституционный Суд РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чумак-Жунь Н.В. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).

Из материалов дела видно, что период работы Ледовских Е.В. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду относится к периоду до 1 октября 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, а поэтому с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, спорный по настоящему делу период лечебной работы Ледовских Е.В. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду № 55 станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги с 12.09.1989 года по 21.01.1993 год подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Суд также считает не обоснованными доводы ГУ – Управления Пенсионного фонда по Петровскому району о том, что период работы Ледовских Е.В. в должности медсестры в приемном отделении в Петровском территориальном медицинском объединении с 22.01.1993 года по 23.07.2000 года в специальный стаж не засчитан, так как территориальное медицинское объединение не предусмотрено Списком от 29.10.2002 года № 781.

Суд считает, что в судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что работа Ледовских Е.В. в должности медсестры в приемном отделении Петровского территориального медицинского объединения связана с лечебной и иной деятельностью, совпадает с обязанностями медсестры в соответствующих Списках, что подтверждается справкой № 492 от 22.11.2011 года, выданной и.о. главного врача МУЗ Петровская ЦРБ.

На основании приказа управления здравоохранения № 05-02/636 от 06.11.1990 года «О переводе учреждения здравоохранения на новый хозяйственный механизм» Петровская ЦРБ переименована в Петровское ТМО.

Кроме того, согласно Устава государственного учреждения здравоохранения «Петровское территориальное медицинское объединение», зарегистрированного Петровской райгосадминистрацией Ставропольского края 12.12.1997 г., регистрационный № 103 ГУ Петровское ТМО, именуемое в дальнейшем учреждение, утверждено в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края № 142 от 04.03.1997 г., распоряжением комитета по управлению госимуществом Петровской райгосадминистрации № 38 от 28.11.1997 г. и приказом Министерства здравоохранения Правительства СК № 05-02/311 от 26.11.1997 г. и является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета на основе сметы. Целью создания учреждения является сохранение здоровья населения Петровского района путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. На ТМО возложены функции органа управления здравоохранения Петровского района.

Согласно Устава государственного учреждения Петровская центральная районная больница, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом Петровской районной государственной администрации и Министерством здравоохранения Ставропольского края – государственное учреждение Петровская центральная районная больница, именуемое в дальнейшем «Учреждение», учреждено Постановлением губернатора Ставропольского края от 4 марта 1997 года №142 и распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Петровской районной государственной администрации №22 от 13 июля 2000 года и приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края №05-02/220 от 10.07.2000 года. Учреждение является правопреемником ГУ Петровское ТМО.

Таким образом, работа Ледовских Е.А. в должности медсестры в приемном отделении Петровского территориального медицинского объединения, непосредственно связана с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, что не противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 года №130.

Специальный стаж Ледовских Е.В. с учетом оспариваемых периодов составляет 30 лет 10 дней.

При таких обстоятельствах доводы представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о законности отказа Ледовских Е.В. в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут быть приняты во внимание, а поэтому она вправе рассчитывать на льготный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст.39 Конституции РФ, ст.27 п.1 п.п. 20 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Ледовских Е.В. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края № 1664 от 18.11.2011 года об отказе Ледовских Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края произвести досрочное назначение пенсии Ледовских Е.В. с включением в специальный стаж периодов:

- с 12.09.1989 года по 21.01.1993 года работы в должности старшей медицинской сестры в ясли-саду № 55 станции Светлоград Северо-Кавказской железной дороги;

- с 22.01.1993 года по 23.07.2000 года работы в должности медицинской сестры приемного отделения в Петровском территориальном медицинском объединении, с назначением и выплатой пенсии со дня подачи заявления - с 15.08.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья