г.Светлоград 26 января 2012 года Петровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ульянова А.И., при секретаре – Шелудченко Т.А., с участием: помощника прокурора Петровского района Ставропольского края – Баранова М.А., заявителя – Колесникова В.В., представителя заявителя Колесникова В.В. – Аксельрод А.В., действующей по доверенности, председателя территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края – Редькина В.В., представителя территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края – Мишуры Н.А., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесникова В.В. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Петровского района незаконным, возложении на территориальную избирательную комиссию Петровского района обязанности зарегистрировать Колесникова В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края, Колесников В.В. обратился в суд с заявлением, которое в судебном заседании уточнил и просит признать постановление территориальной избирательной комиссии Петровского района от *** --- «Об отказе Колесникову В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края» незаконным, возложить на территориальную избирательную комиссию Петровского района обязанность зарегистрировать Колесникова В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края, мотивируя следующим. *** территориальной избирательной комиссией Петровского района вынесено постановление --- «Об отказе Колесникову В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края». Данное решение принято на основании п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона от *** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Данное основание для отказа в регистрации кандидатом возникло в связи с признанием недействительными 34 из 37 подписей избирателей в подписных листах, представленных им на основании п.п.«з» п. 6.4 ст. 38 Закона №67-ФЗ, предусматривающей признание подписей недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно. В частности, в постановлении --- указано, что 34 подписи избирателей в подписных листах признаны недействительными в связи с тем, что в части из них сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, были указаны в подписном листе не в полном объеме (отсутствовала дата рождения лица, осуществившего сбор подписей избирателей) либо сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, были не внесены им собственноручно (сведения о фамилии, имени и отчестве лица, осуществившего сбор подписей, его адресе места жительства, серии, номере и дате выдачи паспорта, наименовании, коде выдавшего его органа указаны машинописным способом, а не собственноручно). Указанные ТИК Петровского района обстоятельства изложены верно. Однако, данные обстоятельства при буквальном толковании норм закона не являются основаниями для отказа в регистрации кандидата. В понятиях и терминах, приведенных в ст.2 Закона №67-ФЗ, понятие собственноручного указания сведений не раскрыто. В соответствии с п.п.11, 12 ст.37 Закона №67-ФЗ в подписном листе вносятся только рукописным способом сведения об избирателях; подпись и дату ее внесения избиратель и лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, ставят собственноручно. Слово «ставят» можно истолковать также исключительно как рукописным способом. В подписных листах, представленных им в ТИК Петровского района, сведения об избирателях, подписи и даты их внесения избирателями и лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, указаны рукописным способом. Относительно же сведений о фамилии, имени и отчестве, дате рождения, адресе места жительства, серии, номере и дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименовании или коде выдавшего его органа, в п.12 ст. 37 Закона № 67-ФЗ установлено требование об их «собственноручном указании». В соответствии с п.п.«з» п.6.4 ст. 38 Закона №67-ФЗ предусмотрено основание для признания подписи избирателя недействительной в случае «невнесения собственноручно» сведений о лице, собравшем подписи избирателей. В п.12 ст.37 Закона №67-ФЗ отсутствует уточнение о собственноручном заполнении сведений рукописным способом. Толкование слов «указание» и «внесение» могут подразумевать под собою как заполнение подписных листов рукописным способом, так и собственноручное печатное заполнение подписных листов при помощи машинописной техники. Прямого запрета, исключений и ограничений на собственноручное машинописное заполнение сведений о лице, осуществлявшим сбор подписей, не установлено. Аналогично в соответствии с п.2 ст.33 Закона №67-ФЗ при выдвижении кандидата требуется письменное уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата. При этом Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 09.03.2011 г. № 69-Г-11-10 указано, что исполнение уведомления в машинописном виде не свидетельствует о нарушении закона в случае непредставление собственноручного письменного уведомления и что для этого достаточно письменного (машинописного), собственноручно подписанного уведомления. Смысловое понятие «письменного уведомления» также как «собственноручного указания сведений» может быть выполнено собственноручно машинописным способом. Он лично являлся лицом, собиравшим подписи избирателей, данные сведения внесены им в подписные листы машинописным способом собственноручно при самостоятельной подготовке и изготовлении подписных листов при помощи техники, а не третьими лицами, под своими же данными как о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, он поставил в подписных листах собственноручно даты и подписи рукописным способом. Рукописный текст подписного листа необходим для проверки подлинности почерка. В данном случае из содержания п.3 ст.38 Закона №67-ФЗ следует, что на основании заключений экспертов могут быть признаны недостоверными и (или) недействительными содержащиеся в подписных листах сведения об избирателях, участниках референдума и их подписи. Иные сведения, содержащиеся в подписных листах, в том числе о лицах, осуществляющих сбор подписей, почерковедческому исследованию не подвергаются и исследования рукописного текста не требуется. В связи с этим, из данных норм закона также не следует необходимости и обязательного заполнения сведений о лице, осуществившем сбор подписей, именно рукописным способом. С учетом изложенного собственноручное машинописное заполнение сведений о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, законом прямо не запрещено и является допустимым собственноручным указанием (внесением) данных сведений. Кроме того, в некоторых подписных листах не указана дата рождения лица, осуществившего сбор подписей избирателей. При этом лицом, осуществившим сбор подписей избирателей, являлся он сам. Дата его рождении в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, в подписных листах действительно отсутствовала. Однако в тех же подписных листах дата его рождения имелась в сведениях о кандидате. Таким образом, данная информация (о дате рождения) имелась в каждом подписном листе, поскольку сведения о кандидате и лице, собравшем подписи избирателей, совпадали. Следовательно, о полном отсутствии данной информации и, соответственно, об отсутствии данных сведений в подписных листах делать выводы необоснованно. Данные нарушения являются малозначительными, не нарушают прав избирателей, и несоразмерны с равенством всех выдвинутых кандидатов и их возможностью быть избранными на выборные должности органов местного самоуправления поселения, тем более, что он уже заслужил уважение и подтвердил доверие своих избирателей, будучи избранным ранее и являясь в течение предыдущих 5 лет действующим главой муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края. Действительно не соответствует требованиям закона только 1 подписной лист с 3 подписями избирателей, в котором отсутствовали сведения о серии и номере паспорта лица, осуществившего сбор подписей - Лысенко Г.В... Все остальные подписные листы с 34 подписями избирателей, достаточных для регистрации его кандидатом, в силу приведенных выше оснований и доводов являются действительными. В судебном заседании Колесников В.В. поддержал заявление и просил удовлетворить его, пояснил, что его данные как сборщика подписей были внесены им на компьютере после сбора подписей. В судебном заседании представитель заявителя Колесникова В.В. – Аксельрод А.В. поддержала доводы заявления и добавила, что на 2-6 подписных листах действительно отсутствует дата рождения лица, осуществляющего сбор подписей, но по ее мнению, данное нарушение является малозначительным, так как сбор подписей осуществлял сам Колесников В.В. и его дата рождения указана на каждом подписном листе как кандидата. Норма закона нарушена была, но суду предоставлено право признать данное нарушение малозначительным. На 7-12 подписных листах сведения о сборщике подписей указаны машинописным способом, что не запрещено действующим законодательством. Подписные листы с указанием данных лица, которое будет осуществлять сбор подписей, были изготовлены на принтере до того, как в них были внесены сведения об избирателях. Нормы законодательства, изложенные в п.12 ст.37 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и устанавливающие, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения, следует понимать так, что лицо, осуществляющее сбор подписей, может изготовить подписной бланк и указать в нем все свои данные, а после заполнения подписного листа, заверить его своей подписью и датой ее внесения. В целом полагает, что выявленные в подписных листах нарушения являются малозначительными, изменения в законодательство о выборах вступили в силу летом 2011 года и до этого в подписных листах отсутствовали сведения в необходимости внесения даты рождения сборщика подписей. В судебном заседании помощник прокурора Петровского района полагал отказать в удовлетворении заявления Колесникова В.В. и пояснил, что выявленные нарушения в части не внесения в подписные листы даты рождения сборщика подписей и внесение данных машинописным способом в подписные листы о сборщике подписей до его заверения сборщиком, являются нарушениями действующего законодательства о выборах, а поэтому решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Колесникова В.В. является верным ввиду недостаточности представленных в поддержку его выдвижения подписей. В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края Редькин В.В., представитель территориальной избирательной комиссии Петровского района Ставропольского края Мишура Н.А. полностью поддержали доводы для отказа в регистрации Колесникова В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования с.Шведино Петровского района Ставропольского края и приведенные в обжалуемом постановлении территориальной избирательной комиссии Петровского района от *** ---, полагали оставить заявление Колесникова В.В. без удовлетворения, и Мишура Н.А. добавил, что в подписных листах 4, с 7 по 12 также не указана дата рождения сборщика подписей. Внесение в подписные листы не рукописным способом сведений о сборщике подписей является нарушением п.12 ст.37 Федеральный закон от *** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как из буквального толкования данной нормы следует, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения, то есть заверение подписного листа происходит уже после внесения в него подписей избирателей. Форма подписного листа приведена в приложении --- Федерального закона от *** №67-ФЗ. Выслушав Колесникова В.В., его представителя Аксельрод А.В., помощника прокурора Петровского района Баранова М.А., представителей территориальной избирательной комиссии Петровского района Редькина В.В., Мишуру Н.А., изучив представленные документы в совокупности, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления Колесникова В.В. следует отказать по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от *** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии п. 6 ст. 76 Федерального закона от *** № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от *** № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом. Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от *** № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. *** кандидатом на должность главы муниципального образования с.Шведино Петровского района Ставропольского края в порядке самовыдвижения – Колесниковым В.В., в территориальную избирательную комиссию Петровского района сданы документы в соответствии с требованиями ч.1 ст.34 Федерального закона от *** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой, *** кандидатом на указанную должность Колесниковым В.В. в территориальную избирательную комиссию были представлены подписные листы в количестве 13 листов с 37 подписями избирателей, в сброшюрованном и пронумерованном виде, а *** кандидатом Колесниковым В.В. представлены 2 протокола об итогах сбора подписей и дискета с машиночитаемым протоколом об итогах сбора подписей. Представленные кандидатом Колесниковым В.В. документы, соответствовали сведениям, указанным им в заявлении. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 статьи ст.38 Федерального закона от *** №67-ФЗ, кандидат, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума, что установлено п.7 ст.38 Федерального закона от *** №67-ФЗ. По итогам изучения подписных листов, *** рабочая группа территориальной избирательной комиссии выявила нарушения п.12 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающего, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения, а именно: в представленных подписных листах - на подписном листе №1 отсутствуют сведения о серии и номере паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей Лысенко Г.В.; - на подписном листе № 2 отсутствуют сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей Колесникова В.В.; - на подписном листе №3 отсутствуют сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей Колесникова В.В.; - на подписном листе №4 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей - Колесникове В.В. внесены машинописным способом; - на подписном листе №5 отсутствуют сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей Колесникова В.В.; на подписном листе №6 отсутствуют сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей Колесникова В.В,; - на подписном листе №7 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей – Колесникове В.В. внесены машинописным способом; - на подписном листе №8 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей - Колесникове В.В. внесены машинописным способом; - на подписном листе №9 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей - Колесникове В.В внесены машинописным способом; - на подписном листе №10 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей - Колесникове В.В. внесены машинописным способом; - на подписном листе №11 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей - Колесникове В.В. внесены машинописным способом; - на подписном листе №12 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей - Колесникове В.В. внесены машинописным способом; - на подписном листе №13 недостатков не выявлено. Также представителем избирательной комиссии указано, что в подписных листах с машинописным способом внесения сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, также не указаны все сведения в полном объёме, то есть не указан его год рождения. Учитывая изложенное, и на основании п.п.«з» п.6.4. ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливающего, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно, территориальная избирательная комиссия *** вынесла Постановление ---, которым все подписи избирателей на подписных листах с №1 по №12 признала недействительными в силу того, что на них не указаны все необходимые сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, либо сведения об этом лице не внесены им собственноручно. Кроме того, учитывая, что кандидатом всего было предоставлено в комиссию 37 подписей избирателей, из них действительными могут быть признаны только подписи на подписном листе --- в количестве 3 подписи, при этом в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии Петровского района от *** --- необходимое количество достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования село Шведино Петровского района Ставропольского края должно быть не менее 33 подписей, а в соответствии п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, территориальная избирательная комиссия отказала Колесникову В.В., выдвинувшему свою кандидатуру кандидатом на должность главы муниципального образования с.Шведино Петровского района Ставропольского края в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на указанную должность на основании п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Легитимность территориальной избирательной комиссии, порядок принятия ею решений судом проверен и сомнений не вызывает. Рассматривая принятое территориальной избирательной комиссией решение, суд пришел к выводу, что оно является законным. Подпункт «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основаниям отказа в регистрации кандидата. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Постановлением --- от *** территориальная избирательная комиссия установила, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования с.Шведино Петровского района Ставропольского края составляет 33 подписи, при этом количество представленный подписей избирателей не может превышать 37 (пункт 9). Кандидатом Колесниковым В.В. в территориальную избирательную комиссию представлены подписные листы в количестве 13 листов с 37 подписями избирателей, в сброшюрованном и пронумерованном виде, из которых действительными были признаны только подписи на подписном листе №13 в количестве 3 подписи. Остальные же подписи признаны недействительными по указанным выше территориальной избирательной комиссией основаниям. Доводы Колесникова В.В. о том, что обжалуемое постановление территориальной избирательной комиссии незаконно ввиду приведенной им трактовки законодательства, несостоятельны. Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, приложением №6 к указанному закону. Порядок проверки подписей в подписных листах установлен пунктами 3 - 7 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, в соответствии с которыми проверке могут подлежать все представленные подписи. Пункт 12 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ устанавливает, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Согласно п.п.«з» п.6.4. ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все подписи избирателей, в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно. Доводы представителя Колесникова В.В. о том, что в подписные листы можно внести данные о сборщике подписей собственноручно машинописным способом, затем внести данные избирателей, и уже после сборщик подписей заверит подписной лист своей подписью с указанием даты, не согласуются с положениями п.12 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, так как указанные нормы четко устанавливают хронологию действий по заполнению подписного листа и двоякому толкованию не подлежат. Также несостоятельны доводы Колесникова В.В. о том, что, так как в подписных листах, где он лично являлся лицом, осуществлявшим сбор подписей, указан его год рождения в записи о нём как о кандидате на должность главы, подписи избирателей в этих подписных листах не могут быть признаны недействительными. Допущенные нарушения указанных выше норм Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в части не указания даты рождения сборщика подписей в подписных листах с №1 по №6, предварительного внесения машинописным способом данных о сборщике подписей в подписных листах №4, с №7 по №12, с одновременным не указанием года рождения сборщика подписей, и указанные территориальной избирательной комиссией в качестве оснований для отказа в регистрации Колесникова В.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, нашли свое подтверждение в судебном заседании, по мнению суда существенны, к малозначительным, как на то указывает представитель кандидата Колесникова В.В., не относятся, а поэтому, достаточных оснований для признания обжалуемого постановления незаконным у суда не имеется, так как достоверными в данном случае являются лишь 3 подписи избирателей при минимуме в 33 подписи. Допущенные нарушения Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ суд не может отнести к формальным, нарушающим или ущемляющим право Колесникова В.В. на участие в выборах, так как не соблюдение установленных законом норм при данном минимуме необходимых подписей в поддержку кандидата не может расцениваться судом как технические ошибки, обусловленные сбором большого числа подписей, трудоемкостью указанного процесса. Часть 2 ст.261 ГПК РФ обязывает отказать в удовлетворении заявления, если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. По указанным выше основаниям, суд не может возложить на территориальную избирательную комиссию Петровского района обязанность зарегистрировать Колесникова В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 260.1, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Колесникова В.В. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Петровского района от *** --- «Об отказе Колесникову В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края» незаконным, возложении на территориальную избирательную комиссию Петровского района обязанности зарегистрировать Колесникова В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования села Шведино Петровского района Ставропольского края – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Петровского районного суда Ульянов А.И.